Оксана Ощепкова
Рабочая программа логопеда (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
III. Организационный раздел
3.1. Психолого-педагогические условия реализации программы, обеспечивающие развитие ребенка.
Для успешной реализации ООП ДО обеспечиваются следующие психолого-педагогические условия:
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр. ; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
Публикация «Рабочая программа логопеда (продолжение)» размещена в разделах
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в кабинете учителя-логопеда МБДОУ ПГО № 43
1. Зеркало с лампой дополнительного освещения – 2 шт.
2. По 8 стульчиков для занятий в двух логопедических уголках.
3. Компьютер, принтер.
4. Чудо-песочница.
5. Магнитофон.
6. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистульки, свистки, дудочки, воздушные шары, мыльные пузыри, перышки, сухие листочки и лепестки цветов и т. д.)
7. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков. :
Картинки и тексты для автоматизации звуков. Нищева Н. В. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. Нищева Н. В. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
Тетрадь – тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков Ш, Ж, С - Ш - З - Ж. Нищева Н. В. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
Тетрадь – тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков С - З - С, - З,. Нищева Н. В. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
Тетрадь – тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков Р - Р,. Нищева Н. В. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
Тетрадь – тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков Л, Л, дифференциации сонорных звуков и звука J. Нищева Н. В. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
Тетрадь – тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков М, М, П, П, Б, Б, Т, Т, Д, Д, Н, Н, К, К, Г, Г, Х, Х, В, В, Ф, Ф,. Нищева Н. В. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
Тетрадь – тренажер для автоматизации произношения звуков Ц, Ч, Щ, дифференциации звуков Ц, - С, Ц, - Т, Ч - Т, Ч - С, Щ - С, Щ - Ч,. Нищева Н. В. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
картинки на дифференциацию звуков: т – т, «Повара», г – г, «Гуси», к – к, «Дети», с – с, «Старый сом», х –к – к, «Ваха и Хомка», ф – ф, «Федя и Маффин», в – в, «Вова», д – д, «Дыня».
8. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения:
Речевая карта ребенка с общим недоразвитие речи (с 4 до 7 лет). Нищева Н. В. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитие речи (с 4 до 7 лет). Нищева Н. В. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
9. Мой букварь. Нищева Н. В. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
10. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок: «Семья ежей», «Кот нашел рукавицу», Игра – занятие «Истории в картинках» Часть 1,2.
11. Игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал:
Играйка 3. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи у дошкольников. Нищева Н. В. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
Играйка 10. Считайка. Нищева Н. В. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
Комплект детской посуды (8 персон).
Счетные цветные палочки Кюизенера для детей 3-9 лет
12. «Алгоритмы» описания игрушки, фрукта/овоща, животного.
13. Лото, домино и другие настольно-печатные игры по изучаемым темам.
14. Играйка:
Играйка 3. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи у дошкольников. Нищева Н. В. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
Играйка 6. Грамотейка. Разрезной алфавит, предметные картинки, игры для обучения дошкольников грамоте Нищева Н. В--- СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
Играйка 10. Считайка. Нищева Н. В. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
Играйка 12. Маленькая хозяйка (По темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Посуда»). Нищева Н. В. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
Играйка 14. Узнавайка. Зоопарк. Нищева Н. В. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
15. Картотека предметных картинок:
Природа: «Животные»«Дикие животные», «Пресноводные рыбы», «Насекомые 1,2», «Насекомые», «Мир растений», «В мире животных», «Съедобные грибы», «Садовые растения. Овощи. Ягоды садовые и лесные растения. Лекарственные растения. Деревья и листья», «Деревья», «Фрукты», «Овощи», «Моя деревня (сюжетные картинки). Домашние животные и птицы», «Домашние животные», «Животные жарких стран», «Птицы», «Птицы наших лесов», «Городские птицы».
Времена года: «Времена года: Весна, Лето, Зима, Осень»«Стихийные явления природы»
Профессии: «Все работы хороши. Профессии сервиса (обслуживания, «Героические профессии, Технические профессии, Творческие профессии, Сельскохозяйственные профессии», «Мамы всякие нужны», «Наш детский сад. Профессии детского сада», «Профессии. Стихи и речевые упражнения».
Космос: «Картинки о космосе»,
Транспорт: «Водные виды транспорта», «Служебные машины, военная техника, история развития транспорта».
Разное: «Виды спорта», «Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Обувь»,«Головные уборы», «Музыкальные инструменты», «Модница»«Наш дом (виды домов)», «Праздники России (1 января – Новый год; 23 февраля – День защитника отечества; 8 марта – международный женский день; 1 мая – Праздник весны и труда; 9 мая – День победы; 12 июня – День России; 4 ноября – День народного единства)», «Москва», «Военно-морской флот (виды войск)», «Герои русских сказок (Маша и медведь, Кощей бессмертный, Гуси лебеди, Емеля и щука, Ховрошечка и буренка, Царевна лягушка, Баба Яга, Змей Горыныч)», «Распорядок дня».
