анастасия шумкина
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы "Волшебные ладошки"
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы „Волшебные ладошки“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Нетрадиционные техники рисования
- Пальчиковая живопись. Рисование пальцами и ладошками
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определё нные способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Ведь для работы по нетрадиционному рисованию не требуется владение привычными инструментами – не всегда нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника.
Создание рисунка нетрадиционным способом (ладошками, пальчиками) является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, а главное у него формируется представление об окружающем его мире. Рисуя маленькими ручками, юный художник помимо фантазии, развивает еще и абстрактное мышление. Все это положительно влияет на дальнейшее развитие ребенка. А как интересно делать отпечатки из листьев, картофеля получаются такие красивые фигуры, что обычной кисточкой и не нарисуешь. А рисование ватной палочкой и поролоном. Все это нужно попробовать.
В рамках кружковых занятий дети могут выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. На занятиях они не изучают, а осваивают приемы и средства рисования нетрадиционными методами. Реализуя свои задумки на бумаге, ребенок чувствует свободу, становится увереннее. Используя нетрадиционные техники рисования, ребенок не боится, что у него не получится, в результате у малыша проявляется интерес к рисованию и как следствие – желание творить. И конечно, развивается мелкая моторика рук, что очень важно для развития речи и подготовки руки к письму.
Время существования кружка-первый год. Форма занятия - групповая. Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.
Цель программы :
Основная цель программы - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
• Развивать творческие способности детей.
• Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
• Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
• Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
• Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
• Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
• Формировать умение оценивать созданные изображения.
Основные способы и формы работы с детьми.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изобразительной деятельности. Общее количество занятий в год -34., время занятий 15-20 мин.
Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 3-4 года и рассчитана на один год обучения.
Форма проведения кружковой работы : теоретические, практические, групповые.
В процессе совместного рисования используются различные методы и приемы:
словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Перспективный план.
Тема:
1. Рисование пальчиками «Падают, падают листья».
2. Рисование пальчиками «Злая тучка».
3. Рисование пальчиками и одноразовой вилочкой «Мухомор».
4. Рисование ватными палочками «Мой любимый дождик».
5. Рисование одноразовыми вилочками и отпечатывание крышкой
«Весёлый ёжик с яблоком».
6. Рисование пальчиками «Бусы для Танюши».
7. Рисование пальчиками «Ветка рябины».
8. Рисование ладошкой и ватными палочками «Зёрнышки для птички»
9. Рисование манной крупой «Барашек».
10. Рисования тычком полужесткой кистью «Шубка для зайчика».
11. Рисование ладошкой «Петушок – золотой гребешок».
12. Рисование ладошкой «Цыплята» .
13. Рисование мятой бумагой и ладошкой «Заснеженное дерево» .
14. Рисование ладошкой и пальчиками «Рябина для снегиря».
15. Рисование пальчиками «Ёлочка – красавица» .
16. Рисование манной крупой «Ёлочная игрушка».
17. Рисование ладошкой «Морозко».
18. Рисование манной крупой «Снежинка» .
19. Рисование ладошкой «Снегирь и синичка».
20. Рисование восковой свечой «Зимние фантазии» .
21. Рисование ладошкой «Аквариум».
22. Рисование ладошкой «Друзья для осминожки».
23. Рисование ладошкой «Кораблик для папы».
24 Рисование ладошкой «Петушок - золотой гребешок».
25. Рисование манной крупой «Тюльпан для мамы» .
26. Рисование коктейльными трубочками «Чудесные цветочки» .
27. Рисование ладошками «Лебеди»
28 Рисование пальчиком «Светит солнышко в окошко»
29. Рисование ладошками «Ракета»
30. Рисование ватными палочками «Ветка мимозы».
31. Рисование кулачком «Танк»
32. Рисование восковыми мелками и гуашью «Праздничный салют»
33. Техника рисования монотопия «Цветочная поляна»
34. Оттиск печати поролона и рисование жёсткой полусухой кистью
«Волшебная страна».
Материалы и инструменты необходимые для работы :
1. Бумага разного формата и цвета.
