Татьяна Артамонова
Рабочая программа кружка «Волшебный пластилин»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание рабочей программы
1. Пояснительная записка
2. Содержание образовательной деятельности
3. Календарно тематический план
4. Информационно-методическое обеспечение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Руки учат голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
И. П. Павлов.
Актуальность
Публикация «Рабочая программа кружка „Волшебный пластилин“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Ведь развитие фантазии у ребенка тесно связано с развитием интеллектуальных способностей. Поэтому, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребенка, его способность представлять перед собой образы предметов, закладывается база для развития интеллекта ребенка. Учеными доказано, если развитие двигательной активности рук отстает от нормального течения, то задерживается и речевое развитие. В процессе занятий с пластилином ребенок проявляет творческие способности, которые благотворно влияют на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Планомерная работа по формированию ручной умелости в детском саду и семье способствует:
• развитию речи, воображения, фантазии, смекалки;
• получению углубленных знаний о качестве и возможностях различных материалов
• закреплению положительных эмоций;
• возникновению желания трудиться и овладевать особенностями мастерства;
• подготовке ребенка к последующему обучению в школе.
У детей снижается утомляемость, повышается работоспособность, активизируются мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается коммуникабельность, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе.
Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. А еще это хороший способ дать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку.
• Программа составлена с учё том реализации меж предметных связей по разделам:
• «Художественная литература», где используются произведения познавательной направленности.
• «Речевое развитие», где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.
• «Познавательное развитие», где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе.
Цель: развитие ручной умелости у детей 5-7 лет, через укрепление мелкой моторики пальцев рук, и организацию совместного творчества детей и взрослых.
Задачи:
• развивать и укреплять мелкую моторику рук;
• развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки;
• развивать эстетические чувства, эмоции, переживания;
• учить самостоятельно создавать художественные образы;
• способствовать формированию установки на получение качественного результата и преодоление частых неудач, неизбежных в процессе его получения.
Принципы построения программы :
1. От простого к сложному.
2. Связь знаний, умений и навыков.
3. Системность знаний.
4. Воспитывающая и развивающая направленность.
5. Активность и самостоятельность.
6. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Этапы кружковой работы с детьми :
• Опрос родителей, изучение интересов детей;
• Изучение методических рекомендаций;
• Создание условий для проведения кружковой работы;
• Подведение итогов.
Предполагаемые результаты работы :
Активное использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной деятельности детей, расширение кругозора, укрепление мелкой моторики и овладение грамотной устной речью.
В занятиях используется чтение веселых стихотворений, которые можно использовать как – стихи, рассказанные руками или пальчиковая гимнастика.
Материал:
1. Плотный цветной картон
2. Цветной пластилин
3. Доска для лепки, стека
4. Салфетка для рук
5. Игрушки, иллюстрации и дидактический материал соответствующий тематике занятия, ИКТ.
2. Содержательный раздел
Возраст:
Детей 5-7 лет
Расписание организованной образовательной деятельности:
2 половина дня, 30 мин.
Срок реализации программы.
9 месяцев
Объем времени.
День недели время неделя месяц год
Художественно-эстетическое развитие четверг 16.10-16.40 1 3 12
Форма деятельности:
Занятия, совместная деятельность.
Форма контроля:
Наблюдение, анализ продуктов деятельности.
Основные направления.
1. Лепка объемных предметов.
Основные приемы: скатывание, оттягивание, раскатывание, защипывание, вдавливание, сглаживание и т. д.
Материал: пластилин, доска для лепки, стеки, бусинки разных размеров, тканевые салфетки, зубочистки, трубочки.
2. Пластилинография.
Основные приемы: направления размазывания – сверху вниз, слева направо.
Материал: плотный картон (белый и цветной, пластилин восковой и шариковый, стеки, бусинки разных размеров, колпачки фломастеров, зубочистки.
Основные принципы:
1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
2. Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
4. Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. Были написаны конспекты занятий. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.
Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Программа составлена с учё том реализации межпредметных связей по разделам:
– “Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности.
– “Развития речи”, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.
– “Продуктивные” занятия, где осуществлялась закрепление образов.
– “Познавательные” занятия, где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе.
– “Музыкальные занятия”.
кружок «Волшебный пластилин»
Возраст детей, участвующих в кружковой деятельности 5-7 лет. Срок реализации программы 3 месяца. Кружок проводится 1 раз в неделю, во второй половине дня, длительность 30 минут. Форма проведения – совместная деятельность. Образовательная деятельность содержит много познавательной информации, насыщена играми, игровыми ситуациями, физкультминутками.
В итоге работы планируется оформление работ детей в форме выставки, выполнение совместных работ детьми, отчета о проделанной работе.
1. Введение в игровую ситуацию 1 мин.
2. Актуализация и затруднения в игровой ситуации 2 мин
3. Открытие детьми нового знания 4 мин
4. Физпауза (подвижная деятельность) 2 мин
5. Включение нового знания и повторение пройденного 20 мин
6. Эмоциональная устойчивость на успех 1 мин
Основные методы и формы совместной деятельности
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий);
объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
частично- поисковый;
практический.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Взаимодействие с родителями
1. Выступление на родительских собраниях.
2. Проведение индивидуальных бесед и консультаций.
Развивающая среда в группе: Оформление выставок детских поделок. Оформление альбома с фотографиями лучших работ.