16. Картотека словесных игр:
Игр по преодолению ОНР I уровня речевого развития. Игра – лото «Подбери действие». Игра – лото «Направо-налево». Игра «Амонимы». Игра «Антонимы». Игра «Развиваем речь». Какой, что делает, размер, количество, где находится и т. д. Игра – лото «Собери пословицы»
Игра «Четыре сезона. Зима». Игра «Четыре сезона. Весна». Игра «Четыре сезона. Лето». Игра «Четыре сезона. Осень». Игра «Семья». Игра «Читаем и составляем слова»
17. Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
18. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры, светофорчики для определения места звука в слове и т. д.):
Методическое пособие по подготовке к обучению грамоте:
- звуковой анализ,
- дифференциация согласных и гласных звуков
- дифференциация твердых и мягких звуков.
Методическое пособие по подготовке детей к обучению грамоте. Звуковые и слоговые линейки.
19. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы для анализа и синтеза предложений (символы начала предложения, слов в предложении, предлогов, точек и т. д.)
20. Разрезной алфавит. Буквы (картонные, на кубиках, магнитные):
Игра «Алфавит. Веселые уроки 4-6 лет».
Играйка 6. Грамотейка. Разрезной алфавит, предметные картинки, игры для обучения дошкольников грамоте. Нищева Н. В. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
Касса букв и цифр.
21. Слоговые таблицы.
22. Геометрические фигуры, формы:
Геометрические фигуры в сказках. Волк и семеро козлят (треугольники). Три медведя (прямоугольники и треугольники)
Конструктор «Томик»
Игра «Цифры и фигуры»
20. Игры:
Дидактическая игра «Природа и школа». Темы: Игрушки и животные; У доктора Айболита; Одежда и обувь; Школа; Мы рисуем и считаем; Мы играем и считаем; Транспорт. Правила дорожного движения; Дома; Мы обедаем; Кто что делает; Животные и птицы. Пазлы «Смешарики». Деревянные пазлы «Овощи и фрукты». Кубики «Игрушки». Кубики «Цветы, игрушки, животные, ягоды, фрукты и овощи». Игра «Чей хвост?». Домино «Животные».
3.3. Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания.
Коррекционно-логопедическая программа реализуется на с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования в программе «Детство» - примерная основная образовательная программа дошкольного образования»/ авторский коллектив Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др., СПб, 2014. За основу коррекционно-логопедической программы взята «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», авт. Нищева Н. В. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
1. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа). – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
2. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа). Сентябрь-январь – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
3. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа). Февраль-май – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
4. Проектирование основной образовательной программы (на основе программы Н. В. Нищевой). – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
5. Интегрированные развивающие занятия в логопедической группе (методический комплект программы Н. В. Нищевой). CD диск. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
6. Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитие речи (с 4 до 7 лет). – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
7. Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитие речи (с 4 до 7 лет). – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
8. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
9. Нищева Н. В. Мой букварь. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
10. Нищева Н. В. Картинки и тексты для автоматизации звуков. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
11. Нищева Н. В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
12. Нищева Н. В. Веселые чистоговорки. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
13. Нищев В. М., Нищева Н. В. Веселая пальчиковая гимнастика. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
14. Нищева Н. В. Веселая дыхательная гимнастика. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
15. Нищева Н. В. Тетрадь для старшей логопедической группы. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
16. Нищева Н. В. Тетрадь – тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков Ш, Ж, С - Ш - З - Ж. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
17. Нищева Н. В. Тетрадь – тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков С - З - С, - З,. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
18. Нищева Н. В. Тетрадь – тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков Р - Р,. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
19. Нищева Н. В. Тетрадь – тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков Л, Л, дифференциации сонорных звуков и звука J. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
20. Нищева Н. В. Тетрадь – тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков М, М, П, П, Б, Б, Т, Т, Д, Д, Н, Н, К, К, Г, Г, Х, Х, В, В, Ф, Ф,. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
21. Нищева Н. В. Тетрадь – тренажер для автоматизации произношения звуков Ц, Ч, Щ, дифференциации звуков Ц, - С, Ц, - Т, Ч - Т, Ч - С, Щ - С, Щ - Ч,. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
22. Нищева Н. В. Играйка 14. Узнавайка. Зоопарк. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
23. Нищева Н. В. Играйка 3. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи у дошкольников. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
24. Нищева Н. В. Играйка 10. Считайка. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
25. Нищева Н. В. Играйка 6. Грамотейка. Разрезной алфавит, предметные картинки, игры для обучения дошкольников грамоте. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
26. Нищева Н. В. Играйка 12. Маленькая хозяйка (По темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Посуда»). - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
27. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения И. А. Смирнова - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
28. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа (Демонстрационный материал для фронтальных занятий) – М. : «Скрипторий 2-3» изд. 2013.