2. Гуашь.
3. Акварельные краски.
4. Целофановые пакетики.
5. Мятая бумага.
6. Поролон.
7. Манная крупа.
8. Трубочки от коктейля.
9. Восковая свеча
10 Восковые мелки
11. Одноразовые вилочки.
12. Ватные палочки.
13. Крышки от минеральной воды или сока.
14. Кисточки.
15. Чашечки для гуаши.
16. Баночки для воды.
17. Заготовки рисунков.
18. Салфетки влажные.
Содержание изучаемого материала.
№ месяц название цель Необходимые материалы
1. Сентябрь Рисование пальчиками «Падают, падают листья…». Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования - "рисование пальчиками", познакомить детей с красками; развивать чувство цвета и ритма. Раздаточный материал (рисунок с изображением осеннего дерева, гуашь, влажные салфетки).
2. Рисование пальчиками «Злая тучка».
Знакомство с нетрадиционным методом рисования (рисование пальцами); познакомить детей с краской синего цвета. Лист А4, гуашь
3. Рисование пальчиками и одноразовой вилочкой «Мухомор». Познакомить детей с техникой рисования пальчиками и одноразовыми вилочками; воспитание у детей интереса к природе; создавать условия для развития творческих способностей; отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки. Пол листа А4, гуашь зеленого и белого цвета, салфетки.
4. Рисование ватными палочками «Мой любимый дождик». Формировать познавательную активность детей; учить рисовать ватными палочками.
Лист с изображение девочки с зонтиком, гуашь, теплая вода, ватные палочки, салфетки, зонтик для игры.
5. Октябрь Рисование одноразовыми вилочками и отпечатывание крышкой (яблочко) «Весёлый ёжик с яблоком». Учить детей рисовать нетрадиционным способом – одноразовыми вилочками, учить дополнять изображение деталями (штампование крышками, рисование пальчиками).развивать чувство цвета, мелкую моторику рук, мышцы кистей рук, творческую активность.
Белый лист бумаги с изображением ёжика без иголочек, гуашь, одноразовые вилочки, крышки, влажные салфетки.
6. Рисование пальчиками «Бусы для Танюши».
Учить детей рисовать нетрадиционным способом – пальчиками, используя яркие краски; учить рисовать точки («бусинки») друг за другом на ниточке; создать радостное настроение – «подарить куколке бусы». Кукла, коробка с бусами, краски, листы бумаги, мисочки, салфетки, клеенки.
7. Рисование пальчиками «Веточка рябины».
Учить детей рисовать точки плотно прижатыми пальчиками. Совершенствовать умение работать аккуратно.
Веточка рябины, мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
8. Рисование ладошкой и ватными палочками «Зёрнышки для птички».
Учить детей ладошкой отображать образ птички, а ватными палочками дорисовываем корм птичке. Птичка – игрушка, лист А4, тарелочка для корма, гуашь, кисти, ватные палочки.
9. Ноябрь Рисование манной крупой «Барашек».
Познакомить с новой техникой – рисование манной крупой; воспитывать аккуратность в работе; желание помочь барашку.
Лист цветной с изображением барашка без шерсти, манная крупа, клей ПВА, кисточки.
10. Рисования тычком полужесткой кистью «Шубка для зайчика».
Закрепление знаний и представлений детей об изменении окраса зайца в зимний период, освоение техники рисования тычком полужесткой кистью.
Краски (гуашь); кисти с жесткой щетиной; бумага тонированная с силуэтом зайца; шапочки для зайцев; тарелочки под краску.
11. Рисование ладошкой «Петушок».
Развивать мелкую моторику рук. Учить получать изображение с помощью отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать петуха, используя разные элементы украшения. Широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
12. Рисование ладошкой «Цыплята» .
Развивать мелкую моторику рук. Учить получать изображение с помощью отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать недостающие детали у цыплят. Широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага белого цвета, листы большого формата, салфетки.
