Юлия Скороходько
Рабочая программа «Бумажные чудеса» на летний период для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Целевой раздел
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Оригами часто называют японским искусством, но оно могло зародиться и других странах, где широко использовалась бумага, одно из величайших изобретений человека.
Публикация «Рабочая программа „Бумажные чудеса“ на летний период для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Лето
- Поделки из бумаги
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребёнка выделил основатель детских садов Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги.
Искусство оригами не только развлечение. Работа с бумажными фигурками развивают мелкую моторику детей и так же важнейшие психические процессы как внимательность, память, мышление, воображение. Оно прививает художественный вкус, развивает пространственное мышление, творчество и логические способности. Каждое занятие сопровождается небольшим рассказом о предмете (животном, фигурку которого детям предстоит сложить, и, таким образом, имеет помимо практической еще и познавательную направленность. Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельности детей.
Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребенка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т. д., признаки их сходства и различия.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях оригами у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки конструктивного творчества. Данный вид деятельности не только доступен и интересен детям старшего дошкольного возраста, но и способствует развитию общих способностей детей, которые пригодятся им в жизни и в процессе обучения другим предметам. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Цели и задачи реализации программы
Цель программы кружка «Бумажные чудеса» –Побудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в деятельность. всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы кружка:
Обучающие:
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
• Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
• Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству оригами.
• Расширять коммуникативные способностей детей.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы и подходы к реализации программы
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
• Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
• Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно.
• Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
• Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
• Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Методы проведения занятий:
• словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
• наглядные
• практические
• игровые
Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе обучающиеся:
- научатся различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- познакомятся с искусством оригами;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
• Проведение выставок детских работ
• Мастер- класс для родителей
Содержательный раздел
Содержание психолого-педагогической работы кружка
Июль
3 неделя
Понедельник
• Познакомить детей с искусством оригами; показать разнообразие видов бумаги, ее свойств.
• Выявить умение детей распознавать и называть геометрические фигуры; заинтересовать работой с бумагой, познакомить с одним из её свойств – сминаемость.
• Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.
• Укреплять мелкие мышцы рук; воспитывать аккуратность.
Среда
• Закрепить с детьми складывание и название базовых форм.
• Учить изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов.
• Учить складывать треугольник пополам «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла.
• Воспитывать аккуратность в работе, внимание. (Кошечка)
Пятница
• Напомнить, как складывается базовая форма «воздушный змей».
• Учить перегибать верхний треугольник вперед и возвращать в исходное положение, делать надрезы по линии сгиба, сгибать концы складкой.
• Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и ножницами. Сова
4 неделя
Понедельник
• Учить детей изготавливать классическую фигуру;
• Закреплять знание базовой формы «треугольник» и умение изготовить ее самостоятельно.
• Закреплять навыки складывания квадратного листа в разном направлении.
Среда
• Продолжать развивать интерес к изготовлению фигурок в технике оригами;
• Создать хорошее настроение;
• Повышать интерес к занятиям оригами, используя игровые приёмы;
• Учить использовать готовые фигурки в театрализованной деятельности.
Пятница
• Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги;
• Упражнять в свободном выборе цвета;
• Поощрять использование готовых поделок в играх.
Комплексно-тематическое планирование работы кружка «Бумажные чудеса»
Неделя День недели Тема
1 неделя
Понедельник «Вертушка»
Среда «Кошечка»
Пятница «Сова»
2 неделя
Понедельник «Бабочка»
Среда «Летний букет»
Пятница «Летний пейзаж» (коллективная композиция)
Взаимодействие с семьями воспитанников детей кружка
• Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
• Привлечение родителей к работе кружка.
• Организация выставки поделок
• Просветительская работа с родителями в форме консультаций, наглядной информации.
Организация предметно-пространственной среды в подготовительной группе
Наименование оборудования
1. Бумага:
Непосредственно рабочая: цветная из набора
Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.
2. Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)
3. Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)
4. Салфетки: бумажная, тканевая.
5. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами
6. Кисти.
Методическое обеспечение
1. Основная общеобразовательная программу МДОУ «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. : Вераксы Н. Е., Васильевой В. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С.
2. Афонькин, С. Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. Санкт-Петербург : Кристалл ; Москва : Оникс, 2000. 272 с.
3. Афонькин, С. Ю. Оригами и аппликация / С. Ю. Афонькин. Санкт-Петербург : Кристалл, 2001. 304 с.
4. Долженко, Г. И. 100 оригами / Г. И. Долженко. Ярославль, 2004. 224 с.
5. Соколова С. В. Оригами: Игрушки из бумаги. -М. : «Махаон»; СПб. : «Валери СПД», 1999. – 112с. Ил (Серия «С нами не соскучишься».)
6. Мусиенко, С. Оригами в детском саду / С. Мусиенко, Г. Бутылкина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mam2mam.ru/articles/favorites/article.php?ID=22123
7. Соколова, С. Азбука оригами / С. Соколова. Москва : Эксмо; Санкт-Петербург : Домино, 2004. 432 с.
8. Соколова, С. Сказки оригами : игрушки из бумаги / С. Соколова. Москва : Эксмо ; Санкт-Петербург : Валери СПД, 2004. 240 с.