Юлия Зозина
Рабочая программа кружка «Цветные горошины» для детей младшей группы (3–4 года)
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Пояснительная записка….3-5
2. Учебно-тематический план…. 5-6
3. Содержание программы…7-9
4. Методическое обеспечение программы…. 10
5. Список использованной литературы…. 10
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Цветные горошины» содействует развитию интеллектуальных процессов, духовного здоровья детей. Малые фольклорные формы - это прекрасные формы, это прекрасный материал, на основе которого у маленького ребенка воспитывает чувство патриотизма. В русском фольклоре отражена вся многовековая мудрость, народа. Он буквально пронизан любовью к своей Родине. Детям доступно и понятно народное творчество, а значит при знакомстве с фольклорными произведениями им может быть интересно!
Публикация «Рабочая программа кружка „Цветные горошины“ для детей младшей группы (3–4 года)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Фасоль, горох, бобовые
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
В программе объединены два направления: приобщение детей к русской народной культуре и пластилинография. Почему именно пластилинография? Потому что развитие мыслительных процессов необходимо начинать с развития мелкой моторики.
Пластилинография – это один из новых жанров в изобразительной деятельности. Он представляет собой создание лепных картин с изображением выпуклых объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал – пластилин. Данная техника доступна даже детям младшего дошкольного возраста. Она позволяет быстро достичь желаемого результата, вносит новизну в творчество детей. Одним из достоинств занятий кружка является интеграция предметных областей знаний. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей.
Цели и задачи программы
Цели: приобщение детей к русской, мордовской народной культуре; развитие сенсомоторной функции у детей дошкольного возраста через использование технологии пластилинографии. Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольников: милосердие, сострадание, правдолюбие в стремлении к добру и неприятию зла. Побуждение воспитанников к духовному, интеллектуальному и эстетическому совершенствованию.
Задачи:
Обучающие: Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии. Учить принимать задачу, действовать по образцу, а затем по словесному описанию.
Развивающие: Развивать мелкую моторику рук, интерес к процессу и результатам труда.
Развивать у детей мыслительные операции, творческие способности и фантазию.
Воспитывающие: Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им. Вызывать эмоциональное удовольствие от результатов проделанной работы.
Принципы, лежащие в основе программы :
• Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
• Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития). Она реализуется путем формирования отношения к себе, к миру, и с миром (любовь к ближним).
• Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
• Культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православие, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).
• Доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
• Научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).
• «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).
Организационно-методическое обеспечение программы
Программа рассчитана на 1 год по 1 занятию в неделю, длительностью 15 минут. Численность детей в кружке – 15 человек. Возраст детей 3 – 4 года.
Формы и методы занятий
В процессе обучения используются различные формы:
• беседы;
• художественно-творческая деятельность детей;
• просмотр презентаций, видеофильмов, использование аудиозаписей;
• организация выставок.
Для реализации программы используются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный: экскурсии, наблюдение, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов.
Словесный: чтение произведений, беседы, ответы на вопросы педагога, детей, дидактические игры, театрализованная деятельность.
Практический: продуктивная деятельность, организация выставок.
Предполагаемые результаты обучения
К концу обучения воспитанники должны:
• овладеть различными приемами пластилинографии;
• уметь передавать форму, цвет;
• уметь передавать характерные особенности изображаемых объектов;
• знать несколько произведений малых фольклорных форм;
• уметь общаться друг с другом, договариваться.
В течение года обучение нацелено на вызов у воспитанников интереса к народной культуре, на воспитание любви к своей Родине, продуктивную деятльность.
Формы подведения итогов
В конце каждого занятия организуется выставка детских работ. В конце учебного года проводится открытый показ занятия.
2. Учебно-тематический план
№ Наименование темы Общее количество часов Теоретические занятия Практические занятия
1. «Осенние листочки» 1 0,5 0,5
2. «Дары осени» 1 0,5 0,5
3. «Чудо грибочки» 1 0,5 0,5
4. «Листопад, листопад» 1 0,5 0,5
5. «Шубка для ежика» 1 0,5 0,5
6. Покров Пресвятой Богородицы 1 0,5 0,5
7. «Курочка Ряба» 1 0,5 0,5
8. «Веселый зонтик» 1 0,5 0,5
9. «Цветы сердечки» 1 0,5 0,5
10. «Нет милее дружка, чем родная матушка» 1 0,5 0,5
11. «Сорока-белобока» 1 0,5 0,5
12. «Игрушки на елку» 1 0,5 0,5
13. «Рождественская звезда» 2 0,5 1,5
14. «Пришла коляда» 1 0,5 0,5
15. «Трень-брень, гусельки» 1 0,5 0,5
16. «Рождество Христово» 1 0,5 0,5
17. «Пугливая мышь» 1 0,5 0,5
18. «Как у нашего кота» 1 0,5 0,5
19. «Мордовский орнамент» 1 0,5 0,5
20. «Маша и медведь» 1 0,5 0,5
21. «Тень- тень, потетень…» 1 0,5 0,5
22. Мордовский фольклор. Прибаутка «Была у старушки козочка» 1 0,5 0,5
23 «Петушок, петушок» 1 0,5 0,5
24. «Заюшкина избушка» 1 0,5 0,5
25. «Приди весна радостно!» 1 0,5 0,5
26. «Вербочка» 1 0,5 0,5
27. «Светлая Пасха» 1 0,5 0,5
28. «Здравствуй солнышко» 1 0,5 0,5
29. «Ярашка» 1 0,5 0,5
30. «Волк и семеро козлят» 1 0,5 0,5
31. «Теремок» 1 0,5 0,5
32. «Весна красна цветами» 1 0,5 0,5
33. Край родной, навек любимый. 1 0,5 0,5
34. Колыбельная «Спят в речке рыбки» 1 0,5 0,5
Всего: 35 17 18
3. Содержание программы
Месяц
№ занятия Название занятия Теоретическая часть Практическая часть
Сентябрь 1 Бусинки осени. Беседа об осени. Лепка рябины.
