Мария Щербакова
Рабочая программа (младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел ….
1.1Пояснительная записка….
1.2Возрастные особенности детей четвертого года жизни….
1.3 Промежуточные результаты освоения планирования…. .….
2. Содержательный раздел:….
2.1 Содержание работы педагога по освоению детьми образовательных областей …
2.1.1 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»…
2.1.2 Образовательная область «Познавательное развитие» …
2.1.3Образовательна область «Речевое развитие»….
2.1.4Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»…
Публикация «Рабочая программа (младшая группа)» размещена в разделах
2.1.5Образовательная область «Физическое развитие»…
2.2Описание форм, способов, методов и средств реализации…
2.3Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников….
2.4Часть планирования, формируемая участниками образовательных отношений….
2.5 Содержание коррекционной работы и / или инклюзивное образование….
3. Организационный раздел …
3.1 Методическое обеспечение, средства обучения и воспитания …
3.2 Режим дня….
3.3 Циклограмма непосредственно образовательной деятельности….
3.4 Выписка из учебного плана….
3.5Комплексно-тематическое планирование…
3.6 Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды в
группе….
1 Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Настоящее планирование образовательной деятельности разработано на основе основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 67» на 2017-2018 учебный год и в соответствии со следующими нормативными документами:
•Федеративный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273 - ФЗ;
•Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. №30384);
•Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 -13. Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. №28564);
•Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
•Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
•Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г. № 28908);
•Устав МБДОУ «Детский сад №57» (утвержден 21.11.2011г. приказ №06);
•Годовой план работы МБДОУ «Детский сад №57» на 2018 - 2019 учебный год;
•Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23- 16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
•Примерная основная образовательная программа дошкольного образования/ Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию - протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15.
Планирование образовательной деятельности определяет содержание и организацию воспитательно- образовательного процесса для детей младшей группы дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Цели планирования образовательной деятельности
(соответствуют целям Основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - М. : «Мозаика-Синтез», 2016.) :
• Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.
•Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Приучать детей общаться спокойно, без крика.
•Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
•Постепенно формировать образ Я. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения.
•Беседовать с ребенком о членах его семьи.
•Формировать у детей положительное отношение к детскому саду. Формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада.
•Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на участке детского сада. Формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, их труду; напоминать их имена и отчества.
•Совершенствовать культурно- гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
•Формировать элементарные навыки поведения за столом.
•Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
•Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
•Формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.
•Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений.
•Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.
•Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке.
•Формировать положительное отношение к труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях, расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. Воспитывать уважение к людям знакомых профессий.
•Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе.
•Расширять ориентировку в окружающем пространстве.
•Знакомить детей с правилами дорожного движения. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого).
•Знакомить с работой водителя.
•Знакомить с источниками опасности дома.
•Формировать навыки безопасного передвижения в помещении.
•Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.
•Развивать умение видеть общий признак предметов группы.
•Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».
•Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой.
•Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.
•Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины, пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами.
• Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом,
треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
•Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя.
•Различать правую и левую руки.
• Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер
•Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта. Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия моделирующего характера.
•Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие. Развивать образные представления.
•Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.
•Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
• Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная); подбирать предметы по цвету и величине, собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета; собирать картинку из 4-6 частей.
•В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.
•Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их функциями и назначением.
•Побуждать вычленять некоторые особенности предметов домашнего обихода, устанавливать связи между строением и функцией. Понимать, что отсутствие какой-то части нарушает предмет, возможность его использования.
•Расширять представления детей о свойствах материала (дерево, бумага, ткань, глина). Способствовать овладению способами обследования предметов, включая простейшие опыты.
•Предлагать группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы.
Формировать понимание того, что человек создает предметы, необходимые для его
жизни и жизни других людей.
•Знакомить с театром через мини-спектакли и представления, а также через игры- драматизации по произведениям детской литературы.
• Знакомить с ближайшим окружением: дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская.
•Рассказывать детям о понятных им профессиях, расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. Обращать внимание детей на личностные качества человека, которые ему помогают трудиться.
•Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней.
•Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания. Знакомить детей с аквариумными рыбками и декоративными птицами. Расширять представления о диких животных, о земноводных (на примере лягушки). Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их зимой. Расширять представления детей о насекомых.
• Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты, ягоды.
• Дать элементарные представления о растениях данной местности: деревьях, цветущих травянистых растениях. Показать, как растут комнатные растения. Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.
•Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
•Дать представления о свойствах воды, песка, снега. Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.
•Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе. Знакомить с правилами поведения в природе.
•Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.).
•Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу.
•В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом.
•В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.
• На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
•Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение.
•Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц.
•Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
•Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
•Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа; форму множественного числа существительных в родительном падеже
•Помогать получать из нераспространенных простых предложений распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами.
•Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом.
•Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» .
•Помогать доброжелательно общаться друг с другом.
•Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
•Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
•Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации
•Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства.
• Подводить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства, подводить к различению видов искусства через художественный образ.
•Готовить детей к посещению кукольного театра, выставки детских работ и т. д.
•Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность, учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации. Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками.
•Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали, сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения, использовать в постройках детали разного цвета. Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали. Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину.
•Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету.
•Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши, дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.
•Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.
•Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания.
•Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни. Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения.
•Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
•Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности.
•Поощрять самостоятельные игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами, шарами. Развивать навыки лазанья, ползания; ловкость, выразительность и красоту движений.
•Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
Принципы планирования
1)Принцип развивающего образования;
2)Принцип культуросообразности;
3)Принцип научной обоснованности и практической применимости;
4)Принцип интеграции образовательных областей;
5)Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.
Содержание образовательной деятельности
-содержание планирования образовательной деятельности соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
-обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
-предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Планирование образовательной деятельности в младшей группе № 4 на 2017-2018 учебный год содержит 2 части: обязательную часть - 82% И часть, формируемую участниками образовательных отношений - 18%.
Содержание планирования образовательной деятельности строится на основе комплексной программы :
•Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - М. : «Мозаика-Синтез», 2016.
Часть планирования, формируемая участниками образовательного процесса, строится на основе парциальной программы :
•О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - С-Пб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 1999
Цель: Создать условия для приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о русских традициях и праздниках.
Развивать чувство причастности детей к наследию прошлого;
Способствовать восприятию художественных произведений, фольклора, реализации самостоятельной творческой деятельности.
•«Перспективный план работы с детьми 2-7 лет по развитию мышления и речи средствами моделирования мыслительных действий. / Под. ред. Т. А. Сидорчук - Ульяновск, «Вектор - С». 2011.
Традиции нашей группы :
•Утро радостных встреч (приветствие в радостной форме, использование различных игр-забав) Цель: обеспечить постепенное вхождение ребенка в ритм жизни группы, создать хорошее настроение.
•Поздравление с Днем Рождения. Цель: развивать способность к сопереживанию радостных событий, подчеркнуть значимость каждого ребенка в группе.
•Календарь настроения. Цель: наблюдение за эмоциональным состоянием каждого ребенка с целью оказания своевременной коррекции и поддержки развития личности ребенка.
иуме, природе.