МААМ-картинки

Рабочая программа фольклорного кружка «В гостях у бабушки Забавушки»

Нина Архипова
Рабочая программа фольклорного кружка «В гостях у бабушки Забавушки»
▼ Скачать + Заказать документы

В гостях у бабушки Забавушки

Пояснительная записка

«Детский фольклор пробуждает

к жизни семена родного слова,

всегда коренящиеся, хотя

и бессознательно, в душе ребенка».

К. Д. Ушинский

Воспитание ребенка с самого раннего возраста начинается с фольклора, устного народного творчества. Использование разных жанров фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоциональном развитии. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, народному творчеству, в частности, устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, какой является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его.

Публикация «Рабочая программа фольклорного кружка „В гостях у бабушки Забавушки“» размещена в разделах

Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки, скороговорки и так далее, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики.

Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

Таким образом, фольклор - важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями, помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.

Для того, чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью детского фольклора, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности, насколько это возможно.

Занятия кружка направлены на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста. Работа по ознакомлению детей с фольклором имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.

Цель кружковой работы:

развитие речи детей, познавательных процессов, патриотических представлений у детей младшего дошкольного возраста; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.

Задачи:

Способствовать развитию элементарных представлений в области детского фольклора;

Развивать активную речь детей с помощью малых форм устного народного творчества;

Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав;

Развивать музыкальные способности: чувство ритма, музыкально-слуховые представления, напевность;

Развивать у детей внимание, самостоятельность, импровизацию;

Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми;

Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле и ее природе, уважения к традициям своего народа и людям труда;

Формировать у детей социально-нравственное и психическое здоровье, трудовые навыки.

Участники: воспитатели группы, дети, родители.

Длительность: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю. Продолжительность занятия с детьми младшей группы составляет 10-15 минут.

Ожидаемые результаты:

Освоение фольклорного материала (потешки, заклички, сказки, песни, игры и т. д.);

Умение детей различать фольклорные жанры по возрастной категории;

Формирование у детей творческих способностей, желания слушать, запоминать и воспроизводить некоторые жанры детского фольклора;

Формирование бережного отношения к людям, окружающему миру и историческим истокам народа;

Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

Календарно-тематическое планирование

месяц Тема занятия

сентябрь

1Тема «Ладушки, ладушки!

Цель: познакомить детей с малой формой детского фольклора – потешкой. Рассказать детям о значении данного вида жанра фольклора. Разучить с детьми потешку «Ладушки, ладушки!», формировать желание повторять движения в соответствии с текстом.

2Тема «Каравай, каравай!»

Цель: Познакомить детей с русской народной хороводной песней. Рассказать детям о значении хороводов и песен в жизни детей. Разучить с детьми песню и движения. Вызывать интерес детей к народным танцам и желание принять участие в танце.

3 Сказка «Заюшкина избушка» (настольный театр) Цель: Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки.

4. Тема «Матрешки»

Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой Матрешкой. Учить детей хороводной игре «Матрёшки».

октябрь 1 «Волк и козлята» (обработка А. Н. Толстого) Цель: Познакомить детей со сказкой «Волк и козлята», формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений.

2Песенка «Заинька, попляши»

Цель: Учить слушать народные песенки, вызвать желание запоминать текст и выполнять несложные движения.

3 «Я умница – разумница» Русская народная потешка.

Цель: Разучить русскую народную потешку «Я умница- разумница». Развивать интерес к устному народному творчеству, развивать память, речь детей. (Кукла Маша)

.

4 Тема «Зайка беленький сидит»

Цель: Учить детей играть в русскую народную подвижную игру «Зайка беленький сидит».

Познакомить с таким жанром фольклора, как русская народная игра.

ноябрь 1Сказка «Теремок» обр. Е. Чарушина Цель: Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней.

2. Тема «Знакомство с загадкой»

Цель: Дать представление о загадках, познакомить детей с красочностью и образностью родного языка.

3Сказка «Колобок» обр. К. Ушинского (кукольный театр) Цель: Учить рассказывать сказку с помощью воспитателя, вызвать желание интонационно выразительно петь песенку колобка, подражать героям сказки, воспитывать коммуникативные навыки общения.

4Сказка «Кот, петух и лиса» обр. Боголюбской (настольный театр)

Цель: Продолжать учить эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

декабрь 1. Сказка «Лиса и заяц» Цель: Вызвать интерес к прослушиванию сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительское умение через подражание повадкам животных, их движениям.

.2 Тема «Ух, ты, зимушка – зима»

Цель: провести дидактическую игру «Оденем куклу на прогулку», послушать русскую народную песенку «Ух, зимушка – зима». Рассмотреть с детьми иллюстрации по данной тематике.

3. Тема Сказочный калейдоскоп.

Цель: Учить узнавать героев по отрывкам из сказок и называть их. Закрепить названия сказок.

4. Обыгрывание потешки «Тили-бом! Тили- бом!».

