Анна Устинович
Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию «Волшебная иголочка-цветная ниточка»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
кружка по художественно-эстетическому развитию
«Волшебная иголочка-цветная ниточка»
для детей 6-7 лет
Составила:
Устинович. А. А
воспитатель МБДОУ
Твороговского д/с»РОСТОК»
высшей квалификационной категории
д. Творогово
Пояснительная записка
Большой и ответственный период психического развития ребёнка это дошкольное детство. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.
Публикация «Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию „Волшебная иголочка-цветная ниточка“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность понимать позицию другого человека.
Отсутствие целенаправленного развития творческих способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, с его культурными и духовными ценностями. И как следствие – появления чувства неуверенности в себе в условиях современной жизни.
Изонить – это рисунок нитями, натянутыми в определенном порядке на твердом фоне. Достоинство данного вида вышивки в том, что изображение выполняется довольно быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться. Этот увлекательный вид рукоделия доступен и интересен детям любого возраста.
Работа в технике изонить развивает у детей наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук; развивается творческий потенциал ребенка. В ходе работы необходимо запоминать этапы, приемы и способы натяжения нитей, что стимулирует, совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда. Расширяется круг знаний, повышается интерес к культуре декоративно-прикладного искусства. Изонить расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора.
Техника изонить требует ловких действий, следовательно, способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность.
Работы в технике изонить способствуют формированию таких качеств, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, т. е. способствует развитию личности ребенка.
Работы в технике изонить привлекают детей своими результатами. Ребята испытывают радость от сделанной своими руками картинки, закладки, панно. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для друзей, взрослых.
Актуальность
Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно – мышление и речь.
В творческой продуктивной деятельности гораздо проще повествовать. Творя и создавая своими руками собственное произведение, ребенок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно создав что-то, ребенку легче рассказать о нем, вот почему специалисты уточняют: заниматься продуктивной деятельностью детям так же необходимо, как и разговаривать.
Изонить – очень интересная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью.
Современные расходные материалы позволяют получать очень эффективные изделия. Наряду с оригинальной техникой исполнения нитяной графики, существует другое направление ниточного дизайна – вышивка на картоне (изонить) теми же приемами (прием заполнения угла и окружности)
Задачи кружка решаются в процессе современного обучения. Дети знакомятся с конструированием и изготовлением картин необычного жанра с помощью цветных ниток и декоративных гвоздей – ниточным дизайном.
Практическая ценность программы «Волшебные ниточки» заключена в комплексном подборе заданий и задач из разных образовательных областей – математики, ознакомления с окружающим, рисования, развитием речи – что делает занятия интегрированным.
Для реализации программы выбран алгоритм проведения занятия:
• Выбрать рисунок;
• Подобрать основу вышивки;
• Перевести рисунок на основу с изнаночной стороны;
• Разбить рисунок на элементы;
• Подобрать способ вышивания каждого элемента, учитывая характерные признаки вышиваемого предмета;
• Проколоть дырочки по контуру элемента с изнаночной стороны, соблюдая обязательные условия;
• Использовать проколы для вышивания соседних элементов;
• Вышить данный элемент;
• Проколоть дырочки по контуру следующего элемента.
Цель работы по программе :
1. Знакомство детей с новым видом художественно-творческой деятельности – техника «изонить»;
2. Развитие навыков ручного труда у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста;
3. Поддержание интереса детей к художественно – творческой деятельности.
Задачи программы :
Воспитательные:
• Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
• Воспитывать эстетический вкус.
Образовательные:
• Знакомить детей техникой работы с изонитью.
• Познакомить как владеть иголкой, ниткой.
• Обучить моделированию – умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций.
Развивающие :
• Упражнять детей в количественном и порядковом счёте.
• Закрепить понятие ФЭМП.
• Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа.
•Развивать сенсорное восприятие.
• Закрепить понятие «зеркальное изображение».
Принципы и подходы к формированию программы
Занятия кружка проводятся один раз в неделю в вечернее время продолжительностью 30 минут (подготовительная группа).
Срок реализации программы : 1 год.
Форма занятий
• Групповая
• Индивидуальная
Предполагаемые результаты
К концу обучения дети должны:
Знать:
• правила работы с изонитью;
• правила и последовательность работы над углом, окружностями.
Уметь:
• отличать лицевую и изнаночную стороны изделий, выполнять узор острого угла (показать, что нити пересекаются на лицевой стороне, а на изнаночной видны только стежки) ;
• вдевать нить в иголку и завязывать узелок;
• самостоятельно подбирать цвет ниток;
• выполнять окружности, треугольники.
• создавать свои композиции;
• соблюдать технику безопасности при работе с ножницами, иглой.
Иметь представление:
• о прямом, остром, тупом углах;
• о сантиметре и миллиметре на обычной линейке.
Наглядный и раздаточный материал по темам занятий
Тема: «Заполнение угла (острый, прямой, тупой)»
Образец Технологическая карта
Определение лицевой и изнаночной стороны картона;
Работа с трафаретом;
Правила нумерации сторон угла;
Заполнение угла - на лиц. стороне соедин. одинаковые цифры; на изн. стороне – по порядку; на лиц. стороне – длинный стежок; на изнаночной – короткий.
Тема: «Заполнение окружности диаметром»
Образец Технологическая карта
Определение лицевой и изнаночной стороны картона;
Работа с трафаретом;
Счет и нумерация отверстий;
Заполнение окружности - на лиц. стороне соедин. одинаковые цифры; на изн. стороне – по порядку; на лиц. стороне – длинный стежок; на изнаночной – короткий.
Открытка «Елочка»
Образец трафарет Технологическая карта
Выбор картона и ниток;
Определение лицевой и изнаночной стороны картона;
Работа с трафаретом;
Нумерация отверстий;
Заполнение угла;
Для успевашек – вышивка травы.
Геометрические термины:
Угол (прямой, острый, тупой);
вершина угла; стороны угла.
Открытка «Аленький цветочек»
Образец трафарет Технологическая карта
Выбор картона и ниток;
Определение лицевой и изнаночной стороны картона;
Работа с трафаретом;
Нумерация отверстий;
Заполнение окружности;
Заполнение угла;
Оформление открытки.
Геометрические термины:
Угол (прямой, острый, тупой);
вершина угла; стороны угла;
окружность; центр окружности.
Панно «Лесная полянка»
Образец трафарет Технологическая карта
Выбор картона и ниток;
Определение лицевой и изнаночной стороны картона;
Работа с трафаретом (количество елок зависит от способностей каждого ребенка);
Нумерация отверстий;
Заполнение углов.
Геометрические термины:
Угол (прямой, острый, тупой);
вершина угла; стороны угла;
окружность; центр окружности.
Коллективная работа «Рыбки»
Образец трафарет Технологическая карта
Выбор картона и ниток;
Работа над рыбками самостоятельная, помощь педагога минимальна, по мере необходимости.
Определение лицевой и изнаночной стороны картона;
Работа с трафаретом;
Нумерация отверстий;
Заполнение угла;
Оформление коллективного панно с использованием цветной бумаги, фломастеров, цв. карандашей.
Геометрические термины:
Угол (прямой, острый, тупой);
вершина угла; стороны угла
Панно «Аквариум»
Образец трафарет Технологическая карта
Выбор картона и ниток;
определение лицевой и изнаночной стороны картона;
Работа с трафаретом;
Нумерация отверстий;
Заполнение окружности;
Заполнение угла;
Заполнение дуги.
Геометрические термины:
Угол (прямой, острый, тупой);
вершина угла; стороны угла;
окружность; центр окружности; дуга.
Количество изображений (рыбы, камни, водоросли) на панно подбирается индивидуально.
Панно «Морские просторы»
Образец трафарет Технологическая карта
Выбор картона и ниток;
Определение лицевой и изнаночной стороны картона;
Работа с трафаретом;
Нумерация отверстий;
Заполнение угла;
Геометрические термины:
Угол (прямой, острый, тупой);
вершина угла; стороны угла;
окружность; центр окружности.
Успевашки добавляют солнце, птицу, волну – по желанию.
Открытка «Бабочка для мамы»
Образец Трафарет Технологическая карта
Выбор картона, ниток и бисера;
Определение лицевой и изнаночной стороны картона;
Работа с трафаретом;
(Вышивка крыльев – основа заполнения окружности)
Нумерация отверстий;
Заполнение каждого крыла;
Работа с бисером (туловище и кончики усиков)
Панно «Ёжик на полянке»
Образец трафарет Технологическая карта
Выбор картона, ниток, цветной бумаги;
Определение лицевой и изнаночной стороны картона;
Работа с трафаретом;
Определение способов вышивания каждой части ежика (туловище и иголки - дуги; мордочка – острый угол);
Нумерация отверстий;
Заполнение каждой части;
Работа с цветной бумагой (аппликация – яблоко, гриб, груша, осенний лист – по выбору детей).
Панно «Лягушка – Царевна»
Образец трафарет Технологическая карта
Выбор картона, ниток; Определение лицевой и изнаночной стороны картона;
Работа с трафаретом;
Определение способов вышивания каждой части лягушки (туловище, глаза, верхняя часть лапок – основа заполнения окружность; лист кувшинки – дуги; лапки, корона – стежки «веерный» способ);
Нумерация отверстий;
Заполнение каждой части;
Новогодняя открытка
Образец трафарет Технологическая карта
Выбор картона и ниток;
определение лицевой и изнаночной стороны картона;
Работа с трафаретом;
Определение способов вышивания каждой части (елочные игрушки – заполнение окружности; ветка елки – вышивка зиг-заг).;
Нумерация отверстий;
Заполнение окружности;
Вышивка ветки.
Украшение новогодней открытки по желанию детей (конфетти, дождик, снежинки и т. д.)
Панно «Домик для Умки»
Образец Трафарет Технологическая карта
Выбор картона и ниток;
определение лицевой и изнаночной стороны картона;
Работа с трафаретом;
Определение способов вышивания каждой части (дом – углы; снежинки – окружность);
Нумерация отверстий;
Заполнение угла (вышивка углов с общей стороной – накладывание одного угла на другой);
Заполнение окружности (вышивка снежинок);
Успевашки вышивают трубу и дым.
Заселяем в домик Умку.
Геометрические термины:
Угол (прямой, острый, тупой);
вершина угла; стороны угла. Окружность, центр окружности, диаметр.
Панно «Парашют» (подарок для папы)
Образец трафарет Технологическая карта
Выбор картона и ниток;
определение лицевой и изнаночной стороны картона;
Работа с трафаретом;
Определение способов вышивания каждой части (воздушный шар – дуги; корзина – зиг-заг; нижняя часть воздушного шара - стежки);
Нумерация отверстий;
Заполнение дуг;
Выполнение зиг-зага и стежков;
Успевашки вышивают облако с помощью дуг.
Оформление работы звездами, флажками и т. д.
Геометрические термины:
Дуга
Панно «Весенний натюрморт» (подарок для мамы)
Образец трафарет Технологическая карта
Выбор картона, ниток;
Определение лицевой и изнаночной стороны картона;
Работа с трафаретом;
Нумерация отверстий;
(Вышивка вазочки – основа заполнения окружности)
Изготовление цветов (3 цветка) – обвести трафарет «сердечко», вырезать, собрать цветок.
«Листочки» (4варианта вышивки листочка)
Образец Трафарет Технологическая карта
Материал: белый картон, нитки «ирис» зеленые.
Определение лицевой и изнаночной стороны картона;
Работа с трафаретом;
Определение способов вышивания: 1 – диаметр; 2 – веерная вышивка; 3 – незаконченная хорда «капелька»; 4 – две дуги с общими крайними отверстиями.
Панно «Разноцветный зонтик»
Образец трафарет Технологическая карта
Выбор картона, ниток;
Определение лицевой и изнаночной стороны картона;
Работа с трафаретом;
Определение способов вышивания каждой части: капли - незаконченная хорда, ручка зонтика – зиг-заг, верхняя часть зонта – дуга, угол.
Нумерация отверстий;
Панно «Пение птиц» или «Музыка Весны!»
Образец трафарет Технологическая карта
Выбор картона, ниток;
Определение лицевой и изнаночной стороны картона;
Работа с трафаретом;
Определение способов вышивания каждой части: голова птицы – хорда; тело и крыло – незаконченная хорда «капля»; хвост и клюв – углы; листочки – использовать два способа вышивания – диаметр, веерная вышивка; ветка – зиг-заг и дуга.
Нумерация отверстий;
Открытка «Пасхальное яйцо»
Образец трафарет Технологическая карта
Выбор картона, ниток;
Определение лицевой и изнаночной стороны картона;
Работа с трафаретом;
Определение способов вышивания (диаметр, хорда, веерный способ, незаконченная хорда «капелька»);
Декорирование открытки.
Коллективная работа «Летний день»
Образец Трафарет
Заготовки равносторонних треугольников разных размеров с отверстиями для вышивания углов в технике изонить;
Заготовки кругов разных размеров с отверстиями для вышивания окружности в технике изонить;
Разноцветные облака для выполнения аппликаций;
Тема занятия: «Летний день»
1. Цель занятия: совместная деятельность детей и родителей
Задачи:
Повторить количественный, порядковый счет и геометрические термины (вершина угла, стороны угла);
Развивать умение объяснять, передавать свои знания другому;
Закрепить технику заполнения угла;
Воспитывать любовь животным, желание прийти на помощь;
Создать обстановку общей радости, хорошего настроения;
2. Условия проведения, оборудование:
Занятие проводится в кабинете, оборудованном для занятий: стулья, столы, магнитная доска, интерактивная доска, компьютер.
