Ольга Грачева
Рабочая программа кружка «Юный эколог» для детей старшей и подготовительной групп
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь к природе, впрочем,
Как и всякая человеческая любовь
Несомненно, закладывается в нас с детства»
И. Соколов-Никитов.
Пояснительная записка.
Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.
В наше время отношения человека и природы претерпели изменения.
Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.
Публикация «Рабочая программа кружка „Юный эколог“ для детей старшей и подготовительной групп» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.
Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.
Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование?
Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.
Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира.
В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся.
Знания, полученные в дошкольном возрасте помогут детям в дальнейшем освоить предметы экологической направленности и обеспечат преемственность между сферами социального становления личности (семья детский сад – школа - ВУЗ - профессиональная деятельность).
Программа кружка «Юные экологи» рассчитана на детей 5-7 лет. До 7 лет дети особенно восприимчивы, первые впечатления откладываются в памяти на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие.
Особенностью рабочей учебной программы «Юный эколог» является планирование занятий, направленных на реализацию регионального компонента.
Отличительные особенности программы.
Новым в работе кружка «Юный эколог» предусматривается введение в занятия экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт.
Принципы, лежащие в основе программы :
-принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя;
-принцип систематичности и последовательности;
-принцип наглядности;
-принцип доступности и посильности;
-принцип учета возрастных особенностей детей;
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы :
Первый год обучения - дети 5-6 лет (старшая группа)
Второй год обучения – дети 6-7 лет (подготовительная группа)
Сроки реализации программы – 2 года.
Режим работы кружка - 1 раз в неделю, во второй половине дня.
Цель программы.
Формирование целостных представлений старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы с включением регионального компонента (Тамбовской области)
Общие задачи
- Формировать активную позицию, желание изменить, что- либо вокруг себя в лучшую сторону
- Воспитывать защитников природы, дать экологические знания.
- Научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно
распоряжаться ее богатствами.
- Развивать экологическую культуру.
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста.
Дети шестого года жизни овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольным – память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования.
Эколого-педагогическая работа с детьми возраста имеет сходства с системой среднего возраста, и отличие от нее. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно – чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам. Литературным стержнем экологической работы являются произведения В. Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, их развивающее значение. Смену видов деятельности.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений) : представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Таким образом, эколого-педагогическая работа с детьми старшей группы, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.
Задачи развития экологических представлений у детей старшей группы.
Образовательные:
- дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах - экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;
- учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;
- организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;
- научить детей простейшим правилам поведения в природе;
Развивающие:
- развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);
- развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;
- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
Воспитательные:
- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;
- сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой;
- научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;
- формировать в детях доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе и др.
Задачи оздоровительной направленности.
- Учить взаимодействовать с природой.
- Приобщать к ценностям здорового образа жизни.
- Знакомить с правилами личной безопасности.
Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природой.
- Закреплять умения самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в зоне природы.
- Прививать интерес к труду в природе, привлекать детей к посильному участию.
Задачи природоохранного направления.
- Формировать представление об экологических проблемах села, города.
- Закрепить умение правильно вести себя в природе.
- Формировать у детей эмоциональную отзывчивость.
Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в продуктивных видах деятельности.
- Развивать интерес и любовь к родному краю и умение отражать это в продуктивных видах деятельность.
- Учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.
Возрастные особенности усвоения программного материала.
Подготовительная группа.
К концу дошкольного детства у детей формируется первичный целостный образ мира, в котором он живет, отражающий основные его закономерности. Основные изменения в деятельности, сознании и личности пятилетнего ребенка заключаются в следующем: появляется произвольность психических процессов- способность целенаправленно управлять своим поведением и своими психическими процессами. Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Дальнейшее развитие и усложнение этих образований создает к 6 годам благоприятные условия для развития рефлексии- способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях,чувствах; для морального развития, и именно для последнего, возраста шести-семи лет является сенситивным, т. е. чувствительным периодом. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в тоже время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. Детям седьмого года жизни вполне доступно полноценное моральное поведение, т. е. соблюдение норм при отсутствии внешнего контроля и принуждения и вопреки собственным желаниям и интересам. У ребенка формируется способность адекватно оценивать результат собственной деятельности. В этом возрасте развиваются тонкие эмоциональные реакции ребенка на красоту окружающего мира, увиденное в детстве и запечатленное в сознании человека, создают эмоциональное, теплое переживание чувства Родины.
Задачи развития экологических представлений у детей подготовительной группы.
Образовательные.
-Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе.
-Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
-Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон (пустыня, тундра, степь, тропический лес, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, городе, о взаимодействии человека и природы.
-Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы.
-Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, огородом, цветниками и животными уголка природы.
-Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность.
Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.
Развивающие.
-Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения.
-Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, способность замечать противоречия.
-формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений.
-Применять результаты исследования в разных видах деятельности.
Воспитательные.
- Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
-Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Задачи оздоровительной направленности.
- Продолжать учить согласовывать свое поведение с факторами природной среды.
- Формировать ответственное отношение к своему здоровью.
- Учить оказывать первую медицинскую помощь себе и пострадавшим.
- Учить не только самим правилам безопасности, но и начать следить, как их выполняют другие.
Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природой.
- Продолжать заботиться о чистоте окружающего мира, родного села, города.
- Продолжать работу по формированию умений и навыков по уходу за растениями и животными.
- Учить в коллективной деятельности самостоятельно планировать работу и разделять обязанности между собой.
Задачи природоохранного направления.
- Формировать ответственное отношение за создание необходимых условий жизни для себя и для всех живых организмов.
- Продолжать знакомить с проблемами загрязнения окружающей среды в своем регионе.
- Побуждать активно применять на практике знания по охране природы.
Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в продуктивных видах деятельности.
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
- Учить передавать свои эмоции, настроение по отношению к природе через изобразительную деятельность и художественный труд.
ние, 2002.