Татьяна Чемисова
Рабочая программа кружка по пластилинографии «Волшебные комочки» во второй группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ НАО «СШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа
кружка по пластилинографии «Волшебные комочки» во второй группе
раннего возраста «Капелька»
Составитель: воспитатель
группы раннего возраста
Татьяна Федоровна Чемисова
г. Нарьян-Мар, 2018-2019
Содержание
Пояснительная записка
Цели и задачи
Условия организации учебно-воспитательного процесса
Количество часов, отведенных на освоение материала
Ожидаемые результаты
Публикация «Рабочая программа кружка по пластилинографии „Волшебные комочки“ во второй группе раннего возраста» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Изостудия, кружок ИЗО
- Лепка. Методические разработки
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Перспективное планирование
Список использованной литературы
Пояснительная записка.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Направленность планирования кружка «Волшебные комочки» по содержанию является художественно- эстетической, по функциональному предназначению - художественно –прикладной, по форме организации - кружковой; по времени реализации - годичной.
Планирование разработано на основе методических разработок автора Давыдовой Г. Н. Новизна состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
Планирование помогает подготовить руку ребенка к рисованию, а затем – к письму. Чем чаще ребенок моделирует из различных материалов (пластилин, тесто, глина, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки.
Актуальность планирования состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Младший дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные пред ними цели.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Планирование направлено на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно- эстетического развития. Стимулирует формы самовыражения личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.
Педагогическая целесообразность планирования кружка «Волшебные комочки» объясняется тем, что в нем основной материал — пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.
Занятия представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы в дальнейшем для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется их сила, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.).
Планирование разработано с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:
1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту формах : игры, чтения литературы, рассматривания иллюстраций, продуктивной деятельности.
2. Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
4. Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
5. Принцип системности - решение поставленных задач проводится в системе кружковой работы.
Цель и задачи планирования
Цель: развитие творческих способностей и ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
обучающие:
-учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;
-учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
-учить работать на заданном пространстве;
-учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя, действовать по образцу, а затем по словесному указанию;
-учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;
развивающие:
-развивать творческую направленность ребенка, мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер, изобразительную деятельность детей; сюжетно - игровой замысел; интерес к процессу и результатам в коллективной работе;
воспитательные:
- воспитывать аккуратность в работе с пластилином; отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
Условия организации учебно-воспитательного процесса
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
Этап подготовительный предполагает:
- освоение приема надавливания;
- освоение приема вдавливания;
-освоение приема размазывания пластилина подушечкой пальца;
-освоение правильной постановки пальца;
-освоение приема отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками;
- обучение работать на ограниченном пространстве.
Этап основной предполагает:
-научиться не выходить за контур рисунка;
-пальчиком размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его;
-использовать несколько цветов пластилина;
-для выразительности работ уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.);
-научиться пользоваться специальной стекой-печаткой;
-научиться доводить дело до конца; аккуратно выполнять свои и коллективные композиции вместе с другими детьми; восстанавливать последовательность выполняемых действий; действовать по образцу, по словесному указанию воспитателя.
Итоговый этап предполагает:
-самостоятельно решать творческие задачи; выбирать рисунок для работы; формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
Количество часов, отведенных на освоение материала
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 10 минут в вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.
Планирование занятий составлено с учё том реализации межпредметных связей по разделам:
-«Художественная литература», /где используются произведения познавательной направленности, народного фольклора/.
-«Развития речи» /где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем/.
-«Познавательное развитие» / где осуществляется закрепление образов и понятий о живой и не живой природе.
-«Музыкальное развитие».
Ожидаемые результаты:
• у ребёнка будет развит интерес к творческой деятельности;
• будут усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;
• мелкая моторика будет развита на достаточном уровне;
• малыш 2-3-х лет будет работать аккуратно с пластилином, уметь последовательно выполнять задание, доводить начатое дело до конца.
2. Перспективно-тематическое планирование
Октябрь
№1 «Волшебные комочки» («Поиграй-ка») - вводное занятие
Познакомить детей с пластилином, с некоторыми приемами его использования: раскатыванием, сгибанием, отщипыванием, сплющиванием, оттягиванием деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем; попробовать налеплять получившиеся разноцветные кусочки на основу.
№2 «Украсим кукле платье»
Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм;
продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина; обучать прикреплять «горошины» на расстоянии друг от друга;
развивать мелкую моторику пальцев.
№3 «Воздушные шары»
Продолжать учить раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней;
формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы, по желанию добавляя ниточки соответствующего цвета.
№4 «Бусы для Люси»
Закреплять умение раскатывать комочки пластилина круговыми движениями пальцев;
формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы-ниточки.
№5 «Овощи для засолки»
Продолжать формировать умение раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней;
закреплять умение расплющивать шарики-помидоры, произвольно располагая их по поверхности «банки»;
закреплять с детьми знания о красном цвете.
Ноябрь
№6 «Яблочки в саду»
Формировать умение отщипывать небольшие кусочки красного пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев;
закреплять умение расплющивать шарики пальцем сверху.
№7 «Варенье в горшочке»
Побуждать детей передавать в лепке впечатления от окружающего – «Поспели ягоды»;
закреплять умение лепить предметы круглой формы, скатывая комочки пластилина красного, синего цветов круговыми движениями ладоней; расплющивать шарики-ягодки на горизонтальной плоскости, произвольно располагая их по поверхности.
