ирина меркулова
Рабочая программа кружка по тестопластике «Юный скульптор»
▼ Скачать + Заказать документы
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующая МБДОУ
Платоновским детским садом
___ Ткаченко О. В.
От «31» августа 2018г,
Рабочая программа кружка
«Юный скульптор»
для детей старшей группы
(Срок реализации 1 год)
Составила: Меркулова И. Е.
2018 г.
Пояснительная записка
Лепка из соленого теста - древняя забава, дошедшая сквозь века до наших дней.
Публикация «Рабочая программа кружка по тестопластике „Юный скульптор“» размещена в разделах
Может благодаря простоте и дешевизне изготовления, а может из-за пластичности материала. Игрушки, картины, подсвечники, рамы - что только не выходит из податливого теста. Да и к тому же порой совместное творчество сближает нас с ребенком, оставляя в душах обоих неизгладимое впечатление о детстве.
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
Творить и созидать- это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста- доступное занятие для взрослых и детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души: активизируется работа пальцев рук, мозга, идет полное расслабление тела и души.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
Специфику лепки определяет материал. Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.
Еще одной специфической чертой тестопластике является тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия по тестопластике тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Направленность программы:Художественно-эстетическое,доминирующая область «Художественное творчество».
Цель программы.
Развитие художественных и творческих способностей дошкольников, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности, помощь детям в осознании и развитии своей индивидуальности и самореализации.
Задачи программы.
Обучающие:
– познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластики, ее возможностями;
– научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;
– обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;
– начать формирование знаний о композиции, основах цветоделения, технике рисунка акварелью и гуашью.
Развивающие:
– развивать мелкую моторику рук;
– развивать речь;
– расширять словарный запас;
– расширять кругозор;
– развивать наблюдательность;
– развивать эстетический вкус;
– развивать образное и логическое мышление;
– содействовать развитию творческого воображения, фантазии.
Воспитательные:
– воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
– воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;
– воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.
Технические:
– развивать координацию движения рук;
– научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прощупыванием;
– использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный. А также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, промазывание.
Социальные:
– создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;
– помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;
– научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.
Ожидаемые результаты обучения.
должны знать:
-историю возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста;
-приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;
– инструменты и приспособления для лепки;
– правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;
– правила оборудования рабочего места;
– правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста;
– понятие теплого и холодного цвета;
должны уметь:
– отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
– скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
– раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
– последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;
–пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;
– соблюдать технику безопасности;
– оценивать свою работу и работы своих товарищей;
– работать в коллективе.
Принципы построения программы:
1. Принцип систематичности. Заключается в непрерывности,регулярности. планомерности
воспитательно-образовательного процесса.
2. Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что-либо новое, он всегда задает вопросы:
для чего? почему? как? Что бы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи
которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
3. Принцип поэтапности. От простого к сложному - важное условие при обучении лепке.
4. Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желание его сотворить.
5. Принцип цикличности. Построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
6. Принцип доступности и индивидуальности. Детям присущи возрастные и половые различия,более того,дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаем ребенка не только том,что он сможет усвоить без трудано и тому,что ему сегодня не под силу:сегодня он выполнит эту работу с помощью взрослого,а завтра это сможет сделать сам.
Технологии:
• Игровое обучение
• Принцип индивидуального подхода.
Методы и приемы:
Последовательное знакомство с различными способами лепки:
• Конструктивный -является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей.
• Скульптурный – изделия выполняют из целого куска.
• Комбинированный – этот способ лепки включает в себя как конструктивный, так и скульптурный. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.
Словесные методы:
• беседа, рассказ;
• объяснение, пояснение;
• вопросы;
• словесная инструкция.
Наглядные методы:
• рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии);
• показ выполнения работы (частичный, полный);
Условия проведения кружка по тестопластике.
Занятия проводятся 1раз в неделю во вторую половину.
Длительность занятий 20-25 минут.
При организации занятий кружка, воспитателю необходимо помнить следующие правила:
1. Не мешать ребенку творить.
2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнать новое.
3. Избегатьотрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
4. Начинать с самого простого доступного задания, постепенно усложняя его.
5. Поощрять инициативу детей. Не оставлять без внимания,без поощрения даже самый маленький успех ребенка.
Основным условием реализации программы кружка является творческое отношение самого педагога. Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновлять детей на новые достижения в творчестве главное руководство в работе кружка.
Способы лепки
1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.
3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
Приёмы лепки
Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.