2 Дары осени. Чтение и разучивание потешки «Огуречик» Лепка огуречка.
3 Пирожок. Чтение и разучивание потешки «Пошел котик на торжок» Лепка пирожка.
4 Колобок. Чтение сказки «Колобок». Лепка колобка.
Октябрь 5 Божья коровка Чтение потешки. Беседа о насекомом. Лепка божьей коровки.
6 Покров Пресвятой Богородицы Беседа о православном празднике «Покров Пресвятой Богородицы». Украшение платочка.
7 Курочка Ряба Настольный театр «Курочка Ряба». Лепка золотого яичка.
8 Половичку курочка веничком метет Разучивание потешки. Лепка половичка.
Ноябрь
9 Цветы- сердечки Беседа о любви и заботе самых близких и родных людях Лепка цветов-сердечек.
10 Нет милее дружка, чем родная матушка Беседа о Дне Матери. Лепка подарка для мам.
11 Сорока- белобока Разучивание потешки. Лепка горшочка для каши. Украшение горшочка.
12 Трень-брень гусельки Знакомство с русским народным инструментом. Лепка струн для гуселек.
Декабрь 13-14 Мордовский орнамент Знакомство с мордовским орнаментом. Слушание мордовских песен. Лепка сарафана. Украшение мордовским орнаментом.
15 Пришла коляда Разучивание колядок. Лепка игрушки для колядок.
16 Игрушки на елку Беседа о празднике. Лепка игрушки. Украшение игрушки.
Январь 17 Рождество Христово Беседа о православном празднике «Рождество Христово». Лепка Вифлеемской звезды.
18 Мордовская народная сказка «Пугливая мышь» Чтение сказки. Лепка мыши.
19 «Как у нашего кота» Заучивание потешки. Лепка клубочков для кота.
Февраль 20 Курочка и петушок Чтение потешки «Курочка и петушок» Украшение филимоновской игрушки.
21 Маша и медведь Чтение сказки. Лепка корзины с пирожками.
22 Тень- тень, потетень… Разучивание потешки. Лепка плетени.
23 Мордовский фольклор прибаутка «Была у старушки козочка» Разучивание прибаутки. Беседа о Мордовии. Лепка цветочек для козочки.
Март 24 Петушок, петушок золотой гребешок Беседа о петушке. Разучивание потешки.
Лепка петушка.
25 Заюшкина избушка Чтение сказки. Лепка избушки.
26 Приди весна радостно! Разучивание заклички. Лепка одуванчика.
27 Вербочка Беседа о празднике Вербное Воскресение. Лепка веточки вербы.
Раскрашивание.
Апрель 28 Светлая Пасха Беседа о православном празднике Светлой Пасхи. Лепка яичек.
Их раскрашивание.
29 Здравствуй, солнышко! Разучивание потешек. Лепка солнышка.
30 Ярашка Театрализация мордовской народной сказки «Ярашка» Лепка мордовского орнамента.
31 Волк и семеро козлят Драматизация сказки (эпизода) Лепка веночка для козы.
Раскрашивание веночка.
Май 32 Сказка «Теремок» Дидактическая игра «Кто в теремочке живет?» Лепка теремка.
33 Весна красна цветами Повторение закличек, потешек о весне. Лепка весенних цветов.
Раскрашивание их.
34 Край родной, навек любимый Народные игры, хороводы. Лепка березы. Раскрашивание березы.
35 Мордовский фольклор. Колыбельная «Спят в речке рыбки» Слушание русских и мордовских колыбельных. Лепка рыбок в аквариуме.
4. Методическое обеспечение программы
- Телевизор, «DVD» проигрыватель, мультимедийный проектор.
- Аудиозаписи с фольклором.
- Иллюстрации к сказкам, потешкам.
Для художественного творчества необходимо иметь:
- дощечки - 1 на каждого ребенка.
- пластилин - 1 набор на каждого ребенка.
- картон - 1 набор на каждого ребенка.
- стеки - 1 на каждого ребенка
5. Список использованной литературы
1. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. :МОЗАИКА S СИНТЕЗ, 2014. – с. Н,Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др., 2014 Рейд Б. Обыкновенный пластилин / Пер. с англ. Г. Лаврик; худож. Р. Гончар, А. 2.
2. Липинский. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1998. – 128с. : ил. – (Основы художественного ремесла).
3. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» Издательство: Скрипторий – 2003, 2008г.
4. Волшебный пластилин: учебное пособие. – М. : Махаон, Азбука – Аттикус, 2012. -96 с. : ил. – (Академия дошколят)
5. Орен Рони. Секреты пластилина: Учебное пособие – М. : Махаон, Азбука – Аттикус, 2012. – 96 с. : ил. (Академия дошколят).
6. Орен Рони. Секреты пластилина. Динозавры: Учебное пособие. – М. :Махаон, Азбука- Аттикус, 2011.-56 с. ил. (Академия дошколят).
7. Комарова Т. С. «Дети в мире творчечтва». – М., 1995 г.
8. О. О. Князева, М. Д. маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре». С-Петербург «Детство Прем» 2006 г.
9. Интернет - ресурсы.