№8 «Чудо - грибочки»
Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, ежах и грибах;
развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых объектов, передавая характерные природные особенности и цвет;
развивать любознательность, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику кистей рук.
Декабрь
№9 «Вот она какая, красавица лесная!» /начало/ Формировать умение детей передавать характерные особенности внешнего строения ели (пирамидальное строение, ветки, направленные вниз, тёмно-зелёный цвет) посредством пластилинографии;
упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки;
развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа;
закрепить знания о тёмно-зелёном цвете.
№10 «Вот она какая, красавица лесная!» /продолжение/
Развивать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями рук, делить ее на две и несколько равных частей при помощи стеки;
упражнять в раскатывании маленьких шариков круговыми движениями и преобразовании их в овальную форму прямыми движениями рук, стимулируя активную работу пальцев.
№11 «Украсим ёлочку» /коллективная/; несколько занятий посвящено новогодней тематике, т. к. детям очень нравится украшать разноцветными игрушками елочку и пространство возле елки, создается комфортный микроклимат во время работы. Замечено, что дети меньше болеют в эти дни/
Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы;
развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими цветами украшений.
№12 «С Новым Годом!» /открытка/
Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира;
создавать лепную картину с выпуклым изображением;
развивать творческое воображение детей при украшении елочки шариками и сосульками, снеговика;
закреплять прием раскатывания колбасок, жгутиков разной длины.
Январь
№13 «Клубочки для котёнка»
Формировать умение детей, приёму сворачивания длинной колбаски по спирали;
упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.
№14 «Снеговик»
Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости;
совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму;
упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы;
воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.
№15
«Птичка-синичка»
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней;
продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы; оттягивать хвост и крылья;
воспитывать любознательность, интерес к познанию.
№16 «Украсим Маше чашку»
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму;
продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
Февраль
№17
«Рыбки в аквариуме»
Развивать умение продумывать композиционное построение изображения: располагать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях;
закреплять знания детьми овальной формы, приё мов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание;
формировать умение передачи характерных особенностей рыбок, оттягивая хвост в двух направлениях, дополняя глаза черными шариками.
№18 «Рыбки в аквариуме» (продолжение) Поощрять инициативу и самостоятельность детей;
упражнять в раскатывании пластилина прямыми и круговыми движениями рук при лепке водорослей, пузырьков, камешков.
№19 «Украсим торт для папы»
Продолжать формировать умение детей составлять узор на круге;
закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями, делать разноцветные налепы, чередуя по цвету.
№20 «Мы дeлили апельсин» Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями, оттягивать нужные части предметов;
формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов;
закрепить знания о жёлтом и оранжeвом (дается дополнительно на индивидуальных занятиях) цветax.
Март
№21 «Веточка мимозы в подарок маме» /возможна комбинация пластилина с цветной бумагой/ Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятный подарок маме;
продолжать закреплять приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями;
развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.
№22 «Украcим матрешке cарафан и платок»
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму;
продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём pавномерного расплющивания на поверхности основы.
№23 «Украсим туфельку» Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму;
вспомнить сказку про Золушку;
продолжать фoрмировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
№24 «Вышла курочка гулять» Продолжать формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине;
закреплять приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями; умение равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения.
Апрель
№25 «Самолёт летит»
Формировать умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней; составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваясь точной передачи формы предмета, его строения, частей;
использовать знакомые приёмы работы : раскатывание, сплющивание;
закрепить знания о голубом и синем цветах.
№26 «Улитка, улитка, покажи рога».
Формировать умение лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали;
упражнять в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук;
развивать умение дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик);
продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости;
создавать у детей интерес к работе с пластилином.
№27 «Разноцветный светофорчик». Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов;
упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней;
продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы;
развивать аккуратность в работе с пластилином.
№28 «Черепаха»
Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи;
формировать умение изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом;
закреплять умения и навыки работы с пластилином : раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки или разноцветных пластилиновых шариков.
Май
№29
«Салют» /коллективная/ Формировать умение передавать пластическим способом изображение салюта : налепы колбаски+ шарика, украшая шарик фольгированной пайеткой;
закреплять умение использовать в работе знакомые приё мы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой;
развивать воображение, умение замечать особенности реального салюта;
закреплять знания об основных цветах спектра;
воспитывать патриотические чувства, удовлетворения, радости от созданного изображения.
№30
«На лугу»/ божьи коровки/
Формировать умение лепить насекомых из частей, передавая характерные особенности строения;
закрепить приемы лепки: раскатывание шара, колбаски; сплющивание;
показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей (для усиков – проволоку, спички; для хоботка – зубочистки, для глаз – бусинки, перец горошком).
№31 «Радуга-дуга» Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней;
упражнять в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук;
продолжать формировать умение использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.
№32
Свободная тема по желанию (выбору) детей
Закрепление умений и способов работы с пластилином в технике пластилинография.
Использованная литература
1. Вераксы Н. Е. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Первая младшая группа. М., 20012;
2. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей. Москва, издательство «Скрипторий», 2009;
3. Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. М. «Мозаика-синтез», 2009;
4. Селивон В. А. Пластилиновая страна Лепилка. Минск «Попурри», 2010;
5. Тихомирова О. Ю., Лебедева Г. А. Пластилиновая страна, Москва «Мозаика-синтез», 2011;
6. Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста 1-3 года. Москва «Мозаика-синтез», 2006.