Тесто для лепки
Мука - 300г (2 чашки, соль – 300 г (1 чашка), вода – 200мл.
Способы приготовления теста
Муку и соль тщательно перемешать. Затем добавить воду и тщательно вымешивают до однородного состояния. Как обычное тесто. Тесто для лепки должно быть довольно крутым.
Материалы и инструменты:
• мука
• соль «Экстра»
• клей ПВА
• краски акварельные, гуашь
• кисти
• ножницы
• Стеки
• подкладные доски
• пищевая фольга
• Нитка
• Скалки
• Формочки
• мисочки для теста
• ёмкость с водой
• зубочистки, ватные палочки
• Бумажные салфетки
Дополнительные материалы:
• бисер
• бусинки
• Горох
• Перец черный
•
Календарное планирование.
Месяц Тема занятия Содержание Оборудование
Октябрь Тема №1.
«Осенний листопад» Цель: Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Тесто, картон под основу, кисть, вода, стека, салфетка.
Раскрашивание изделия. Совершенствовать умения раскрашивать готовые изделия гуашью.
Воспитывать уверенность, активность, аккуратность в работе. гуашь, кисть, салфетка, вода, палитра.
Тема №2.
«Мухомор». Цель: лепка мухомора конструктивным способом из четырех частей (шляпка, ножка, «юбочка», полянка, развивать композиционные умения, при расположение мухомора на полянке). Тесто, вода, кисть, салфетка, фольга на каркас, стека.
Раскрашивание изделия. Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Видеть конечный результат задуманной работы. Гуашь, кисть, вода, салфетка, палитра.
ноябрь Тема №3
Лепка «Красивый медальон с бабочкой»
Ориентировать детей на поиск разных вариантов оформления медальонов (печати, формочки). Создать условия для использования различных инструментов и материалов при оформлении готовых изделий из соленого теста. Тесто, формочки, пряжа для оформления подвески, стека, кисть, вода.
Раскрашивание изделия. Формировать самостоятельность при раскрашивании изделия из соленого теста красками. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Гуашь, вода, кисть, салфетка.
Тема №4.
«Овечка». Цель: Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Тесто, кисть, вода, салфетка, фольга, перец для глаз, стека.
Раскрашивание изделия. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Гуашь, вода, кисть, салфетка.
Раскрашивание изделия. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Гуашь, вода, кисть, салфетка.
Декабрь Тема №5 «Ёлочные украшения» Учить детей лепить украшения для новогодней ёлки способом моделирования. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание. Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать : по-разному изгибать колбаски и ленточки из теста, соединять их между собой, украшать свои изделия декоративными элементами. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, стремление к творчеству. Тесто, стека, вода, кисть, салфетка, нить.
Раскрашивание и украшение изделия из подручных средств Учим выбирать и создавать при помощи различных материалов (мишура, конфетти др.) образ елочной игрушки. Бисер, клей ПВА, кисточка для клея, гель с блёстками, мишура.
Тема №6
«Символ года - кабана». Цель: Закрепить последовательность лепки. Соблюдать пропорции и выделять особенности формы, деталей. Тесто, стека, вода, кисть, салфетка, фольга.
Раскрашивание изделия. Учим смешивать на палитре цвета, разводить гуашь до сметанообразной консистенции Гуашь, кисть, вода, салфетка.
Январь Тема №7
«Рождественская свеча – подсвечник» Цель: Учить детей лепить подсвечники. Предложить оформить подсвечники по своему выбору – налепами, бисером, бусинами, природным материалом и т. д. Поощрять инициативу и самостоятельность при выборе дополнительных материалов и средств художественной выразительности.
Воспитывать художественный вкус. Тесто, греющая свеча, вода, кисть, салфетка.
Раскрашивание и украшение изделия. Развивать самостоятельность в правильном подборе цветовой палитры. Воспитывать аккуратность и эстетичность в работе. Бисер, клей ПВА, гуашь, бисер, кисть, вода, салфетка.
Тема №8
«Ангелочек»
Цель: лепить фигуру человека, передавать характерный наряд Ангелочка; при работе над мелкими деталями использовать стеку, закреплять навыки работы стекой. Фольга под основу, тесто, стека, скалка, вода. Кисть, перья, салфетка, перец.
Февраль Раскрашивание изделия Изучение светлой цветовой гаммы и её применение на практике Гуашь, палитра, кисть, вода, салфетка, перья.
