Ольга Метелёва
Рабочая программа кружка «Скоро в школу мы пойдем»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Степашка»
Проект рабочей программы по теме :
«Обеспечение психологической готовности старших дошкольников к
обучению в школе в рамках работы детско – родительского клуба
«Скоро в школу мы пойдем».
Составитель:
Старший воспитатель
МБДОУ д/с «Степашка»
Калманского района
с. Новороманово
Метелева Ольга
Публикация «Рабочая программа кружка „Скоро в школу мы пойдем“» размещена в разделах
Александровна
Новороманово
Пояснительная записка
Подготовка детей к школе является одной из главных проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению. Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю.
Поступление в школу – качественно новый этап в развитии ребёнка, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразова-ниями, которые Л. С. Выготский назвал кризисом семи лет.
Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению.
В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребёнка к школе. По мнению учёных, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, отношении детей к школе, учителю, школьным обязанностям и положению ученика, в способности сознательно управлять своим поведением.
И высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. У дошкольника может быть не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.
В литературе по данной проблеме ряд авторов подчёркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем. Да и практика сегодня нацелена преимущественно на интеллектуальную подготовку детей к школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника.
Не случайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями.
Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.
Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Т. И. Бабаева, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Е. Е. Кравцова и др.)
Правовыми основами дошкольного образования являются: Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012.№273; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; Федеральная программа развития образования на 2011-2015 годы; долгосрочная целевая программа «Развитие дошкольного образования в Алтайском крае на 2011-2015 годы; федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 23.11.2009 г. №655; федеральные государственные требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования; Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении; Устав ДОУ; общеобразовательная программа дошкольного образования с учетом требований ФГТ «От рождения до школы», по которой работает наш детский сад.
Реализация основной общеобразовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие (Конвенция о правах ребенка, равные возможности для всех детей на дошкольной ступени при переходе к обучению в начальной школе. Программа задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания детей, создавая простор для творческого использования различных педагогических технологий. Она содержит систему оценки промежуточных и итоговых планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Программа устанавливает :
• необходимость психологического сопровождения всего образовательного процесса (по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей) ;
• сохранение психического здоровья воспитанников;
• мониторинг их развития;
• организация развивающих занятий с детьми, направленных на коррекцию определенных недостатков в их психическом развитии;
• обеспечение преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.
Так же детский сад работает по программе «Предшкольная пора» Н. Ф. Виноградовой. Программа '' Предшкольная пора '' предназначена для развития и обучения детей шестого года жизни в условиях подготовительных групп (классов) образовательных учреждений (детских садов, школ).
Работа по данной программе обеспечивает общее психическое развитие детей, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, при которых происходит формирование у детей предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школьному обучению, а также успешному обучению в дальнейшем.
Программа проста, и удобна для работы педагогов, тем, что включает в себя комплект учебно-методических пособий.
В соответствии свыше изложенным, руководствуясь Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, был разработан проект рабочей программы : «Обеспечение психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе в процессе работы детско – родительского клуба «Скоро в школу мы пойдем».
Цель программы : обеспечить психологическую готовность старших дошкольников к обучению в школе.
Задачи: - Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе;
- Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей подготовительной группы;
- Разработать комплекс семинаров, собраний, рекомендаций для родителей и педагогов по формированию школьной готовности детей;
- Привлечь родителей и педагогов к созданию предметно-развивающей среды и условий для разнообразной познавательной деятельности детей;
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Продолжительность программы : долгосрочная (учебный год).
Планируемые результаты
Повысится уровень психологической готовности детей к обучению в школе.
Дошкольники будут более активными в познании нового, уверенными в своих силах и возможностях.
У детей будут сформированы коммуникативные умения и навыки, личностные качества.
У детей сформируется позитивное отношение к обучению, предпосылки учебной деятельности, «внутренняя позиция школьника» и все ее составляющие, необходимые для успешного обучения.
Исчезнет страх перед будущим поступлением в школу.
Педагоги будут строить занятия с детьми с учетом возрастных особенностей и возможностей, развивая их психические процессы и личностные качества.
Родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию своих детей.
Комплексно – тематическое планирование
Цель: осуществить комплексный интегративный подход к планированию деятельности по теме: «Обеспечение психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе в процессе работы детско-родительского клуба «Скоро в школу мы пойдем».
Месяц Тема Содержание Методические приемы Обеспечение
сентябрь День знаний Развитие познавательного интереса, интереса к школе, к книгам. Закрепление знаний детей о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе. Беседа о школе, знакомство со школьными принадлежностями.
Праздник «День знаний» Школьные принадлежности, книги. Атрибуты праздника.
