Нина Архипова
Рабочая программа фольклорного кружка «В гостях у бабушки Забавушки»
▼ Скачать + Заказать документы
В гостях у бабушки Забавушки
Пояснительная записка
«Детский фольклор пробуждает
к жизни семена родного слова,
всегда коренящиеся, хотя
и бессознательно, в душе ребенка».
К. Д. Ушинский
Воспитание ребенка с самого раннего возраста начинается с фольклора, устного народного творчества. Использование разных жанров фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоциональном развитии. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, народному творчеству, в частности, устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, какой является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его.
Публикация «Рабочая программа фольклорного кружка „В гостях у бабушки Забавушки“» размещена в разделах
Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки, скороговорки и так далее, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики.
Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.
Таким образом, фольклор - важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями, помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.
Для того, чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью детского фольклора, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности, насколько это возможно.
Занятия кружка направлены на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста. Работа по ознакомлению детей с фольклором имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.
Цель кружковой работы:
развитие речи детей, познавательных процессов, патриотических представлений у детей младшего дошкольного возраста; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.
Задачи:
Способствовать развитию элементарных представлений в области детского фольклора;
Развивать активную речь детей с помощью малых форм устного народного творчества;
Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав;
Развивать музыкальные способности: чувство ритма, музыкально-слуховые представления, напевность;
Развивать у детей внимание, самостоятельность, импровизацию;
Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми;
Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле и ее природе, уважения к традициям своего народа и людям труда;
Формировать у детей социально-нравственное и психическое здоровье, трудовые навыки.
Участники: воспитатели группы, дети, родители.
Длительность: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю. Продолжительность занятия с детьми младшей группы составляет 10-15 минут.
Ожидаемые результаты:
Освоение фольклорного материала (потешки, заклички, сказки, песни, игры и т. д.);
Умение детей различать фольклорные жанры по возрастной категории;
Формирование у детей творческих способностей, желания слушать, запоминать и воспроизводить некоторые жанры детского фольклора;
Формирование бережного отношения к людям, окружающему миру и историческим истокам народа;
Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
Календарно-тематическое планирование
месяц Тема занятия
сентябрь
1Тема «Ладушки, ладушки!
Цель: познакомить детей с малой формой детского фольклора – потешкой. Рассказать детям о значении данного вида жанра фольклора. Разучить с детьми потешку «Ладушки, ладушки!», формировать желание повторять движения в соответствии с текстом.
2Тема «Каравай, каравай!»
Цель: Познакомить детей с русской народной хороводной песней. Рассказать детям о значении хороводов и песен в жизни детей. Разучить с детьми песню и движения. Вызывать интерес детей к народным танцам и желание принять участие в танце.
3 Сказка «Заюшкина избушка» (настольный театр) Цель: Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки.
4. Тема «Матрешки»
Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой Матрешкой. Учить детей хороводной игре «Матрёшки».
октябрь 1 «Волк и козлята» (обработка А. Н. Толстого) Цель: Познакомить детей со сказкой «Волк и козлята», формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений.
2Песенка «Заинька, попляши»
Цель: Учить слушать народные песенки, вызвать желание запоминать текст и выполнять несложные движения.
3 «Я умница – разумница» Русская народная потешка.
Цель: Разучить русскую народную потешку «Я умница- разумница». Развивать интерес к устному народному творчеству, развивать память, речь детей. (Кукла Маша)
.
4 Тема «Зайка беленький сидит»
Цель: Учить детей играть в русскую народную подвижную игру «Зайка беленький сидит».
Познакомить с таким жанром фольклора, как русская народная игра.
ноябрь 1Сказка «Теремок» обр. Е. Чарушина Цель: Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней.
2. Тема «Знакомство с загадкой»
Цель: Дать представление о загадках, познакомить детей с красочностью и образностью родного языка.
3Сказка «Колобок» обр. К. Ушинского (кукольный театр) Цель: Учить рассказывать сказку с помощью воспитателя, вызвать желание интонационно выразительно петь песенку колобка, подражать героям сказки, воспитывать коммуникативные навыки общения.
4Сказка «Кот, петух и лиса» обр. Боголюбской (настольный театр)
Цель: Продолжать учить эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.
декабрь 1. Сказка «Лиса и заяц» Цель: Вызвать интерес к прослушиванию сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительское умение через подражание повадкам животных, их движениям.
.2 Тема «Ух, ты, зимушка – зима»
Цель: провести дидактическую игру «Оденем куклу на прогулку», послушать русскую народную песенку «Ух, зимушка – зима». Рассмотреть с детьми иллюстрации по данной тематике.
3. Тема Сказочный калейдоскоп.
Цель: Учить узнавать героев по отрывкам из сказок и называть их. Закрепить названия сказок.
4. Обыгрывание потешки «Тили-бом! Тили- бом!».
Цель. Развитие у детей умений художественного восприятия игровых образов, понимание характера героя потешки, особенностей его поведения, эмоциональные отношения.
январь 1 «В тесноте, да не в обиде» (по сказке «Рукавичка»)
Цель: Учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества; учить сочетать речь с движением, развивать воображение.
2. «Лиса по лесу ходила» (считалка-одна из форм устного народного творчества)
Цель: развивать память, внимание, речь, прививать детям любовь к культуре и истории Родины, способствовать воспитанию честности, товарищества, стимулировать детское творчество.
февраль 1Восприятие и обыгрывание потешки «Сидит белка на тележке».
Цель. Развитие у детей умений художественного восприятия игровых образов, понимание характера героя потешки, особенностей его поведения, эмоциональные отношения.
2) Тема «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»
Цель: познакомить детей с Масленицей. Дать общие представления о праздновании данного праздника. Познакомить детей с хозяйкой – «Масленицей».
3 «Ходит сон близ окон».
Цель: познакомить детей с таким жанром фольклора, как колыбельная. Рассказать о значении колыбельной песни в народе. Послушать с детьми колыбельную «Баю – бай, баю - бай».
4 Тема «Путешествие в сказку «Репка»» (кукольный театр).
Цель: Вызвать желание инсценировать сказку, выразительно подражать героям сказки.
март 1Игра - драматизации по сказке «Почему плакал котенок» Цель. Создать необходимые условия для драматизации этой сказки, развивать интерес к театрально – игровой деятельности.
2Сказка «Маша и медведь» Цель: Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки, развивать речь и умение строить диалог.
3 «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить».
Цель. Отождествление себя с театральным персонажем; развивать внимательность; сочетание движения и речь; закреплять знания об окружающем.
4. Тема «Жили у бабуси»
Цель: вспомнить с детьми русские народные песни. Импровизация под песню «Жили у бабуси». Учить повторять слова и движения за воспитателем.
апрель. 1Тема Сказка «Три медведя» Цель: Продолжать учить эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.
2 «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»
Цель: познакомить детей с потешкой «Солнышко, вёдрышко». Поиграть в игру «Солнечный зайчик».
3Тема «Из-за леса, из-за гор…»
Цель: познакомить детей с таким жанром фольклора, как небылица. Познакомить детей с текстом, содержащим игровые элементы с оттенком балагурства.
. 4Тема «Ой ду-ду-ду-ду»
Цель: познакомить и дать общие представления о русских народных музыкальных инструментах. Показать, как они звучат, рассказать об их значении.
май 1Тема «Приди, весна с радостью»
Цель: поговорить о таком жанре, как заклички, для чего они применялись в старину. Разучить с детьми весеннюю закличку «Весна-весна красная».
2 Тема «Бежала лесочком лиса с кузовочком»
Цель: познакомить детей с потешкой. Стараться повторять слова и движения. Активизировать словарный запас детей. По картинкам стараться воспроизвести о том, о чем говорится в потешке.
3Драматизация сказки «Пых»
Цель:Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.
4 «Бабушкины забавушки» (Итоговое занятие)
Цель: Формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству. Вызывать желание слушать народные загадки, потешки, песенки, наблюдать за действиями педагога с настольными игрушками. Развивать умение понимать содержание произведений малых фольклорных форм, побуждать отвечать на вопросы педагога.
(В календарно- тематическом планировании возможны дополнения и изменения)
Список использованной литературы
1. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. Учебное пособие. – М., Просвещение, 1984.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-3 лет, 2015 г.
3. Косарева В. Н. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет / В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 159 с.
4. Кравцов Н. И. Русское устное народное творчество / Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин. – М. : Высшая школа, 1983. – 448 с.
5. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. / М. Н. Мельников. – М. : Просвещение, 1987. – 299 с.
6. Миронова Т. В. Образование дошкольников при проведении режимных процессов. Практическое пособие с использованием детского фольклора. – Учитель, 2017.
7. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014
8. Интернет - ресурсы