ЕЛЕНА ЖИРОВА
Рабочая программа кружка по рисованию
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебная палитра»
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка (направленность, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность) 3
Цель. 4
Задачи 4
Принципы построения программы 5
Расписание и формы занятий 5
Целевые ориентиры 5
Мониторинг результатов обучения 6
Учебно-тематический план 7
Календарно-тематический план 8
Работа с родителями…. 19
Список литературы 20
Пояснительная записка (направленность, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность)
Публикация «Рабочая программа кружка по рисованию» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование. ВСЕ материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.
Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).
Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.
Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.
Цель: развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
*Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.
*Побуждать детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.
*Развивать у детей художественный вкус, фантазию, изобразительность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание, устойчивый интерес к художественной деятельности.
*Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
*Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческую самореализацию.
Возраст воспитанников: средний.
Срок реализации: 1 год.
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю, 20 минут в зависимости от возраста воспитанников во второй половине дня с17: 00 до 17:20 часов.
Год обучения Количество занятий
в неделю Количество занятий
в месяц Количество занятий в год Количество воспитанников
2017-2018
1
4
32
17
Принципы построения программы :
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
- практические
- игровые
Расписание и формы занятий:
День недели
Время
Вторник/среда
17.00-17.20
- индивидуальные занятия;
- подгрупповые занятия;
- коллективные занятия.
Целевые ориентиры:
1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Учебно-тематический план:
1 «Рукавички для зайчат».
2 «Золотая осень»
3 «Лесная поляна»
4 «Бабочка»
5 «Необычные животные»
6 «Ветка рябины в вазе»
7 «Маковое поле»
8 «Ветка мимозы»
9 «Рукавички для дедушки мороза»
10. «Маленькой елочки холодно зимой»
11 «Я люблю пушистое, я люблю колючее»
12 «Волшебная ночь»
13 «Укрась платочек»
14 «Улитка»
15 -16 «Овечка»
17 «Кошечка»
18 «Забавная ниточка»
19 «Подарок папе»
20 «Мраморные узоры»
21 «Весеннее путешествие»
22 «Цветы в вазе»
23 «По морям по волнам»
24 «Такие разные мелодии дождя»
25 «Полет в космос» занятие № 1
26 «Полет в космос» занятие № 2
27 «Звездное небо»
28 «Такая разная вода»
29 «Ковер- самолет»
30 «Иголки для ежика»
31 «Черемуха»
32 «Я рисую что хочу!»
Календарно-тематический план:
Месяц Тема
№ Нетрадиционные техники Задачи Материал Кол-во занятий
Октябрь 1. «Рукавички для зайчат» «Рисование вилкой». Обучение детей методам и приёмам нестандартной технике рисования. Развитие творческого мышления и воображения при создании рисунка нетрадиционным методом. Письмо; рукавицы, гуашь белая, одноразовые пластиковые вилки, салфетки, стаканчики – непроливайки.
1
2. «Золотая осень». Рисование «методом тычка». Познакомить учащихся с нетрадиционной техникой рисования осенних листьев, научить детей рисовать ватными палочками, совершенствовать навыки работы с гуашью; прививать интерес к данному виду техники рисования, воспитывать эстетический вкус, прививать интерес к творческой работе, прививать аккуратность; развивать мелкую моторику, развивать у учащихся творческие способности, воображение и фантазию. Альбом
Гуашь
Ватные палочки
Шаблоны листьев
Стаканчик для воды 1
3. «Лесная поляна» Печатание растениями Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Печать растениями». Развивать творческое воображение, воспитывать аккуратность. Гуашевые краски; природный материал: шишки, листья; листы бумаги, кисти, баночки с водой, тряпочки. 1
4. «Бабочка» Техника «монотипия» Познакомить с техникой монотипии. Учить создавать образ бабочки гуашью, используя графические средства выразительности: пятно, линию. Развивать у детей чувство гармонии и красоты, восприятие цвета. Закрепить знание дополнительных красок. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов Гуашь для рисования; кисти (пони, №4); лист бумаги, согнутый пополам; салфетки на каждого ребенка. 1
Ноябрь 5. «Необычные животные» Техника «кляксография». Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов. Черная или цветная тушь в мисочке, белый лист(20x20 см) — для кляксографии можно два листа, пластмассовая ложечка, простой карандаш, гуашь, кисть, восковые мелки или фломастеры, эскизы с изображениями реальных животных разны-ми техниками 1
6. «Ветка рябины в вазе». Техника: оттиск пробкой или круглыми печатками, рисование пальчиками. Формировать эстетическое отношение к на-тюрморту из рябины и вазы; упражнять в комбинировании различного цвета для изображения ягод; развивать чувство композиции при составлении и рисовании натюрморта. Целые листы бумаги формата А4 (для печати пробкой или печатками) и пол-листа формата А4 (для рисования пальчиками, тонированные пастельными тонами, гуашь в мисочках, кисти разного размера в зависимости от формата листа, простой ка-рандаш, ветка рябины, иллюстрации и педагогические эскизы, игрушечная белочка. 1
7. «Маковое поле». Рисование мятой бумагой. Знакомство детей с техникой рисования мятой бумагой; Воспитывать бережное отношение к природе; развитие внимания, мышления и вкуса; воспитание аккуратности. Листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой. 1
8. «Ветка мимозы» Рисование пальчиками, скатывание бумажной салфетки. Учить технике пальчикового рисования, создавая изображение путем использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (желтый, форме (круглый, величине (маленький, количестве (много, качестве (пушис-тый) предмета; формировать навыки аппликационной техники; развивать ассоциативное мышление, воспри-ятие цвета, формы, величины предмета; воспитывать интерес к творческой изобразительной деятельности Гуашь желтого цвет; разлитая в баночки; клей; шарики из бумажных салфеток; листы бумаги, на которых нарисованы листья мимозы на каждого ребенка; изображения сол-нышка; пушистых цыплят и воздушных шариков круглой формы. 1
Декабрь 9. «Рукавичка для дедушки мороза». Рисование солью. Познакомить с техникой рисования солью; совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами; вызвать интерес к созданию образа снежных кружев различными нетрадиционными техниками; развивать творческое воображение, фантазию.
Презентация на компьютере, картонные варежки красного цвета, клей ПВА, поваренная соль, три снежинки с загадкой, сундучок, письмо от Деда Мороза. 1
10. «Маленькой елочке холодно зимой». Рисование пальчиками, оттиск печатками. Воспитывать эстетическое отношение к при-роде через изображение образа елочки; упражнять в рисовании пальчиками, оттисками печаток, в нанесении рисунка равномерно по всей поверхности листа; развивать цветовосприятие. Сделанная из цветной бумаги объемная елочка, наклеенная на большой лист темного цвета для показа способов изображения, пол-листа бумаги формата А4 синего или фиолетового цвета с накле-енными елочками разной величины из цветной бумаги (это можно сделать на занятии по аппликации, белая гуашь, налитая в мисочке (если дети хорошо владеют данными техниками, можно дать гуашь двух цветов: белую и голубую, печатки из картофеля и пробки (кру-жочки разной величины, салфетки. 1
11. «Я люблю пушистое, я люблю колючее». Тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном.
Воспитывать эстетическое отношение к жи-вотным через их изображение в различных художе-ственных техниках; упражнять в выразительной передаче фактуры, цвета, характера животного, зверя. Тонированная бумага бледно -зеленого цвета, жесткая кисть, гуашь, скомканная бумага, поролон, тарелочки для печати, эскизы, фото, иллюстрации с изображением разных животных. 1
12. «Волшебная ночь». Рисование свечой. Познакомить детей с данной техникой рисования; воспитывать интерес к художественной деятельности. Альбомный лист, цветные карандаши, акварельные краски, свеча, баночки с водой, салфетки. 1
Январь 13. «Укрась пла-точек» Оттиск пробкой. Рисование пальчиками Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма.
Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Альбомный лист, гуашь, салфетки, баночки с водой, печати. 1
14. «Улитка» Рисование восковыми мелками, солью Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Альбомные листы, восковые мелки, акварельные краски, соль, салфетки, баночки с водой. 1
15-16 «Овечка» Кисть щетина, салфетка, рисование пальчиками Учить тонировать лист, промакивать салфеткой (изображая облака, шерсть, учить детей техникой рисования тычком полусухой кистью. Закрепить умение рисовать пальчиками. Воспитать у ребенка художественный вкус. 2
Февраль 17 «Кошеч-ка». Рисование манной и гречневой крупой. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной и гречневой крупы;
- развивать творческое воображение, мышление, фантазию;
- воспитывать интерес к творчеству;
- воспитывать интерес к изобразительному творчеству, желание узнавать новое.
Альбомный лист, цветные карандаши, акварельные краски, свеча, баночки с водой, салфетки. 1
18.«Забав-ная ниточка». Техника «Ниткография». Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – ниткографией, способствовать развитию творческого воображения, художественно-эстетических навыков, глазомера, внимания; создать условия для развития интереса к изобразительному творчеству, окружающему миру. Альбомный лист согнутый пополам, нитки (30-50 см, баночка с водой, краски. 1
19 «Пода-рок папе» Техника «пластилинография» Познакомить с таким методом рисования как пластилинография.
развивать мелкую моторику;
воспитывать интерес к художественному творчеству;
добиваться достижения поставленной цели.
Магнитная доска, картинки самолетов, лист картона А5 с нарисованным на нем самолетом, салфетки, пластилин, доска для лепки, вода 1
20 .«Мраморные узоры». Рисование пеной для бритья. Развивать чувственно-двигательную координацию.
Совершенствовать координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию в процессе художественного творчества.
Учить детей рисовать, используя неординарные способы изображения и сочетания несовместимых материалов и изобразительных средств.
Превратить рисование для детей в радостный, творческий, вдохновенный труд.
Кисти беличьи, щетинные, краски акварельные, гуашь, бумага акварельная, стаканчики, пена для бритья, плоские тарелки для смешивания пены для бритья и красок, линейка, салфетки.
1
Март 21 «Весеннее путешествие» Отпечаток ладошкой, печати картофелем, дном пластиковой бутылки.
Закреплять умения рисовать нетрадиционными методами рисования (отпечаток ладошкой, печати картофелем, дном пластиковой бутылки); развивать эстетическое восприятие, чувство формы, цвета; развивать любознательность, творчество и мышление.
картинки о весне, листы тонированной бумаги, краски, трафареты из картофеля, пластиковые бутылки, конверт с письмом 1
22 «Цветы в вазе». Рисованием методом накладывания краски на небольшие листочки и отпечатывание.
Вспоминаем технику отпечатывания; развитие мелкой моторики рук; развивать умение подбирать краски по цветовой гамме; воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить радость своей работой; формировать композиционные навыки. Кисточки, гуашь, черный лист картона, белые листочки (1 размером 12* 7 см, 7 размером 3* 4 см.) 1
23 «По морям, по волнам». Рисование мятой бумагой, кусочком поролона, зубной щеткой.
Закреплять у детей умение создавать образ моря различными нетрадиционными техниками, передавать композицию в сюжетном рисунке при помощи «отпечатка». Развивать плавные движения руки, мелкую моторику пальцев, воображение, фантазию. Воспитывать самостоятельность, инициативность, аккуратность при работе с красками. Видеозапись моря (шум волны, всплески воды);краски (синяя, голубая, фиолетовая, белая); тычок поролоновый; кусочки поролона; зубные щётки; мятая бумага (смятая в комок); кисточки.
1
24 «Такие разные мелодии дождя»». Рисование пипеткой, зубной щеткой, набрызг, мыльными пузырями.
Формировать умение создавать образ дождя нетрадиционным методом рисования. Альбомный лист, пипетка, стакан с водой, акварель, кисти, зубная щетка, палочка, жидкое средство для мытья посуды, соломинки, аудиозапись шума дождя. 1
Апрель 25-26.«Полет в космос»
Цветной граттаж Познакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов: дать углубленные знания о технике граттаж; научить технике штриха; развивать творческие способности и познавательную активность; способствовать раскрытию творческого потенциала, художественного вкуса через нестандартные приемы рисования. Для детей: листы бумаги формата А4, черная гуашь, кисти, карандаш, резинка, баночка с водой, восковые мелки, заострённые деревянные палочки.
Для педагога: наглядные пособия, репродукции картин,образцы работ в технике граттаж, динамическое пособие, поэтапность, краски, кисти, бумага, восковые мелки.
2
27. «Звездное небо» Печать по трафарету, набрызг. Воспитывать эстетическое отношение к при-роде через изображение образа неба; упражнять в комбинировании различных техник изображения; развивать чувство композиции и колорита. Лист бумаги формата A4, гуашь; желтая, голубая, белая гуашь в мисочках; мягкие и жесткие кисти, поролоновые тампоны, трафареты звезд, кусочек картона для набрызга, эскизы и иллюстрации с изображениями звездного неба. 1
28. «Такая разная вода» Техника «Водяная печать». Развивать у детей творческую активность, желание рисовать. Повысить интерес к изобразительной деятельности.
Емкости с водой, гуашь, кисти, салфетки, листы бумаги. 1
Май 29. «Ковер-самолет». Рисование по мокрому листу, используя целлофановый пакет. Познакомить с новым приёмом нетрадиционного рисования по мокрому листу, используя упаковочные пакеты; закрепление знаний детей о тёплых и холодных цветах.
Развивать фантазию и творческие способности;
Воспитывать аккуратность, заботливое отношение к своему здоровью, взаимопомощь. Краски акварельные, кисти, поролон, листы бумаги, картины «Зима», «Лето», упаковочные пакеты, баночки с крышками, стаканчики. 1
30. «Иголки для ежика». Рисование расческой и методом отпечатывания. Познакомить с новым приёмом нетрадиционного рисования; Воспитывать аккуратность, заботливое отношение к своему здоровью, взаимопомощь. Компьютер с изображениями лесных жителей, альбомные листы, силуэты ежиков, кисточки, подставки для кисточек, гуашь (черная, непроливайки, расческа.
1
31.«Черему-ха»
Рисование ватными палочками методом тычка Учить детей рисовать черемуху методом тычка ватной палочкой; развивать чувство ритма и цвета;
воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе;
воспитывать интерес к природе и отображению впечатлений в рисунке;
развивать мелкую моторику.
Гуашь белого цвета в баночках, консистенции жидкой сметаны, ватные палочки, тряпочки, белая бумага формата А3, незавершенные композиции «ветка черемухи», подготовленные заранее воспитателем.
1
32. итоговое занятие «Я рисую, что хочу» Свободный выбор техники рисования
Ребенком. Развивать фантазию и творческие способности;
способствовать раскрытию творческого потенциала, художественного вкуса через нестандартные приемы рисования. Краски, гуашь, кисточки, альбомы, салфетки, комочки бумаги, пластиковые бутылки, различные шаблоны и т. д. 1
Работа с родителями.
Оформление уголка «Вот мы какие»
Консультация для родителей «Методы нетрадиционного рисования».
Открытое мероприятие для родителей «Давайте вместе рисовать».
Консультация для родителей «Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка».
Консультация для родителей: «Как развивать творческие способности дошкольников».
Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
Оформление папки-передвижки «Рисуем всей семьей».
Творческий отчёт о работе кружка.
Список литературы:
Общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова, А. Г. Гогоберидзе.
Р. Г. Казакова «Рисование с детьми д
ошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа
И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс] : https://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml