Людмила Зверева
Рабочая программа кружка по ручному труду для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4 «Снежинка»
Городского округа «Жатай"
Рабочая программа
кружка по ручному труду
«Волшебная мастерская»
Возрастная категория
воспитанников: дети 5-7 года
В логопедической группе «Брусничка»
Воспитатель: Зверева Л. В.
«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа кружка по ручному труду для дошкольников» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Методические разработки
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируется художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т. п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.
Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.
Детское творчество – сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а так же впечатлений. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и творчество (рисование, лепка) предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, не смотря на нехватку слов.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Творчество имеет неоценимое значение для подготовки детей к школе. У ребенка формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе. А именно развитие мелкой моторики, умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве, усвоение сенсорных эталонов, развитие наглядно-образного мышления.
Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п.
Актуальность данного кружка в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует развитию речи ребенка
Новизна и отличительная особенность программы
Программа направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
Девиз нашей программы «От простого – к сложному».
Можно назвать основные принципы построения и реализации данной программы :
- Принцип культуросообразности;
- принцип творчества, развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
- Принцип единства развития и воспитания;
- Принцип сотруднечества участноков образовательного процесса и доступность обучения;
- Принцип общедоступности;
- Принцип общедоступности;
- Принцип преемственности;
- Принцип индивидуально-личностного подхода;
- Принцип свободы выбора;
- Принцип умпешности;
- Принцип учета возрастных психологических способностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития;
- принцип системности.
1. Цели программы : развитие мелкой моторики рук и развитие творчества детей в процессе деятельности с различными материалами. Развитие у детей творческих способностей через изготовление поделок из различных материалов
Задачи:
• развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей;
• развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус дошкольников;
• воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма;
• вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;
• воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству;
• развивать мелкую мускулатуру рук, пальцев;
• прививать точность и аккуратность в выполнении работ;
• учить самостоятельному изготовлению поделок из бросового материала, бумаги и картона, ткани;
• учить использовать при изготовлении поделок разных по фактуре материалов;
• закреплять умение работать по схеме;
• развивать сенсорное восприятие;
• развивать речевую активность;
• развивать тонкую моторику рук;
• укреплять мышцы пальцев и кистей;
• способствовать творчески-осознанному действию пальцев рук;
• воспитывать желание достигать поставленные цели.
Формы работы :
Беседы;
Занятия;
Индивидуальная работа;
Групповая работа;
Коллективно-творческая работа;
Игра;
Оформления выставок.
Методы работы :
Наглядный;
Исследовательский;
Практический;
Объяснительно-иллюстративный;
Проблемно-поисковый.
1.2. Мониторинг освоения результатов
Критерии качества освоения ребенком ручного труда (Приложение 2)
1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
2. Владеет приемами работы с различными материалами.
3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
7. Выполняет работу по замыслу.
8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
9. Показывает уровень воображения и фантазии.
10. Использует в работе разные способы ручного труда.
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года дети должны уметь:
- Использовать нетрадиционный материал (подручный, бросовый, самостоятельно находить новые способы в изготовлении.
- Знать различные способы использования бумаги, уметь делать объемные фигурки из бумаги;
- уметь работать с любым пластическим материалом.
В течение года:
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в ДОУ.
- Участие муниципальных и городских конкурсов;
- Использование поделок-сувениров в качестве подарков;
- Использование поделок для оформление зала, холла для проведения праздничных утренников, тематических недель ДОУ.
Программа включает в себя основные блоки работы :
1. Работа с природным материалом.
2. Работа с бросовым материалом.
3. Работа с тканью и нитками.
4. Работа с бумагой и картоном.
5. Работа с бисером, пайетками, пуговицами.
6. Работа с пластическими материалами.
2. Содержательный раздел
2.1. Перспективный план старшая группа
Октябрь
№ Тема занятий Цель
1. «Динозаврики»
(работа с природным материалом) Изготовление динозавра из картона и природного материала – шишек. Способствовать развитию воображения, фантазии, творческого мастерства, мелкой моторики рук.
Материал: картон, шишки, гуашь, ножницы, клей пистолет, кисть.
2. «Динозаврики»
(продолжение работы) Изготовление динозавра из картона и природного материала – шишек. Способствовать развитию воображения, фантазии, творческого мастерства, мелкой моторики рук.
Материал: картон, шишки, гуашь, ножницы, клей пистолет, кисть.
3. «Зубастый крокодил»
(из бросового материала) Развитие детских творческих, интеллектуальных и художественных способностей.
4. Изготовление игрушки «Веселая гусеница»
(из бросового материала) Формировать устойчивый интерес к конструированию из бросового материала. Обучать специальным технологиям работы с бросовым материалом, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
Материал: Цветная бумага, клей карандаш, полочки для суш.
Ноябрь
№ Тема занятий Цель
1. Изготовления игрушки: «Мой веселый и незлой тигр»
(аппликация, оригами) Учить создавать игрушку из бумаги. учить дополнять образ деталями, делающими поделку более выразительной, осваивать приемы работы с ножницами.
Развивать фантазию, творческие способности.
Материал: Ножницы, клей, цветная бумага.
2. Коллективная работа : Аппликация «Мы разные, но мы едины!» Расширять представления детей о государственных праздниках, познакомить с историей возникновения Дня народного единства. Развивать мелкую моторику рук.
Материал: Ватман, цветная бумага, шаблоны, клей, ножницы, салфетки.
3. Коллективная работа : Аппликация «Мы разные, но мы едины!» второе зантия, оформление работы Закреплять умение работать в группе; Формировать у детей чувство патриотизма к своей Родине, уважения своих предков, гордость за свою страну.
Материал: Ватман, цветная бумага, шаблоны, клей, ножницы, салфетки.
4. Аппликация: «Веселые снеговики»
(бумага, клей, ножницы.) Освоение детьми техники аппликации обрывание.
Материалы: картон фиолетового или темно-синего цвета, белые бумажные салфетки, маленький оранжевый треугольник, узкая коричневая полоска, прямоугольник коричневого цвета размером 2х4,
клеенка на стол, клей, фломастеры.
Декабрь
№ Тема занятий Цель
1. Изготовления поделки: «Новогодний олень» Умение наклеить мелкую деталь в нужном месте на крупную деталь, чтобы получилась целостная картинка. Учить детей вырезать в втулке в нужном месте лишнее, чтоб получить нужный образ.
Материал: Втулка, клей, белая гуашь, кисть, ножницы.
2. Оригами: «Зеленая красавица» Создание елочки своими руками из бумаги в технике оригами. Формировать умения следовать устным инструкциям. Закреплять навыки аккуратной работы с бумагой.
Материал: Бумага зеленого цвета.
3. Изготовления поделки: «Дедушка мороз» Создание образа дедушки мороза из картона, ваты и цветной бумаги. Учить создавать образ, действовать последовательно, соблюдая инструкции.
Материал: Картон, вата, клей, гуашь, кисть.
4. Изготовления новогодних открыток. Учить детей планировать свою работу с картоном и бумагой. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Воспитывать желание делать подарки своим близким.
Материал: Цветной картон, цветная бумага, ножницы, фломастеры, клей.
Январь
№ Тема занятий Цель
1. Изготовления игрушки «Веселый зайка»
Формировать у детей умения и навыки работы с различными бросовыми материалами, инструментами; формировать умение создавать выразительный образ зайчика.
Материал: втулки от туалетной бумаги, белая бумага, кисточки, ножницы, клей, цветная бумага, фломастеры.
2. «Вкусное мороженое»- аппликация из геометрических фигур.
Учить складывать бумагу, вырезать геометрические фигуры. Воспитывать аккуратность.
Материал: картон, цветная бумага, клей, салфетки, ножницы.
3. «Цветные черепашки» (из скорлупы грецких орехов) Учить использовать бросовый материал для творчества; учить изготавливать черепашек. используя скорлупу грецких орехов; развивать фантазию, воображение, творческие способности, конструктивные навыки, мелкую моторику; воспитывать интерес к продуктивной деятельности, желание работать с разным материалом.
Материал: цветной картон, формочки от конфет, крышка от кофе, ножницы, простой карандаш, черный фломастер,
4. "Зимняя сказка" Коллективная работа. Учить создавать картину заснеженных деревьев. используя вату, соль. пенопласт.
Материал: Картон, вата, пенопласт, соль.
Февраль
№ Тема занятий Цель
1. Изготовления открытки «Разноцветное сердечко»
Развитие творческих способностей детей средствами аппликации.