октябрь Давайте познакомимся Знакомство с новыми участниками-родителями, объединение участников группы.
Выявление знаний родителей о психологической готовности ребенка к школе. Игра «Комплимент»
Рисунок «Яркие моменты из моей школьной жизни»
Беседа «Влияние семьи на формирование готовности ребенка к школе» Анкетирование родителей Тетради для работы на заседаниях клуба, ручки, цветные карандаши, краски, альбомные листы, анкеты
ноябрь Психологическая готовность к школе. Что это? Ознакомление родителей со структурой готовности ребенка к школе, содержанием ее компонентов.
Игра «Мое настроение» Беседа «Готовность ребенка к школе»
Игровые упражнения на закрепление полученных в беседе родителями знаний. Тетради для работы на заседаниях клуба, ручки, цветные карандаши, краски, схема «Готовность к школе», «подарок», ящик желаний
декабрь Готовим ребенка к школе Ознакомление родителей с методами и способами формирования каждого структурного компонента готовности ребенка к школе.
Обучение родителей игровым способам, способствующим развитию готовности к школе дома. Игра «Репка» Консультация «Как развивать психологическую готовность к школе дома» Игры-упражнения на обучение родителей игровым способам, способствующим развитию готовности к школе дома. Выставка дидактических игр Домашнее задание «Поиграй с ребенком» Тетради для работы на заседаниях клуба, ручки, дидактические игры, реплики героев сказки «Репка», схема «Готовность ребенка к школе», памятки для родителей «Готовим ребенка к школе»
январь Слайд-шоу «Мы тоже были школьниками» Совместный просмотр детских фото родителей.
Пробудить у детей интерес к школьной жизни своих родителей. Обсуждение увиденного, рассказ родителей о своем школьном детстве. фотографии
февраль Наша школа Экскурсия в школу, посещение класса, библиотеки. Обсуждение увиденного, выставка рисунков «Моя школа» Цветные карандаши, бумага для рисования
март Как много нам о школе говорят… Совместное чтение стихов, рассказов, пословиц и поговорок о школе. Обсуждение прочитанного.
Игра «Школа» Книги, школьные принадлежнлсти.
апрель
Конференция «На пороге школы» Актуализация знаний родителей, полученных на заседаниях клуба в течение года.
Создание положительного настроя у родителей. Выявление мотивационной готовности ребенка к школе Игра «Здравствуйте»
Анкетирование «Готова ли семья к поступлению ребенка к школе
Рисование «Мой ребенок в школе» Беседа: «Влияние родительских ожиданий на успеваемость ребенка в школе» Игра «В добрый путь» Тетради для работы на заседаниях клуба, ручки, цветные карандаши, краски, альбомные листы, видиозапись, анкеты, рисунки детей «Я-Школьник», цветная бумага.
май До свидания, детский сад! Здравствуй, школа! Организация всех видов детской деятельности вокруг темы прощания с детским садом и поступления в школу. Формирование эмоционально положительного отношения к предстоящему поступлению в 1-й класс Экскурсия с родителями в школу на праздник «Последний звонок
Праздник «До свидания, детский сад!» Плакаты, цветы, праздничные атрибуты.
Мониторинг
Цель мониторинга: выявить динамику психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
Критерии психологической готовности ребенка к школе
№ критерии сентябрь май
1. Учебная мотивация (хочет идти в школу ; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
2. Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
3. Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание);
Уровень социально – психологической готовности к школе :
- высокий
- средний
-низкий
Мониторинг результативности рабочей программы :
- Наблюдение
- Беседа
- Анкетирование
Литература
1. Н. Ф. Виноградова Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора».- М. :Вентана -граф, 2007.
2. Т. Д. Пашкевич Организация эффективного взаимодействия педагога ДОУ с детьми в условиях введения ФГТ. - Барнаул АКИПКРО, 2013.
3. В школу с радостью : конспекты комплексно-игровых занятий с дошкольниками для психолога и воспитателя / авт. -сост. Е Д. Шваб. – Волгоград: Учитель, 2007.
4. Ильина М. Н. Подготовка к школе : развивающие тесты и упражнения. - Спб. : Питер, 2004.
5. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт. -сост. Ю. В. Останкова. - Волгоград: Учитель, 2007.
6. Шарохина В. Л. Психологическая подготовка детей к школе : Конспекты занятий. – М. : Книголюб, 2009.
7. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. - Спб. : Валери СПД; М. : ТЦ Сфера, 2002.
8. Родительские собрания: подготовительная группа / Авт. -сост. С. В. Чиркова. - М. : ВАКО, 2008.
9. Рылеева Е. В. Готова ли семья к поступлению ребенка в первый класс? // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. №4.