3. Дидактический материал:
Для педагога Для обучающихся
Образцы работ в технике изонить;
Образцы заполнения угла;
Обезьяна (мягкая игрушка);
Презентация физминутка для глаз;
Аудио запись танцевальной физминутки. Заготовки равносторонних треугольников разных размеров с отверстиями для вышивания углов в технике изонить;
Заготовки кругов разных размеров с отверстиями для вышивания окружности в технике изонить;
Разноцветные облака для выполнения аппликаций;
Иглы, нитки теплых оттенков, ножницы, скотч, простой карандаш, поролон, фигурная кнопка, клей карандаш, цветные, фломастеры, ватман.
4. Принципы подачи учебного материала:
Доступности
Индивидуальности
Самостоятельности
Практической направленности
5. Методы обучения:
Объяснительный
Игровой
Наглядный
Диалогический
Поисковый
6. Ход занятия:
Этапы занятия Содержание
Организационный момент. Приветствие, эмоциональный настрой на занятие
Вводная часть (подготовка к восприятию; самоопределение к деятельности)
Закрепление пройденного материала.
1. Педагог знакомит детей и родителей с обезьянкой, обращая внимание на ее грустное настроение и рюкзак за ее плечами (обезьянка решила вернуться в свою жаркую страну). Дети строят предположения о причине такого решения (обезьянка очень любит жаркую, солнечную погоду).
Педагог предлагает попробовать изменить решение обезьянки (порадовать обезьянку теплой, солнечной, веселой картиной).
2. Коллективное рассматривание заготовок с последующим определением деятельности (равносторонние треугольники – лучи солнца; круги – солнечный диск; разноцветные заготовки – облака).
1. Д/и «Исправь ошибку» (работа на доске) :
Геометрические термины: угол (острый, прямой, тупой, вершина угла, стороны угла;
Нумерация угла для вышивки в технике «изонить»;
Геометрические термины: окружность, центр окружности, диаметр, хорда;
Деление окружности на части, нумерация, для вышивания окружности в технике «изонить».
2. Алгоритм выполнения работы (прошивание угла и окружности) :
Определить лицевую сторону картона;
Прикрепить к лицевой стороне картона трафарет с помощью скрепок;
Взять поролон и кнопку для прокалывания отверстий;
Уборка рабочего места;
Нумерация сторон угла на изн. Стороне картона.
3. Правила безопасной работы на занятиях по изонити:
Колющие, режущие предметы;
Работа со скотчем и поролоном;
Работа с тонкими нитками;
Практическая часть занятия
1. Работа парами – ребенок и родитель (дети работают с равносторонними треугольниками маленького размера; дети – с равносторонними треугольниками большого размера) :
вышивка первого угла детьми с объяснением;
вышивка одного угла родителями – дети контролируют, исправляют, дают советы;
2. Самостоятельная работа родителей над вышивкой следующих углов.
Танцевальная физминутка
Практическая часть занятия
После 15 минут работы проводится видеофизминутка для глаз
Вышивка выполняется самостоятельно:
Дети и родители вышивают угол в равностороннем треугольнике (по 2-3 угла);
Успевашки прошивают окружности диаметром и хордой (по 1 окружности);
Коллективная работа над созданием панно
1. Создание солнце из вышитых заготовок;
2. Склеивание объемных облаков;
3. Дорисовка насекомых, птиц на солнечном небе по желанию детей.
Рефлексия Какое задание было самым интересным?
Что было самым трудным?
Какое задание было самым легким?
Заключительная часть занятия
Солнечная картина готова, дети дарят ее обезьянке, обезьянка меняет свое решение.
Итог: Дети и родители делятся впечатлениями о пройденном занятии; педагог благодарит детей и родителей за помощь, вручает детям медали за творческие успехи.
Тема занятия: «Космическое путешествие»
1. Цель занятия: совместная деятельность детей и родителей
Задачи:
Повторить количественный, порядковый счет и геометрические термины (вершина угла, стороны угла, окружность, центр окружности, диаметр);
Развивать умение объяснять, передавать свои знания другому;
Закрепить технику заполнения угла и окружности;
Воспитывать любознательность;
Создать обстановку общей радости, хорошего настроения;
2. Условия проведения, оборудование:
Занятие проводится в кабинете, оборудованном для занятий: стулья, столы, магнитная доска, интерактивная доска, компьютер.
