Елена Климова
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности логопеда дошкольного логопункта
▼ Скачать + Заказать документы
2.2. Направления работы
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления:
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с недоразвитием речи, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогических работников по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения.
Публикация «Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности логопеда дошкольного логопункта» размещена в разделах
Коррекционно-логопедическая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков речи у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков.
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с недостатками речи и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
Информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с недоразвитиями речи, их родителями (законными представителями, педагогическими работниками.
Диагностическая работа строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный). Изучена методическая литература, содержащая существующие в логопедии диагностические методики и методические рекомендации:
Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты.
Поваляева М. А. Справочник логопеда.
Кабанова Т. В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-7 лет с речевыми нарушениями.
Фотекова Т. А. Тестовая методика экспресс - диагностики обследования устной речи детей.
Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций.
Иншакова О. Б. Альбом для логопеда.
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.
Данные диагностики используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы (индивидуальных маршрутов, корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.
Коррекционная работа проводится в форме индивидуальных и подгрупповых занятия.
2.3. Планирование индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению
На индивидуальных занятиях дошкольник овладеет правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:
совершенствование мимической моторики;
совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика);
развитие артикуляционного и голосового аппарата;
развитие просодической стороны речи;
формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;
формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
развитие диалогической и монологической речи.
Подготовительный.
формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
укрепление физического здоровья (консультации врачей - узких специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж).
2. Формирование произносительных умений и навыков.
устранение дефектного звукопроизношения;
развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные по артикуляционным и акустическим признакам;
формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1. Постановка звуков в такой последовательности:
свистящие С, 3, Ц, С’, 3’
шипящий Ш
сонорный Л
шипящий Ж
сонорный Р, Р’
шипящие Ч, Щ
Способ постановки - подготовительные упражнения для губ и языка:
для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка» «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
для Р, Р’: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах - по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:
а) 3, Ш, Ж, С, 3’, Л’ автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Р’ можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
Автоматизация каждого исправленного звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа про водится в подгруппах.
3. Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.
4. Дифференциация звуков:
С/З, СЬ/Ц, С/Ш;
Ж/З, Ж/Ш;
Ч/ТЬ, Ч/СЬ, Ч/Щ; Щ/С, Щ/ТЬ, Щ/Ч, Щ/Ш;
Р/Л, Р/РЬ, РЬ/ЛЬ, РЬ/Й, ЛЬ/Л
5. Автоматизация в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.
Так же параллельно идет совершенствование фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза слов параллельно с коррекцией звукопроизношения, систематические упражнения на развитие внимания, мышления на отработанном материале, развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков, лексические и грамматические упражнения, нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.
2.4. Содержание логопедической работы на логопедическом пункте по преодолению ФН, ФФНР, ОНР 2-3 уровня развития у детей 7-го года жизни.
Содержание подгрупповой работы (см. табл.)отражается в календарно-тематическом планировании. Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.
Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН, ОНР 2-3 ур. р. 7-го года жизни, разделено на 3 периода обучения:
I период – октябрь – ноябрь. 9 недель, 18 занятий – 2 занятия в неделю.
II период – декабрь – февраль 12 недель, 24 занятий – 2 занятия в неделю.
III период–март–май12недель, 24занятие– 2занятия в неделю (звукопроизношение+связная речь)Всего 66 занятий в год.
С 15 мая – повторение пройденного материала.
Период Основное содержание работы
Произношение Фонематическое восприятие Развитие речи
I
Сентябрь, октябрь, ноябрь Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.
Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного произношения сохранных звуков:
гласные — [а], [у], [и], [о], [э], [ы],
согласные — [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’],
[ф] — [ф’], [д] — [д’],
[в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’] и т. д.
Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией:
• изолированно;
• в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов);
• в словах;
• в предложениях.
Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации.
Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).
Автоматизация поставленных звуков;
• изолированно;
• в открытых слогах (звук в ударном слоге);
• в обратных слогах;
• в закрытых слогах;
• в стечении с согласными;
• в словах, где изучаемый
звук находится в безударном слоге.
Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.
Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.
Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.
Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счет изменения одного звука.
Различение интонационных средств выразительности в чужой речи.
Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков.
Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове. Выделение среднего звука в односложном слове.
Практическое усвоение понятий “гласный — согласный” звук.
Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных. Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у. Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода.
Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени. Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа.
Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст.
Лексические темы:
Овощи. Огород
Фрукты. Ягоды. Сад
Золотая осень
Деревья. Кустарники
Грибы. Лес.
Откуда хлеб пришёл?
Перелетные птицы
Одежда. Обувь. Головные уборы
Мебель и бытовые приборы
Посуда
Времена года. Зима
II
Декабрь,
январь, февраль Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков:
[л], [л’], [р], [р’].
Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах.
Автоматизация произношения вновь поставленных звуков:
• изолированно;
• в открытых слогах (звук в ударном слоге);
• в обратных слогах;
• в закрытых слогах;
• в стечении с согласными;
• в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.
Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием, различающихся:
• по твердости — мягкости [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’];
• по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д];
а также:
• в обратных слогах;
• в слогах со стечением двух согласных;
• в словах и фразах. Определение наличия звука в слове.
Распределение предметных картинок, названия которых включают:
• дифференцируемые звуки;
• определенный заданный звук.
На этом же материале:
• определение места звука в слове;
• выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге;
• осуществление анализа и синтеза прямого слога;
• выделение согласного звука в начале слова;
• выделение гласного звука в конце слова.
Практическое знакомство с понятиями “твердый — мягкий звук” и “глухой — звонкий”.
Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.
Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.
Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания):
• по твердости — мягкости ([м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’]; [г] — [г’]);
• по глухости — звонкости:
[п] — [б], [к] — [г], [т] — [д];
• в обратных слогах;
• в слогах со стечением двух согласных;
• в словах и фразах;
• составление предложений с определенным словом;
• анализ двусловного предложения;
• анализ предложения с постепенным увеличением количества слов. Закрепление в самостоятельной речи навыка:
• согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных;
• согласования порядковых числительных с существительными.
Закрепление умения:
• подбирать однокоренные слова;
• образовывать сложные слова;
• составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам;
• распространять предложения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений; • составлять предложения по опорным словам;
• составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками; • заучивать стихотворения, насыщенные изучаемыми звуками. Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале.
Лексические темы:
Зимующие птицы
Транспорт
Человек. Части тела
Новый год. Зимние забавы
Домашние животные, птицы и их детеныши
Дикие животные и их детеныши
Животные жарких стран
Животные Севера
Профессии. Кем быть? (мальчики)
Защитники Отечества
Профессии. Кем быть? (девочки)
III
Март,
апрель,
май Автоматизация поставленных звуков в собственной речи.
Дифференциация звуков по месту образования:
• [с] — [ш], [з] — [ж];
• [р] — [л];
• в прямых и обратных слогах;
• в слогах со стечением трех согласных;
• в словах и фразах;
• в стихах и коротких текстах;
• закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале. Составление схемы слова с выделением ударного слога.
Выбор слова к соответствующей графической схеме.
Выбор графической схемы к соответствующему слову.
Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.
Подбор слова с заданным количеством звуков.
Определение последовательности звуков в слове.
Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове.
Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука.
Составление слов из заданной последовательности звуков. Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях;
в коллективных формах общения детей между собой.
Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно-практической деятель-ности с соблюдением фонетической правильности речи.
Лексические темы:
Праздник наших мам
Наша родина - Россия
Наша столица - Москва
Наш край - Забайкалье
Комнатные растения
Космос
Времена года. Весна
Обитатели рек, озёр, морей и океанов
Правила дорожного движения
Труд людей весной
Насекомые
Цветы
Лето. Признаки лета
3. Организационный раздел
3.1 Коррекционно-логопедическая работа
Содержание коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда на логопедическом пункте конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФНР, ФФНР, НПОЗ, ОНР.
Направление коррекционно-логопедической работы на логопедическом пункте
Нарушения устной речи Направления коррекционной работы
Фонетическое недоразвитие речи коррекция звукопроизношения
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - развитие фонематического восприятия;
- совершенствование слоговой структуры слов;
-коррекция звукопроизношения.
НПОЗ Постановка и автоматизация нарушенных звуков
ОНР Работа над всеми компонентами речевой системы
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 7 человек.
Продолжительность занятий с детьми: ФН – до 6 месяцев; ФФНР и ФНР– 1 год; ОНР IV уровня – 1-2 года.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий не более 30 минут.
ФН – 2 раза в неделю;
ФФНР – 2 раза неделю;
ОНР 2-3 уровня развития – 2-3 раза в неделю.
Коррекционно-развивающая работа с ФФНР и ОНР 2-3 уровня строится с учетом индивидуальных особенностей детей. Логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.
Индивидуальная программа коррекционной работы
Направление (вид) коррекционной работы Содержание коррекционной работы
1. Укрепление соматического здоровья Согласование лечения у педиатра, окулиста, оториноларинголога, врача ЛФК (нужное подчеркнуть)
2. Уточнение нервно психического состояния и укрепление нервной системы Направление на консультацию к неврологу, психиатру, психотерапевту, согласование лечения и других видов помощи (нужное подчеркнуть)
3. Нормализация зубочелюстной системы Направление на консультацию к стоматологу-терапевту, стоматологу-хирургу, ортодонту; согласование лечения и других видов помощи (нужное подчеркнуть)
4. Развитие общих произвольных движений Совершенствование статической и динамической организации движений, скорости и плавности переключения с одного движения на другое.
5. Развитие тонких дифференцированных движений кисти и пальцев рук Совершенствование статической и динамической организации движений, скорости и плавности переключения с одного движения на другое.
6. Формирование психологической базы речи Развитие познавательных психических процессов: внимания, восприятия и памяти разной модальности, мышления, воображения.
7. Развитие речевого аппарата Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, дыхательного и голосового отделов речевого аппарата, координации их работы.
8. Развитие мимической мускулатуры Нормализация мышечного тонуса, формирование выразительной мимики
9. Формирование правильного звукопроизношения Постановка, автоматизация звуков, их дифференциация (указать конкретные звуки / группы звуков)
1. Развитие фонематических процессов Обучение опознанию, различению, выделении звуков, слогов в речи; определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове.
2. Формирование слоговой структуры слова Тренировка в произношении и анализе слов различной слоговой структуры.
3. Развитие и совершенствование Л/Г стороны речи Формирование умения понимать предложения, логико-грамматические конструкции разной степени сложности; уточнение, расширение и закрепление словаря по лексическим темам; активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования, словоизменения, составления предложений и рассказов.
4. Подготовка к обучению грамоте Формирование связи звука и буквы, навыков звукобуквенного анализа, слитного чтения с пониманием смысла прочитанного.
5. Индивидуальная помощь ребенку вне логопедических занятий Нормализация общего и речевого режима в группе детского сада, семье; проведение воспитателем и родителями индивидуальной работы по заданию логопеда; реализация коррекционной составляющей деятельности всего педагогического коллектива ДОУ
Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса. Результаты логопедической диагностики находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей, ежегодном отчете учителя-логопеда.