Материал: Цветная бумага, клей, ножницы, простой карандаш.
2. Коллективная работа (работа с пластилином) «Времена года»
Создание сюжетных картин в нетрадиционной художественной технике «Пластинография».
Материал: Цветной картон, пластилин, досточки, стеки, салфетки.
3. «Пингвины на льдине» Учить детей работать с пластилином. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе с пластилин. Продолжать учить детей оформлять работу и составлять композицию.
Материал: Пластилин, досточки, стеки, салфетки, пенопласт.
4. «Подарок для папы» Учить сооружать не сложные поделки. Учить пользоваться разными материалами. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Воспитывать самостоятельность.
Материал: Картон, цветная бумага, ножницы, клей.
Март
№ Тема занятий Цель
1. Оригами «Корзина с фруктами» Учить детей работать с бумагой в технике оригами. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Цветная бумага, клей, ножницы.
2. «Цветы для мамы». Тюльпаны
(Оригами) Учить детей работать с бумагой в технике оригами. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Продолжать учить детей радовать своими подарками своих близкий и родных.
Материал: Цветная бумага, ножницы.
3.
Коллективная работа
«Красавица весна»
Учить детей работать в коллективе. Учить делать и оформлять основу работы, красить фон, подбирать цвета. Продолжать учить детей оформлять работу и составлять композицию.
Материал: Ватман, фломастеры, карандаши, гуашь.
4. Коллективная работа
«Красавица весна» Учить детей работать в коллективе. Продолжать учить детей оформлять работу и составлять композицию.
Материал: Клей, салфетки, ватман, фломастеры, карандаши, сухие цветы, листья.
Апрель
№ Тема занятий Цель
1. Коллективная работа «Пасхальная корзина»
(Изготовление корзинки) Учить детей из кусочков картона собирать корзину и украшать ее. Развивать фантазию, воображение.
Материал: картон, горячий клей, гуашь, кисточки, лента.
2. Коллективная работа «Пасхальная корзина»
(Изготовление пасхальных яиц) Продолжать учить пользоваться ножницами. Учить создавать свой стиль оформления пасхального яйца из предложенных материалов.
Материал: Картон, бисер, паетки, ленты разных цветов, крупы, гуашь, фломастеры, карандаши, цветные мелки, сухие листочки. Ножницы, клей.
3. Коллективная работа. «Перелетные птицы» Учить детей работать с ватными дисками клеем, бумагой и гуашью. Работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: картон, трафарет, клей, кисть, ватные диски.
4.
Изготовление поделок ко дню космонавтики
«Инопланетяне» Учить детей работать с бросовым материалом (втулками) клеем, цветной бумагой. Учить располагать детали по всей основе и создавать единый образ поделки. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: втулки, клей, цветная бумага, проволока.
Май
№ Тема занятий Цель
1. Коллективная работа «Первые подснежники»
(Изготовление корзинки) Учить создавать одну композиции, учить работать вместе, сообща. Договариваться, находить общие решения техники создания поделки.
Материал: Картонная коробка не большого размера, бумажные полотенца, клей, гуашь коричневого цвета.
2. Коллективная работа «Первые подснежники»
(Изготовление подснежников)
Учить коллективно создавать композиции, развивать эстетические чувства; Учить детей различным приемам работы с бумагой, таким, как многократное складывание, склеивание;
Развивать мелкую моторику, логическое мышление, детское творчество.
Материал: Бумага белого, зеленого цвета, клей, ножницы, салфетки.
3. Оригами
«Военная техника» Учить детей конструировать из бумаги танк способом «оригами».
Материалы: Цветная бумага, ножницы, клей.
4. «Божья коровка» Продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации, правильно использовать кисть и клей, салфетку, учить разрезать круг пополам, располагать детали в определенном порядке. Развивать композиционные умения. Учить последовательно складывать основу для поделки.
Материал: Картон, цветная бумага, клей, кисть.
План перспективный, поэтому темы занятий и время изготовления поделок может меняться.
3. Организационный раздел
3.1. Организация занятий
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира;
на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей. Приоритет в обучении отдается пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей
Программа предполагает проведение одно занятия в неделю в режиме дня, четыре занятия в месяц. Продолжительность занятия 20-25 минут старшие дети, 25-30 минут дети подготовительной группы. Программа разработана на 2 года обучения для детей 5-7 лет. Помощь родителей в подготовке дополнительных материалов для занятий, организация и проведение выставок.
3.2. Оборудование, материалы.
• Краски – гуашь, акварель; тушь.
• Бумага разных форматов, цвета, фактуры;
• Ножницы, клей, пластилин, кисти, подставки под кисти, стаканы для воды; (Свеча, мелки восковые.
• Палочки или старые стержни для торцевания.
• Матерчатые салфетки;
• Бумага чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картон цветной, тонкий, упаковочный; открытки, салфетки, фантики.
• Ткань, вата, бинт.
• Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий,
• Клеенка: клеенчатые обложки для книг, дневников, папки; самоклеющаяся пленка разных цветов.
• Бросовый материал: коробки картонные, пластиковые стаканчики, стеклянные бутылки, кусочки поролона, кожи, ткани, проволока, спички.
• Клей ПВА и «Кристалл», клей карандаш, клеевой пистолет.
• Ножницы, кисточки, линейки, и пр.
• Карандаши простые и цветные, краски, кисти необходимы для росписи игрушек.
3.3. Список литературы.
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006.
2. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.
3. Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
4. ped-kopilka.ru›blogs…klas…smeshariki…iz…testa.html
5. maam.ru›…korzinochka-iz-myla-i-atlasnyh-lent.
6. stranamasterov.ru›Источник›Ежики из соленого теста
7. Румянцева Е. А. Необычные поделки из природного материала - Дрофа, 2007 г
8. С. Соколова Школа оригами. Аппликации и мозаика. – Москва: Эксмо 2005г.
9. Э. К. Гульянц, И. Я. Базик. Что можно сделать из природного материала: книга для воспитателей детского сада. 2-е изд. М. : Просвещение, 1991.
10. Ю. А. Бугельский. Игрушки самоделки. Изд. М. : Просвещение, 1965.
11. Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Плетем деревья из бисера. Ростов н/Д. : Феникс, 2006г.
12. Н. Кроткова. Книга лучших поделок, Росмэн-Пресс, 2006г.
13. интернет ресурсы.
Приложение 1.
Правила техники безопасности на занятиях по художественному труду
Правила безопасной работы с режущими инструментами (ножницами, резаком) :
1. Необходимо работать с хорошо заточенными и отрегулированными ножницами.
2. Ножницы должны иметь тупые, округлые концы.
3. Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе.
4. Лезвия ножниц в не рабочем состоянии должны быть сомкнуты.
5. Передавать ножницы нужно кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.
6. Нельзя резать на ходу.
7. При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал.
8. Не играть с ножницами, не подносить их к лицу.
9. Использовать режущие инструменты только по назначению.
Правила безопасной работы с жидкими веществами (клеем).
1. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в работе в данное время.
2. При работе с клеем стол закрывать клеёнкой.
3. Банку с клеем необходимо ставить прямо перед собой в стороне от материалов и инструментов.
4. При работе с клеем использовать кисточку, если это необходимо.
5. Избегать попадания клея в глаз, в рот, на слизистые носа.
6. При попадании клея в глаза промыть их водой.
7. При работе с клеем для рук использовать влажную тряпку.
8. Во время работы нужно быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
9. По окончании работы клей закрыть, вымыть кисть для клея вымыть посуду,
Правила пользования рисовальными принадлежностями и соблюдения гигиенических норм.
1. Перед началом занятия готовится рабочее место : раскладываются по столам карандаши, краски, бумага. Разливается в баночки вода для работы красками.
2. Необходима палитра для смешивания красок, тряпочка для вытирания кисти и влажные салфетки для рук.
3. Для слива грязной воды необходимо иметь ведро.
4. Сидеть при рисовании ребенок должен свободно и прямо. Педагог должен следить за тем, чтобы ребенок не горбился, рисунок держал на расстоянии и все время сравнивал его с натурой.
5. Аккуратно работать красками, кистями, карандашами. Не размахивать ими перед своим лицом и лицом соседа.
6. Нельзя краски пробовать на вкус.
7. После окончания работы кисти должны быть вымыты и вытерты, а весь другой рабочий материал убран.
8. После завершения занятия рабочие столы должны быть вымыты.
9. На протяжении всего занятия необходимо следить за чистотой рук и рабочего стола.