Лачинова Анна
Рабочая программа коррекционного курса для 1 класса обучающихся с умственной отсталостью «Предметно-практические действия»
▼ Скачать + Заказать документы
Данная программа разработана мной на 2024-2025 учебный год, для детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывая все особенности их развития, в соответствии с новыми стандартами и направленно на формирование, актуализацию, развитие и коррекцию сенсорных интеграций, внимания, памяти, речи, мышления, моторики и мелкой моторики, зрительной памяти, работоспособности и интереса к заданию. На каждом занятии я использую наглядное пособие, демонстрационный материал, предметы, необходимые на той или иной теме.
Публикация «Рабочая программа коррекционного курса для 1 класса обучающихся с умственной отсталостью „Предметно-практические действия“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Начальная школа. 1-4 классы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Дмитровская общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Дмитровского городского округа Московской области»
Утверждаю
директор школы-интерната
___Дедушева Е. Н.
«01» сентября 2024г.
Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 2
коррекционного курса
«Предметно-практические действия»
1 В класс
Составитель:
учитель Лачинова Анна Сергеевна
Дмитров, 2024г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 3.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ. 4.
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. 5.
IV. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 9.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» для обучающихся 1 Г класса на 2024-2025 учебный год составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2, утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Дмитровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Дмитровского городского округа Московской области» (АООП УО (вариант 2) (1 дополнительный – 4 классы).
Рабочая программа рассчитана на 33 учебные недели по 1 часу в неделю, всего 33 занятия в год. С учетом календарного учебного графика и расписания занятий на 2024 - 2025 уч. год данная рабочая программа рассчитана на 33 занятия.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного курса «Предметно - практические действия».
Цель: формирование целенаправленных произвольных действий с различными
предметами и материалами.
Задачи программы :
- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- развитие пространственных представлений;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Основным механизмом включения учащихся в деятельность на занятии является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной, полусопряженной, самостоятельной.
На занятиях у детей формируются житейские понятия, способы действий, представления и знания, минимально необходимые для овладения элементарными операциями детского ручного труда, развиваются предметные действия, происходит коррекция наглядно-действенного, наглядно-образного мышления.
Занятия «Предметно-практические действия» создают базу в виде общего и речевого развития учащихся и готовят их к усвоению материала по другим учебным предметам. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем закрепляются и вводятся в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
Занятия «Предметно-практические действия» способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу, развитию общетрудовых умений (ориентироваться в задании, планировать ход работы и контролировать ее выполнение).
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах
продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Содержание разделов
№
п/п Название раздела Количество часов
1. Диагностика 2
2. Предметно-практические манипуляции 6
3. Действия с предметом. Цвет. Форма 4
4. Действия с предметом. Работа с мозаикой 3
5. Действия с предметом. Элементарное конструирование 3
6. Действия с материалами. Работа с сыпучим материалом, водой 7
7. Действия с материалами. Работа с пластическими материалами (тесто, глина) 3
8. Действия с материалами. Работа с бумагой и фольгой 3
9. Действия с материалами. Работа с нитками и тканью 2
Итого: 33
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
Минимальный уровень:
• формирование минимального интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;
• овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
• минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
• минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
Достаточный уровень:
• формирование интереса к обучению;
• овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;
• владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
• опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
• умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;
• потребность участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Предметные (коррекционные) результаты:
Минимальный уровень:
• освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами;
• использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал; бумага и картон; нитки, тканью;
• уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом);
• уметь захватывать и удерживать предмет;
• уметь сминать лист бумаги;
• уметь открывать емкости для хранения;
• уметь разрывать полоски бумаги на кусочки;
• уметь погружать руки в сухой бассейн;
• уметь доставать из сухого бассейна предметы;
• уметь пересыпать крупы с помощью кулака;
• уметь отбирать крупы (единичные представители круп).
Достаточный уровень:
• освоение простых действий с предметами и материалами;
• умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий;
• умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т. д. ;
• уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;
• уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;
• уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;
• уметь открывать и закрывать емкости для хранения;
• уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;
• рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы;
• выполнять последовательно организованные движения;
• играть с кубиками, карандашами, палочками и т. д;
• уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу;
• уметь погружать руки в сухой бассейн ;
• уметь доставать из сухого бассейна предметы;
• уметь пересыпать крупы с помощью кулака, стакана;
• складывать в банку предметы, доставать его из банки ложкой (пальцами);
• разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям;
• играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т. д.);
• наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;
• складывать фигуры из счетных палочек по показу, образцу и по словесной инструкции;
• выкладывание по показу и по образцу ряд геометрических фигур различных размеров и цветов;
• выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюдением цвета и пространственных отношений деталей мозаики;
• постройки из детских наборов строительного материала, по показу, по образцу и по словесной инструкции;
Результатом реализации учебной программы по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» является проведение промежуточной аттестации в форме педагогического наблюдения за обучающимися в процессе выполнения предложенных заданий. Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводиться. Целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу обучающихся, используя только качественную оценку.
Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.