13. Декабрь Рисование мятой бумагой и ладошкой «Заснеженное дерево». Учить отпечатком ладошки рисовать крону дерева; из газет скатывать жгут и отпечатывать ствол и ветки дерева. Воспитывать аккуратность в работе. Бумага синих тонов, гуашь, газета, салфетка для рук, банка с водой, кисть.
14. Рисование ладошкой и пальчиками «Рябина для снегиря».
Развивать мелкую моторику рук. Учить получать изображение с помощью отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать недостающие детали у снегиря ; пальчиками рисовать ягодки рябины. Воспитывать бережное отношение к птицам. Широкие блюдечки с гуашью красного и чёрного цвета, кисть, листы большого формата, салфетки.
15. Рисование пальчиками и полусухой жёсткой кистью «Ёлочка – красавица».
Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Гуашь, кисти, пол листа А4, иллюстрации с изображением нарядной ёлочки.
16. Рисование манной крупой «Ёлочная игрушка».
Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – рисование крупами; учить создавать изображение с помощью крупы; побуждать использовать нетрадиционные техники рисования для развития детского творчества. Цветной картон; манная крупа; клей ПВА; кисточка для клея; карандаш.
17. Январь Рисование ладошкой «Морозко». Развитие у детей художественно-творческих способностей по средствам нетрадиционной техникой рисования – рисование ладошкой. Гуашь, широкие блюдечки с гуашью белого цвета, кисти, лист бумаги цветной.
18. Рисование манной крупой «Снежинка».
Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – рисование крупами; учить создавать изображение с помощью крупы; побуждать использовать нетрадиционные техники рисования для развития детского творчества. Цветной картон; манная крупа; клей ПВА; кисточка для клея; карандаш.
19. Рисование ладошкой «Снегирь и синичка».
Продолжать развитие у детей художественно-творческих способностей по средствам нетрадиционной техникой рисования – рисование ладошкой; развивать восприятие, воображение и память; воспитывать бережное отношение к птицам. Гуашь: белая, красная, жёлтая, черная; кисточки, стакан с водой, влажные салфетки, листы А4 белого цвета.
20. Рисование восковой свечой «Зимние фантазии»
Рисование рисунка в нетрадиционной технике – восковой свечой; развивать эстетические чувства, чувство композиции, аккуратность; развивать умение замечать красоту природы. Альбомный лист, белая свеча, акварель, широкая кисть.
21. Февраль Рисование ладошкой «Рыбка в аквариуме». Упражнять детей в технике работы с гуашью; продолжать учить рисовать нестандартной техникой; развивать эстетическое восприятие.
Демонстрационный материал — игрушки, рыбка в аквариуме; нарисованные аквариумы, блюдо с краской, влажные салфетки, краски, кисточка.
22. Рисование ладошкой «Друзья для осминожки» .
Познакомить детей с обителями подводного мира, превратить рисование в веселую игру и зарядить детей положительными эмоциями. Развивать интерес к нетрадиционному рисованию. Воспитывать аккуратность, уверенность в себе. Развивать мелкую моторику рук. Пол листа А4, гуашь, фломастеры.
23. Рисование ладошкой «Кораблик для папы».
Продолжать учить детей рисовать с помощью пальчиков; развивать воображение, самостоятельность; воспитывать аккуратность в работе с красками; закреплять знание основных цветов; развивать эмоциональность – умение радоваться результату. Листы А4 бледно голубого цвета, рисунки кораблика, гуашь основных цветов, салфетки, штампы – облака, кораблик.
24. Рисование ладошкой «Петушок - золотой гребешок». Формирование у детей навыков использования нетрадиционных приёмов рисования- рисование ладошкой; развивать воображение, творческую инициативу и мелкую моторику рук. Лист бумаги формата А4, гуашь, художественная кисть баночка для воды; небольшая ёмкость для разведения краски.
25. Март Рисование манной крупой «Тюльпан для мамы».
Изготовление открытки в технике рисования манной крупой; развивать творческое воображение, фантазию, аккуратность; закреплять умение работать с клеем, с манной крупой. Клей ПВА, кисть, манная крупа, гуашь, шаблон тюльпана.