Тема №9
«Валентинка». Цель: вырабатывать навыки скатывания капелек различной формы, учить формировать сердечки из скатанных капелек, вызывать интерес к вылепленным изделиям, радость от работы. Тесто, стека, картон под основу, вода, салфетка.
Раскрашивание изделия Учим смешивать на палитре цвета, разводить гуашь до сметанообразной консистенции Гуашь, палитра, кисть, вода.
Тема №10
Лепка
«Подарок папе». Цель: лепка самолета конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнение представления о строение и способе передвижения самолета, развивать любовь к близким. Тесто, стека, картон под основу, фольга, вода, кисть, салфетка.
Март Тема №11
Лепка «Цветочек для мамы - мимоза».
Цель: Продолжать учить лепить из соленого теста. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке. Картонная заготовка, тесто, стека, вода, кисть, салфетка.
Раскрашивание изделия Изучение светлой цветовой гаммы и её применение на практике Гуашь, палитра, кисть, вода, салфетка.
Тема №12
«Веселый Клоун». Цель: Закрепляем умения и навыки различных способов лепки, учить передавать настроение средствами лепки. Тесто, стека, картон под основу, вода, кисть, салфетка.
Раскрашивание и украшение изделия Изучение светлой цветовой гаммы и её применение на практике Гуашь, палитра, кисть, вода, салфетка, клей пва, пряжа для помпона,
Апрель Тема № 13
«Подставка под яйцо». Цель: развивать фантазию, умение самостоятельно работать по образцу, Продолжать учить лепить основную форму предмета кистями обеих рук, а детали прорабатывать пальцами, использовать стек для проработки деталей для украшения. Тесто, стека, вода, кисть, салфетка.
Раскрашивание и украшение изделия. Продолжать учить детей раскрашивать изделия после просушки. Развивать творческую инициативу в смешивании красок, для получения нужного оттенка. Развивать связную речь при составлении рассказов о празднике. Гуашь, кисть. Вода, клей ПВА, салфетка, бисер.
Тема №14
"В далеком космосе".
Цель: Продолжать освоение техники рельефной лепки. Инициировать самостоятельный поиск приемов лепки (скручивание, свивание, наложение слоёв и т. д.). Воспитывать интерес к сотворчеству. Тесто, стека, скалка, картон под основу, вода, кисть, салфетка.
Раскрашивание изделия Уточнить представление о цветосочетаниях. Развивать воображение Гуашь, палитра, кисть, вода, палитра, салфетка.
Май Тема №15
"Медаль за победу и отвагу». Цель: Продолжать учить работать с шаблоном. Воспитывать патриотические чувства Шаблон медали, Стека, тесто, нить, кисть, вода салфетка.
Раскрашивание изделия. Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых работ. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Гуашь, кисть, вода, салфетка.
Тема № 16
«Божья коровка на листочке» Цель: Продолжаем развивать композиционное мышление, наблюдательность, знакомим с миром насекомых. Картонная заготовка-листик, тесто, стека, 2 спички, вода, кисть, салфетка.
Раскрашивание изделия Дать понятие цветовой контраст. Гуашь, кисть, вода, палитра, салфетка.
Литература:
• Н. В. Савина. Оригинальные поделки из соленого теста. М. :РИПОЛ классик, 2014.
• Н. В. Маслова. Лепим из соленого теста. АСТ, 2017.
• Лепим из пластилина и соленого теста: Наглядно-методическое пособие для детей и родителей. Стрекоза, 2004.
• И. В. Гусева. Соленое тесто: Лепка и роспись. Литера,2005.
• И. А. Лыкова. Заплетушки из соленого теста. Поделки из соленого теста. Карапуз, 2008.
• А. В. Фирсова. Чудеса из соленого теста. Айрисс-Пресс, 2013.
• И. А. Лыкова. Интерьер из соленого теста. Тестопластика. Карапуз, 2008.
• И. А. Лыкова. Подарки из соленого теста. Тестопластика. Карапуз, 2008.
• Н. И. Гришина. Поделки из соленого теста. Оникс, 2010.
• И. В. Гусева. Игрушки из соленого теста. Литера. 2013.
• И. А. Лыкова. Мы за чаем не скучаем. Лепим подарки из соленого теста. ИД Цветной мир, 2012.
• И. А. Лыкова. Зайки на грядке. Лепим подарки из соленого теста. ИД Цветной мир, 2013.
• И. А. Лыкова. Кошки на окошке. Лепим подарки из соленого теста. ИД Цветной мир, 2013.