Календарно-тематический план программы
кружка «Волшебный пластилин»
Неделя Тема Программное содержание Количество часов
Сентябрь
1-я "Листик кленовый" Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой 1
2-я "Гроздь винограда" Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы 1
3-я "Яблоки поспели" Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе 1
4-я "Астры и хризантемы" Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Представить осенний цветок астру. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином : скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, перекручивать пластилиновые колбаски в жгутики, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы.
2
Октябрь
1-я "«Листья кружатся, падают в лужицы» " Освоение приемов: скатывания, примазывание, нанесение мазка. Формировать умение создавать красивую композицию в сотворчестве с воспитателем. Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве. Воспитывать любовь к природе.
1
2-я «Дождик проказник» Освоение приемов: отщипывание и размазывание маленьких комочков пластилина, закрепление приема скатывания. Воспитывать творческое восприятие окружающего мира. Развивать чувство ритма и цвета. 1
3-я «Ау, грибочек!» Освоение приемов: раскатывания, расплющивания, скатывание. Формировать умение составлять поделку из нескольких частей. Воспитывать интерес к познанию природы. 1
4-я «Клубочки для котенка» Освоение приемов: раскатывания, сворачивание. Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве.
2
Ноябрь
1-я "Грибы-грибочки выросли в лесочке" Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина : мягкий, податливый, способный принимать заданную форму 1
2-я "Солнышко на тарелке" Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания) 1
3-я "Божья коровка, улети на небо" Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы 1
4-я "Ежик с грибами" Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный бросовый материал. Развивать детское творчество 1
Декабрь
1-я "Снежинка" Беседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина 1
2-я " Снеговик" Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал 1
3-я "Игрушка новогодняя" Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика 1
4-я " Елка новогодняя огоньками светится " Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Развивать мелкую моторику рук 1
Январь
1-я "Зимняя картина" Ознакомить детей с понятием "пейзаж". Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого. 1
2-я "Яблоки на тарелочке" Ознакомить детей с понятием "натюрморт". Предложить им самостоятельно составить композицию из трех яблок. Продолжать учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности фруктов: оригинальную форму и расцветку. Развивать глазомер и цветовосприятие 1
3-я "Творю что хочу" (самостоятельная деятельность детей) Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других 1
4-я "Подсвечник" Обобщить с детьми знания о подсвечниках. Рассмотреть посвечники, посредством пластилинографии изобразить их на картине 1
Февраль
1-я "Кактус в горшке" Расширять представления детей о комнатных растениях. Развивать практические умения и навыки при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности 1
2-я "За окошком снегири" Обобщить представления детей о зимующих птицах. Разобрать особенности внешнего вида снегиря. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер 1
3-я "Галстук для папы" Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы 1
4-я "Сердечки" (самостоятельная работа детей) Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук 1
Март
1-я "Украшение для мамы" Приобщать детей к миру искусства, развивать фантазию творчества, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память. Закреплять представления о цвете и размерах предметов 1
2-я "Мир похож на цветной луг" (коллективная работа детей) Воспитывать у детей доброжелательность, чувство сопереживания, аккуратность в процессе рисования пластилином. Продолжать развивать познавательный интерес к природе, живым цветам. Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков. Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие 1
3-я "Подводный мир" Обобщить представления детей об обитателях подводного мира. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином : преобразовывать шарообразную форму в овальную, выгибать исходную форму в дугу, выполнять налепы на готовую основу изображаемого объекта. Развивать эстетическое и образное мышление 1
4-я "Для любимой мамочки" Развивать умение восхищаться природными формами живых цветов и преобразовывать их в декоративные. Совершенствовать умения и навыки работы с пластилином. Учить составлять композицию из цветов и листьев, ритмично располагая их на горизонтальной поверхности 1
Апрель
1-я "Ателье мод" Развивать у детей эстетическое восприятие, красоту в своем творчестве. 1
2-я "Волшебное яичко" Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме занятия 1
3-я "Весна идет, весне дорогу" Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук 1
4-я "Проснулись жуки, червячки и другие насекомые" Обобщить представление о насекомых. Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию 1
Май
1-я "Подкова" Провести беседу с детьми о подкове. Предложить выполнить в технике пластилинографии. Поощрять детей за дополнительные детали в работе. Оформить выставку пластилиновых картин 1
2-я "Веселый зоопарк" Обобщить представления детей об обитателях зоопарка. Предложить им самостоятельно выбрать животное и нарисовать его. Поощрять самостоятельную деятельность. Оформить тематическую выставку работ "Наш веселый зоопарк" 1
ИТОГО 30 часов
Информационно-методическое обеспечение
1. «Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду» / Ветлугина Н. А., Казакова Т. Н, Пантелеев Г. Н. – М. : Просвещение, 1989. – 79 с.
2. Комарова Т. С., Савенков А. И. «Коллективное творчество дошкольников».- М. : Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.
3. «Коллективное творчество дошкольников» / Грибовская А. А. - «ТЦ Сфера», 2005. – 192 с.
4. Доронова Т. Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. – 96с.
5. Дубровская Н. В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. – 128с.
6. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» - 1,2. – М. : Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
7. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М. : Издательство «Скрипторий 2003г», 2008.
8. Лыкова И. А. «Я будущий скульптор» – М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г.