26. Рисование коктейльными трубочками «Чудесные цветочки». Познакомить детей с нетрадиционным видом рисования – коктейльной трубочкой; развивать образное мышление, воображение, фантазию, интерес к творческой работе. Коктейльная трубочка, лист А5, гуашь, кисть, баночки для воды.
27. Рисование ладошками «Лебеди»
Закреплять прием рисования ладошкой; развивать самостоятельность, воображение, творческую активность у дошкольников; воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Лист А4, гуашь белого, чёрного и красного цвета, банки с водой, кисти, черный фломастер.
28. Рисование пальчиком «Смотрит солнышко в окошко»
Вызвать яркий эмоциональный отклик на фольклорный образ солнца, научить создавать образ солнца с помощью рисования пальчиком; развивать моторику рук, чувство цвета; прививать аккуратность и старание в работе. Готовые вырезанные формы облачков, гуашь жёлтого цвета, баночки с водой, фломастер.
29. Апрель Рисование кубками «Грузовая машина везет кубики». Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования – губками. Развивать мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие. Мольберт, нарисованные машины по количеству детей, краска, губки, салфетки, кубики для строительства.
30. Рисование ватными палочками «Веточка мимозы». Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закреплять знания и представления о цвете - жёлтый, форме - круглый; развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Листы бумаги А4 с контурным изображением веточки, гуашь на палитре желтого цвета, салфетки, ватные палочки.
31. Рисование ладошками «Ракета». Продолжать знакомить детей с нетрадиционным видом рисования- отпечаток ладошкой; учить дорисовывать недостающие детали ракеты; воспитывать аккуратность в работе. Пол листа А4, гуашь, кисти, баночки с водой, иллюстрации с изображением воздушного транспорта.
32. Рисование поролоном по контуру «Друзья для медвежонка Тишки» Учить рисовать медведей по контуру – поролоновой губкой, прививать интерес к рисованию. Закреплять навыки рисования знакомых форм. Альбомный лист с контуром медведей, поролоновые губки, гуашь, салфетки. Картинки с изображением медведей; плюшевый медведь.
33. Май Рисование кулачком «Танк». Учить детей изображать рисунок отпечатыванием кулачка; учить дорисовывать недостающие детали танка; развитие мелкой моторики. Пол листа А4, гуашь, баночки с водой, кисточки.
34. Рисование восковыми мелками и гуашью «Праздничный салют».
Учить детей передавать впечатления о праздничном салюте; рисовать различные виды салюта восковыми Карандашами в виде распустившихся шаров в черном небе; закреплять умение заполнять весь лист изображением; закрашивать акварелью; воспитывать аккуратность, зрительную память и зрительное внимание. Восковые мелки, акварель, кисти, фотографии, образцы с Изображением салюта в ночном небе, лис А5, грамзапись песни «День Победы».
35. Техника рисования монотопия «Цветочная поляна». Учить рисовать цветочную полянку на полиэтиленовом пакете, затем отпечатывать рисунок на лист бумаги; воспитывать аккуратность в работе.
Полиэтиленовый пакет, гуашь, кисти, лист А4, баночки с водой.
36. Оттиск печати поролона и рисование жёсткой полусухой кистью
«Волшебная страна». Совершенствовать умения и навыки детей в технике «оттиск» поролоном, тычком жесткой кисти, примакивания кисти к бумаге; воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус и аккуратность в выполнении работы. Поролон, кисти, гуашь, Лист А4 голубого цвета, баночки с водой.
Литература
1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.
3С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с.
4. Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с
5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. ,2012 г.
6.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
7.«Яркие ладошки» Н. В. Дубровская «детство-пресс» 2004
8.«Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н. В. Дубровская «детство-пресс» 2003
9. Педагогический опыт,опубликованный в журналах дошкольное воспитание
10. Медиоресурсы интернета «МААМ. ru», «Почемучка. ru» и т. д
11. Кихтева Е. Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
12. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
13. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М. : Издательство «Скрипторий» 2003, 2007.
14. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М. ТЦ «Сфера» 2006 год - (Серия «Вместе с детьми»).
Спасибо за внимание!