Цель. Развитие у детей умений художественного восприятия игровых образов, понимание характера героя потешки, особенностей его поведения, эмоциональные отношения.

январь 1 «В тесноте, да не в обиде» (по сказке «Рукавичка»)

Цель: Учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества; учить сочетать речь с движением, развивать воображение.

2. «Лиса по лесу ходила» (считалка-одна из форм устного народного творчества)

Цель: развивать память, внимание, речь, прививать детям любовь к культуре и истории Родины, способствовать воспитанию честности, товарищества, стимулировать детское творчество.

февраль 1Восприятие и обыгрывание потешки «Сидит белка на тележке».

Цель. Развитие у детей умений художественного восприятия игровых образов, понимание характера героя потешки, особенностей его поведения, эмоциональные отношения.

2) Тема «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»

Цель: познакомить детей с Масленицей. Дать общие представления о праздновании данного праздника. Познакомить детей с хозяйкой – «Масленицей».

3 «Ходит сон близ окон».

Цель: познакомить детей с таким жанром фольклора, как колыбельная. Рассказать о значении колыбельной песни в народе. Послушать с детьми колыбельную «Баю – бай, баю - бай».

4 Тема «Путешествие в сказку «Репка»» (кукольный театр).

Цель: Вызвать желание инсценировать сказку, выразительно подражать героям сказки.

март 1Игра - драматизации по сказке «Почему плакал котенок» Цель. Создать необходимые условия для драматизации этой сказки, развивать интерес к театрально – игровой деятельности.

2Сказка «Маша и медведь» Цель: Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки, развивать речь и умение строить диалог.

3 «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить».

Цель. Отождествление себя с театральным персонажем; развивать внимательность; сочетание движения и речь; закреплять знания об окружающем.

4. Тема «Жили у бабуси»

Цель: вспомнить с детьми русские народные песни. Импровизация под песню «Жили у бабуси». Учить повторять слова и движения за воспитателем.

апрель. 1Тема Сказка «Три медведя» Цель: Продолжать учить эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

2 «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Цель: познакомить детей с потешкой «Солнышко, вёдрышко». Поиграть в игру «Солнечный зайчик».

3Тема «Из-за леса, из-за гор…»

Цель: познакомить детей с таким жанром фольклора, как небылица. Познакомить детей с текстом, содержащим игровые элементы с оттенком балагурства.

. 4Тема «Ой ду-ду-ду-ду»

Цель: познакомить и дать общие представления о русских народных музыкальных инструментах. Показать, как они звучат, рассказать об их значении.

май 1Тема «Приди, весна с радостью»

Цель: поговорить о таком жанре, как заклички, для чего они применялись в старину. Разучить с детьми весеннюю закличку «Весна-весна красная».

2 Тема «Бежала лесочком лиса с кузовочком»

Цель: познакомить детей с потешкой. Стараться повторять слова и движения. Активизировать словарный запас детей. По картинкам стараться воспроизвести о том, о чем говорится в потешке.

3Драматизация сказки «Пых»

Цель:Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

4 «Бабушкины забавушки» (Итоговое занятие)

Цель: Формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству. Вызывать желание слушать народные загадки, потешки, песенки, наблюдать за действиями педагога с настольными игрушками. Развивать умение понимать содержание произведений малых фольклорных форм, побуждать отвечать на вопросы педагога.

(В календарно- тематическом планировании возможны дополнения и изменения)

Список использованной литературы

1. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. Учебное пособие. – М., Просвещение, 1984.

2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-3 лет, 2015 г.

3. Косарева В. Н. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет / В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 159 с.

4. Кравцов Н. И. Русское устное народное творчество / Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин. – М. : Высшая школа, 1983. – 448 с.

5. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. / М. Н. Мельников. – М. : Просвещение, 1987. – 299 с.

6. Миронова Т. В. Образование дошкольников при проведении режимных процессов. Практическое пособие с использованием детского фольклора. – Учитель, 2017.

7. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014

8. Интернет - ресурсы

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении осеннего праздника в младшей группе «В гостях у Бабушки-Забавушки»Фотоотчет о проведении осеннего праздника в младшей группе «В гостях у Бабушки-Забавушки» В сентябре к нам в группу поступили снова малыши трехлетки. Очень люблю тот возраст. Они открытые, эмоциональные, милые, смешные, застенчивые.

План-программа фольклорного кружка «Сударушка» План – программа Фольклорного кружка «Сударушка» Сентябрь 1 неделя: «Пришел Тит и Варфоломей, значит осень у дверей» - встреча осени 2.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Рабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группеРабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» г. СУРАЖ Кружок по рисованию в младшей группе «Акварелька».

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа фольклорного кружка «В гостях у бабушки Забавушки»
Опубликовано: 30 декабря 2019 в 20:56
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа фольклорного кружка «В гостях у бабушки Забавушки»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Архипова (УИ 905917) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД