Галина Дудина
Рабочая программа кружка «Занимательная математика» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
кружка «Занимательная математика»
по образовательной области «Познавательное развитие»
для детей 5- 6 лет
Срок освоения: 1 год
Пояснительная записка
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Темочки:
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
В соответствии с современными тенденциями развития образования, дети в детском саду должны быть любознательными, активными, обладать способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшими универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Организация кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Организация кружковой деятельности на основе интересов, потребностей и склонностей детей стимулирует желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления.
Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Программа работы кружка «Занимательная математика» составлена на основе учебно-методического пособия «Игралочка- ступенька к школе» (часть 3, предназначенного для развития математических представлений детей 5-6 лет.
Цель программы : сформировать у ребёнка психологическую и общеучебную готовность к школе, развить у него познавательный интерес, внимание, память, мышление. Речь, инициативность, общительность, творческие и деятельностные способности.
Основные задачи программы :
1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2) Развитие мыслительных операций:
-анализ свойств исследуемых объектов или явлений;
-сравнение свойств предметов;
-обобщение, т. е. выявление общих свойств предметов в группе;
-распределение предметов в группы по выбранному свойству;
-синтез на основе выбранной структуры;
-конкретизация;
-классификация;
-аналогия.
3) Формирование умения понимать правила игры и следовать им.
4) Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
5) Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6) Увеличение объёма внимания и памяти.
7) Формирование произвольности поведения, умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
8) Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.)
Содержание программы
Программа рассчитана на 1 год обучения детей 5 – 6 лет. Кружок работает 1 раз в неделю. Всего 32 занятия. Продолжительность занятия составляет 20-25 минут.
НОД проводится в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строится на основе индивидуально - дифференцированного подхода к детям.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность.
Занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». Новое знание не даётся детям в готовом виде, а организуется самостоятельное «открытие» ими закономерных связей и отношений окружающего мира путём анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения.
Дидактической основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:
1) Принцип психологической комфортности-создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
2) принцип деятельности- новое знание не даётся в готовом виде, а организуется самостоятельное открытие его детьми;
3) принцип минимакса- обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом за счёт организации работы в зоне ближайшего развития возрастной группы;
4) принцип целостного представления о мире- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
5) принцип вариативности- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор, и им систематически предоставляется возможность выбора.
6) принцип творчества- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
7) принцип непрерывности обеспечивает преемственные связи между всеми ступенями обучения.
Ведущей идеей данной программы является создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка.
Формы организации НОД
Выделяются 3 основных типа занятий:
-занятие открытия нового знания;
-тренировочное занятие;
-итоговое занятие.
Особенностью занятий открытия нового знания является то, что поставленные образовательные цели реализуются в процессе освоения детьми новой для них содержательной области.
Структура занятий открытия нового знания имеет следующий вид:
1) Введение в игровую ситуацию.
2) Актуализация и затруднение в игровой ситуации.
3) Открытие детьми нового знания.
4) Включение нового знания в систему знаний ребёнка и повторение.
5) Итог занятия.
На тренировочных занятиях акцент делается на тренировке познавательных процессов и мыслительных операций, навыков к выполнению различных видов деятельности и общению.
Цель итогового занятия можно определить следующим образом: проверить уровень сформированности (мыслительной операции, познавательного процесса, способности, навыка и т. д.)
Методы:
• Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ, пояснения)
• Метод игры (дидактические игры на развитие внимания, памяти, логического мышления)
• Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
• Наглядный (с помощью наглядных материалов : картинок, рисунков, схем)
Ожидаемые результаты: занятия по математике помогут выявить одарённость и сформировать определённого запаса математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.
1. Развитое логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкая моторика рук;
2. Сформированная наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;
3. Выработанная привычка максимально полно включаться в процесс обучения.
4. Любовь к математике.
Мониторинг: отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики. Психолого-педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: начало и конец учебного года – в сентябре и мае. Цель: выявление уровня развития ребёнка.
Работа с родителями
Родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни.
Форма работы : консультации, папки-передвижки, индивидуальная беседа.
В конце учебного года: опрос родителей с целью изучения мнения родителей о работе кружка и полученных детьми знаний за время обучения.
Программа составлена с учё том интеграции образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие» - знания и умения, полученные в НОД дети применяют в игровой деятельности.
«Познавательное развитие» - развитие умственных способностей; достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, знакомство с геометрическими телами, обследование, зарисовывание их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху, ориентировка на листе бумаги.
«Речевое развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
«Физическое развитие» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения, играя в подвижные игры. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
«Художественно – эстетическое развитие» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.
Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
Разделы рабочей программы :
«Количество и счет»
Цель: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, сравнивать группы предметов, упражнять в решении простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
«Ознакомление с геометрическими фигурами»
Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
«Определение величины»
Цель: развивать умение сравнивать размер предметов (по длине, высоте); сравнивать и измерять объём, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
Цель: развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги, в пространстве; сформировать представление о ритме (закономерности, умение в простейших случаях видеть закономерность и составлять ряд закономерно чередующихся предметов или фигур. Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
Примерное поурочное планирование
1-2 занятия – Повторение
3-4 занятия – «Свойства предметов и символы»
5 занятие – «Таблицы»
6 занятие – «Число 9. Цифра 9»
7 занятие – «Число 0. Цифра 0»
8 занятие – «Число 10. Запись числа 10»
9 занятие – «Сравнение групп предметов. Знак =»
10 занятие – «Сравнение групп предметов. Знаки = и»
11-13 занятия – «Сложение»
14-16 занятия – «Вычитание»
17-19 занятия – «Сложение и вычитание»
20 занятие – «Знаки < и >»
21 занятие – «На сколько больше? На сколько меньше?»
22 занятие – «На сколько длиннее?»
23-25 занятие – «Измерение длины»
26 занятие – «Объёмные и плоскостные фигуры»
27 занятие – «Сравнение по объёму»
28-29 занятия – «Измерение объёма»
30-32 занятия - Повторение
Используемые пособия: демонстрационный и раздаточный материал по практическому курсу математики для дошкольников «Игралочка - ступенька к школе», счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, геометрическое лото, задачи в стихах.
В начале и конце учебного года проводится мониторинг детей, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоение программного материала.
Используемая литература:
1. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. 368 с.
2. Петерсон Л. Г. Программа дошкольной подготовки детей 3-7 лет «Ступеньки» по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000… : Математика. -М. : УМЦ «Школа 2000…»,2007.
3. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Игралочка- ступенька к школе», часть 3. Практический курс по развитию математических представлений у детей 5-6лет// Методические рекомендации. –Москва. Бином. Лаборатория знаний, 2020
4. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Демонстрационные и раздаточные материалы к курсу «Игралочка- ступенька к школе», часть 3.-Москва, ООО «Бином. Лаборатория знаний»