29. Руководство по организации работы логопеда в ДОУ. Сборник примерных форм документов и методических материалов. – М. : Аркти 2008.
30. Логопедическое пособие для детей. А. И. Богомолова. – СПб. : «Библиополис», 1994
31. Речецветик. Г. Ванюхина. – Смоленск: «Русич», 1996
32. Речецветик. Г. Ванюхина. – Екатеринбург: «Старсо», 1993
33. Уроки логопедии. З. А. Репина, Б. И. Буйко. – Екатеринбург: «Литур», 1999
34. Логопедия. Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998
35. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. Н. В. Микляева. – М. : Айрис Пресс, 2005
36. Учимся говорить правильно. Т. А. Куликовская. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016
37. Занимательные игры и упражнения. Е. В. Балакирева, Т. С. Перегудова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017
38. Логопедические уроки: Читать раньше, чем говорить! (методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи детей с алалией). Н. Созонова, Е. Куницина. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2016
39. Логопедические уроки: Лексика, грамматика, связная речь (методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи). Н. Созонова, Е. Куницина. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2016
40. Логопедические уроки: Грамматика для дошкольников (методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи). Н. Созонова, Е. Куницина. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2016
3.4. Кадровые условия реализации коррекционно-логопедической программы
3.5. Годовой план работы учителя – логопеда в 2017-18 учебном году
3.7 Еженедельная циклограмма деятельности учителя-логопеда МБДОУ ПГО «Детский сад № 43 общеразвивающего вида» в 2017-18 учебном году
3.8 Расписание учителя-логопеда МБДОУ ПГО «Детский сад № 43 общеразвивающего вида» в 2017-18 учебном году
3.9 Модель организации коррекционно-логопедической работы в МБДОУ ПГО «Детский сад № 43 общеразвивающего вида» в 2917-18 уч. г.
Вся коррекционно-логопедическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья организуется в форме индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. Таким образом, с каждым ребенком с ОВЗ (ТНР, ЗПР) в неделю проводится не менее 4 занятий, а именно:
- 2 индивидуальных занятия продолжительностью 15-20 минут.
- 1 подгрупповое занятие продолжительностью 20 - 25 минут. Подгруппа (по 8-10 человек) комплектуется в соответствии с речевым дефектом и/или этапом работы. Другая подгруппа (8-10 человек) участвует в НОД с воспитателем.
- 1 фронтальное занятие «Логоритмика» продолжительностью 20-25 минут.
Коррекционно-логопедическая работа начинается в сентябре, заканчивается в мае. Всю работу можно условно разделить на три периода:
I период — октябрь, ноябрь;
II период — декабрь, январь, февраль;
III период — март, апрель.
Сентябрь отводится для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимных моментах, составления и обсуждения плана работы на первый период работы. На каждого обследованного ребенка с ОВЗ заводится «Речевая карта воспитанника с ОВЗ», в основу которой легла речевая карта ребенка с общим недоразвитие речи (с 4 до 7 лет) Нищевой Н. В. Для работы с ней используется картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитие речи (с 4 до 7 лет) Нищевой Н. В. (Приложение № 3). Данные входящей диагностики заносятся в «Мониторинг общего и речевого развития детей с ОВЗ», входящий в комплект программы Н. В. Нищевой. (Приложение № 1). На ребенка, не имеющего статус ОВЗ, заводится стандартная «Речевая карта» (Приложение № 3) и оформляется «Лист учета динамики речевого развития ребенка» (Приложение № 2).
В конце сентября на заседании ПМПк обсуждаются результаты диагностики детей, планы индивидуального развития детей, посещающих группы общеразвивающей направленности в режиме реализации АОП, группы комбинированной направленности, логопункт, а также план работы логопеда на текущий учебный год.
С первого октября начинается коррекционная образовательная деятельность с детьми в соответствии с утвержденным планом работы.
В мае проводится итоговая углубленная диагностика развития речи детей с целью определения динамики ее развития. Полученные данные вносятся в «Мониторинг общего и речевого развития детей с ОВЗ», а также в «Лист учета динамики речевого развития ребенка».
3.10 Примерное тематическое планирование работы в старшей группе (индивидуальные и подгрупповые занятия)
3.11 Примерное тематическое планирование работы в подготовительной к школе группе (индивидуальные и подгрупповые занятия)