3. Дидактический материал:
Для педагога Для обучающихся
Образцы работ в технике изонить;
Образцы заполнения угла и окружности;
Иллюстрации или презентация на тему космос;
Видеофильм «Космос» с музыкальным сопровождением (2 -3 минуты) Заготовки четырехконечной звезды с отверстиями для вышивания смежных углов в технике изонить;
Заготовки кругов с отверстиями для вышивания окружности в технике изонить;
Лист ватмана синего цвета;
Иглы, нитки «ирис», ножницы, скотч, простой карандаш, скотч двухсторонний.
4. Принципы подачи учебного материала:
Доступности
Индивидуальности
Самостоятельности
Практической направленности
5. Методы обучения:
Объяснительный
Игровой
Наглядный
Диалогический
Поисковый
6. Ход занятия:
Этапы занятия Содержание
Организационный момент.
Вводная часть:
подготовка к восприятию, самоопределение к деятельности.
Закрепление пройденного материала:
подготовка к полету в космос.
Педагог приветствует детей и родителей, и предлагает им разместиться на стульях вокруг стола парами (ребенок и родитель).
1. Загадки на тему космос с использованием наглядного материала (иллюстрации или презентация);
После загадок дети и родители предполагают тему деятельности на данном занятии.
2. Д/и «Исправь ошибку» (работа на доске) :
Геометрические термины: угол (острый, прямой, тупой, вершина угла, стороны угла;
Нумерация угла для вышивки в технике «изонить»;
Геометрические термины: окружность, центр окружности, диаметр;
Деление окружности на части, нумерация, для вышивания окружности в технике «изонить».
3. Алгоритм выполнения работы (прошивание угла и окружности) :
Определить лицевую сторону картона;
Прикрепить к лицевой стороне картона трафарет с помощью скрепок;
Взять поролон и кнопку для прокалывания отверстий;
Уборка рабочего места;
Нумерация сторон угла на изн. Стороне картона.
4. Правила безопасной работы на занятиях по изонити:
Колющие, режущие предметы;
Работа со скотчем и поролоном;
Работа нитками «ирис»;
Физминутка (2-3 минуты). Видео о космосе (дети и родители имитируют полет ракеты; кометы; звездопад и т. д.)
Практическая часть занятия:
«полет» в космос, «открытие» новой звезды.
3. Работа парами – ребенок и родитель (работа с заготовками кругов с отверстиями для вышивания окружности в технике изонить) :
Прошивание окружности диаметром с одновременным объяснением (дети родителям);
Самостоятельная работа родителей – прошивание окружности.
Физминутка по выбору детей
(дети проводят самостоятельно – родители повторяют движения за детьми)
Практическая часть занятия
После 15 минут работы проводится физминутка для глаз 4. Работа парами – ребенок и родитель (работа с заготовками четырехконечной звезды с отверстиями для вышивания смежных углов в технике изонить:
Педагог обращает внимание на изнаночную сторону заготовок (один угол четырехконечной звезды пронумерован);
Дети напоминают родителям, каким образом прошивается угол в технике изонить;
Прошивание противоположных углов разными оттенками ниток;
Коллективная работа над созданием
нового созвездия
4. Создание созвездия из вышитых звезд;
5. Даем имя каждой звезде;
6. Придумываем название полученного созвездия.
Рефлексия Какое задание было самым интересным?
Что было самым трудным?
Какое задание было самым легким?
Заключительная часть занятия
Полет в космос прошел успешно, ребятами и родителями были открыты новые звезды и новое созвездие – созвездие ДРУЖБЫ!
Дети и родители делятся впечатлениями о пройденном занятии; педагог благодарит детей и родителей за помощь, вручает детям грамоты и сладкие призы за творческие успехи.
Список использованной литературы
1. Гусарова Н. Н. «Техника изонити для школьников»; Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2007 г.
2. Леонова О. «Рисуем нитью. Ажурные картины»; Санкт-Петербург «Литера», 2005г.
3. Проснякова Т. Н. «Уроки мастерства»; Издательство «Учебная литература», 2003 г.
4. Гильман Р. А. «Иголка и нитка в умелых руках»; Москва «Легпромбытиздат», 1993г.
5. Максимова Т. Н. «Поурочные разработки по технологии»; Москва «ВАКО», 2014 г.
6. Борисова М. М. «Малоподвижные игры и игровые упражнения»; Москва Издательство Мозаика-Синтез; 2015г.
7. Грибовская А. А. «Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество»; Москва творческий центр «Сфера»; 2010 г.