Оценка личностных результатов представлена в условных единицах :
0 баллов – нет фиксируемой динамики;
1 балл – минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла – значительная динамика.
IV. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия Тема занятия Кол-во часов Программное содержание Дифференциация видов деятельности обучающихся Дата
Минимальный уровень Достаточный уровень План Факт
1. ИТБ на занятии
Диагностика 1 Обследование обучающихся Выполняют дифференцированные задания с помощью учителя Выполняют большинство заданий самостоятельно
Предметно-практические манипуляции- 6 часов
2. Фиксирование взора на предметно - манипулятивной деятельности 1 Наблюдение за движущимися заводными игрушками. Прослеживание движения солнечного зайчика, луча карманного фонаря. Прослеживает движения с помощью учителя Прослеживает движения самостоятельно
3. Подражательные действия «Делай вместе» 1 Выполнение простых подражательных движений за учителем по инструкции «Делай вместе» : движения рук, кистей («Утки», «Лапки», «Молоток») и пр. Выполнение подражательных действий со сменой видов движения( «Стучим -прячем»). Выполняет подражательные действия с помощью учителя Выполняет подражательные действия самостоятельно
4. Действия по заданию 1 Выполнение по показу и самостоятельно по заданию действий с предметами : катание шариков в определённом направлении; бросание шариков или других мелких предметов в сосуд с узким горлышком. Выполняет действия с предметами с помощью учителя Выполняет действия с предметами самостоятельно
5. Действия с предметом «Упражнение с платком» 1 Воспроизведение по подражанию действий с предметами : катание, бросание, перекладывание, складывание. Выполняет действия с предметами с помощью учителя Выполняет действия с предметами самостоятельно
6. Действия с предметом 1 Перекладывание предметов из одной коробки в другую; складывание предметов в коробку. Открывание и закрывание коробок, деревянных яиц, матрешек; заполнение отверстий втулками, грибками. Выполняет действия с предметами с помощью учителя Выполняет действия с предметами самостоятельно
7. Нанизывание предметов. Д/игры «Бусы для мамы», «Запасы для белочки» 1 Нанизывание мелких предметов на шнур Нанизывает мелкие предметы на шнур с помощью учителя Нанизывает мелкие предметы на шнур самостоятельно
Действия с предметом. Цвет. Форма-4 часа
8. Группировка по цвету 1 Выбор по цвету предметов (раскладывание в коробки, стаканы). Самостоятельное называние цвета (красный, желтый, синий, зеленый) и соотнесение слова и объекта. Выбирают по цвету предметы с помощью учителя Выбирают по цвету предметы, называют основные цвета
9. Группировка плоскостных форм Д/игра «Дай такой». 1 Выбор предметов одной формы из 5-6 предметов двух контрастных плоскостных форм: круг - квадрат, круг - треугольник по образцу и инструкции Выбирают по форме предметы с помощью учителя Выбирают по форме предметы и называют основные формы
10. Группировка по форме Д/игра «Дай такой» 1 Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» одной формы из 6-10 предметов двух контрастных объемных форм без их названия: шар -параллелепипед («брусок», «кирпичик»); куб - конус («башенка»). Выбирают по форме предметы с помощью учителя Выбирают по форме предметы и называют основные формы
11. Группировка по величине. Д/игра «Дай такой» 1. Выбор одинаковых по величине предметов из 5-6 предметов двух контрастных величин (большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие) по образцу и инструкции «Дай такой». Выбирают по величине предметы с помощью учителя Выбирают по величине предметы и называют основные формы
Действия с предметом. Работа с мозаикой- 3 часа
12. Сортировка мозаики 1. Заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее из массы разноцветной мозаики (плотно, без выкладывания узора). Сортируют мозаику по цвету и заполняют панель с помощью учителя Сортируют мозаику по цвету и заполняют панель самостоятельно
13. Выкладывание рядов из мозаики 1. Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета. Выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов. Работают с мозаикой с помощью учителя Работаю с мозаикой самостоятельно
14. Выкладывание чередующихся рядов из мозаики. Д/игры «Курочка и цыплята», «Башня и флаг», «Елочка и грибок» 1. Выкладывание «чередующегося ряда» через один элемент: красный - синий -красный - синий и т. д. Выкладывание узоров с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики. Работают с мозаикой с помощью учителя Работаю с мозаикой самостоятельно
Действия с предметом. Элементарное конструирование- 7 часов
15. Работа со счетными палочками 1. Складывание из счетных палочек простейших фигур (совместно, по подражанию и по образцу) : стул, дом, ворота, дорожки. Складывают простейшие фигуры с помощью учителя Складывают простейшие фигуры самостоятельно
16. Работа со счетными палочками 1. Складывание из счетных палочек простейших фигур (совместно, по подражанию и по образцу) : елочка, снежинка, лестница Складывают простейшие фигуры с помощью учителя Складывают простейшие фигуры самостоятельно
17. Разрезные картинки из 2 частей 1. Складывание разрезных картинок из двух частей: по вертикали, по горизонтали. Складывают разрезные картинки с помощью учителя Складывают разрезные картинки самостоятельно
18. Разрезные картинки из 3 частей 1. Складывание разрезных картинок из трех частей: по вертикали, по горизонтали. Складывают разрезные картинки с помощью учителя Складывают разрезные картинки самостоятельно
19. Разрезные картинки из 4 частей 1. Складывание разрезных картинок из четырех частей: по вертикали, по горизонтали. Складывают разрезные картинки с помощью учителя Складывают разрезные картинки самостоятельно
20. Постройка из строительного конструктора 1. Постройки из строительного конструктора: башня из четырех кубов одинакового размера; башня из трех кубов разного размера (по убывающей величине). Складывают башню из кубиков с помощью учителя Складывают башню из кубиков разного размера самостоятельно
21. Постройка из строительного конструктора «Домик с дорожкой». 1. Постройки из строительного конструктора Складывают постройки из строительного конструктора с помощью учителя Складывают постройки из строительного конструктора самостоятельно
Действия с материалами. Работа с сыпучим материалом, водой- 3 часа
22. Работа с сыпучим материалом Д/игра «Найди игрушку» 1. Закапывание и откапывание предмета в крупе, песке. «Найди игрушку». Наполнение предметов ложкой песком (крупой) «Насыпь песок в чашки» Работают с сыпучим материалом с помощью учителя Работают с сыпучим материалом по инструкции учителя
23. Сортировка круп 1. Рассортировать по емкостям крупы (фасоль белая, красная, горох) одной рукой, двумя руками Сортируют крупу с помощью учителя Сортируют крупу самостоятельно, выполняют инструкцию учителя
24. Работа с водой 1. Наполнение предметов водой. Переливание воды из одной ёмкости в другую. Переливание воды с использованием стаканчика, ложки «Налей воду в кастрюли». Работают с водой с помощью учителя Работают с водой самостоятельно, выполняют инструкцию учителя
Действия с материалами. Работа с пластическими материалами (тесто, глина)-3 часа
25. Пластилинография «Рыбка» 1. Разминание материала (соленое тесто, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой, прием «отщипывание», размазывание. Выполняют работу с пластилином с помощью учителя Выполняют работу с пластилином самостоятельно по инструкции учителя
26. Лепка «Домик» 1. Раскатывание материала (соленое тесто, глина, пластичная масса) столбиками (палочками). Изделие из пластилиновых палочек «Домик». Соединение колец одинакового (разного) диаметра и цвета. Выполняют работу с пластилином с помощью учителя Выполняют работу с пластилином самостоятельно по инструкции учителя
27. Лепка «Яблоко» 1. Раскатывание из соленого теста, глины, пластичной массы предметов шаровидной формы. Выполняют работу с пластилином с помощью учителя Выполняют работу с пластилином самостоятельно по инструкции учителя
Действия с материалами. Работа с бумагой и фольгой - 3 часа
28. Практическое знакомство с бумагой и фольгой. 1. Упражнения с бумагой и фольгой: сминание; разглаживание ладонью; разрывание; отрывание небольших кусочков; сгибание по прямым линиям произвольно (в любом направлении); разгибание и разглаживание листа по месту сгиба. Свойства бумаги и фольги. Цвет бумаги и фольги. Наблюдение за использованием бумаги и фольги. Выполняют работу с бумагой и фольгой с помощью учителя Выполняют работу с бумагой, фольгой самостоятельно по инструкции учителя
29. Практическое знакомство с бумагой и фольгой. 1. Сминание отходов бумаги (фольги) в комки, помещение их в корзину для мусора. Изготовление шариков из тонкой (газетной) бумаги, фольги, выполнение с ними игровых действий. Обертывание тонкой цветной бумагой, фольгой небольших предметов шаровидной и цилиндрической формы: конфеты в обертке, «волшебная палочка», вазочка — стакан, обернутый фольгой. Выполняют работу с бумагой и фольгой с помощью учителя Выполняют работу с бумагой, фольгой самостоятельно по инструкции учителя
30 Практическое знакомство с бумагой и фольгой. 1. Складывание бумаги (фольги). Приемы складывания:расположение листа на столе; сгибание части листа; совмещение сторон и углов листа; проглаживание линии сгиба. Выполняют работу с бумагой и фольгой с помощью учителя Выполняют работу с бумагой, фольгой самостоятельно по инструкции учителя
Действия с материалами. Работа с нитками и тканью- 2 часа
31. Работа с тканью 1. Знакомство с тканью. Действия с тканью : захват, удержание, сминание, разглаживание,вытягивание. Обыгрывание выполняемых действий с помощью учителя. Выполняют работу с тканью с помощью учителя Выполняют работу с тканью самостоятельно по инструкции учителя
32. Работа с нитками 1. Применение ниток. Свойства ниток: толщина, цвет, прочность. Разрывание тонких, непрочных ниток. Наматывание ниток на картонку, катушку из дерева, из пластмассы. Сматывание ниток в клубок. Размотка трикотажного срыва. Выполняют работу с нитками с помощью учителя Выполняют работу с нитками самостоятельно по инструкции учителя
33 Диагностика 1 Обследование обучающихся Выполняют дифференцированные задания с помощью учителя Выполняют большинство заданий самостоятельно