Зоя Сергеевна
Рабочая программа коррекционно-логопедической помощи детям с ОВЗ. Часть 3
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное (областное) бюджетное учреждение
«Лебедянский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей,
и содействия семейному устройству»
Рабочая программа
коррекционно-логопедической помощи детям с ОВЗ
учителя-логопеда
Голевой З. С.
на 2023-2024 учебный год (3 часть)
Составитель:
Учитель-логопед: Голева З. С. 2023 г. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза
Развитие просодической стороны речи
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
1. Дальнейшее развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха.
2. Закрепление навыка мягкого голосоведения.
3. Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
4. Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.
Коррекция произносительной стороны речи
1. Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
2. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию звуков всех остальных групп.
3. Формирование правильных укладов йотированных звуков и аффрикат, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова
1. Совершенствование умения различать длинные и короткие слова, запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
2. Обеспечение усвоения звукослоговой структуры двусложных слов с одним закрытым слогом (шишка, бидон, двумя закрытыми слогами (кафтан, кувшин, трехсложных слов, состоящих из открытых слогов (рябина, желуди) и использования их в речи.
3. Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ двусложных и трехсложных слов.
Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза
1. Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук. Формирование понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
2. Совершенствование умения различать на слух гласные звуки [а], [у], [о], [и], выделять их из ряда звуков, из слова (начальная ударная позиция, подбирать слова на заданный гласный звук; различать гласные и согласные звуки.
3. Формирование умения различать на слух согласные звуки по признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость: [б]-[п], [п]-[п’]5 [б]-[б’]5 [б’]-[п’], [д]-[т], [т]-[т’], [д]-[д’1, |Д’]-[Т’], [г]-[к], [к]-[к’], [г]-[г’], [г’]-[к’]) [в]-[ф], [ф]-[ф’], [в]—[в’], [в’]—[ф’] в ряду звуков, слогов, слов.
Ознакомление с окружающей действительностью
1. Расширение представления о родной стране как многонациональном государстве. Формирование чувства патриотизма.
2. Совершенствование умение ориентироваться в помещении детского сада и на участке детского сада.
3. Формирование представления о родословной своей
семьи. Привлечение к подготовке семейных праздников. При
общение к участию в совместных с родителями занятиях, ве
черах досуга, праздниках.
4. Обучение соблюдению техники безопасности в быту. Формирование основ безопасности жизнедеятельности.
5. Расширение представлений о предметах, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. Формирование умения самостоятельно характеризовать свойства и качества предметов, определять цвет, величину, форму.
6. Формирование первичных экологических знаний. Расширение представлений об обитателях уголка природы и уходе за ними. Воспитание чувства ответственность за них.
7. Формирование представления об осени как времени года, о существенных признаках сезона; умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (похолодание и исчезновение насекомых, исчезновение насекомых и отлет птиц и т. п.).
8. Углубление представлений о растениях. Формирование представлений о многолетних и однолетних растениях. Закрепление умения различать деревья по листьям, плодам, семенам, характерным особенностям стволов. Закрепление и расширение обобщенных представлений об овощах и фруктах. о сборе урожая, о заготовке овощей и фруктов на зиму. Расширение представлений о растениях осеннего леса, о грибах и ягодах. Уточнение и расширение знаний о ядовитых растениях.
9. Углубление представлений о жизни животных осеню (отлет птиц на юг, подготовка диких зверей к зимовке, ухо за домашними животными).
Второй период (декабрь, январь, февраль)
I. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Развитие словаря
1. Формирование внимания к слову, более точному пониманию его значения; умения выбирать наиболее подходящие в данной ситуации слова.
2. Дальнейшее обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
3. Расширение объема правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор, ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, голубь, крыло, хвост, клюв, туловище, кормушка, корм, помощь, медведь, лиса, волк, еж, заяц, белка, бар-сук, шуба, мех, жилище, корова, лошадь, коза, овца, кошка, собака, берлога, дупло, нора, хлев, коровник, конюшня, запасы, сено, пойло, корм, шуба, мех, шкаф, стол, стул, диван, кресло, кровать, тумба, полка, стенка, дверца, ножка, елка, карнавал, хоровод, маска, подарок, машина, грузовик, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, самосвал, фургон, корабль, самолет, строитель, кабина, кузов, руль, штурвал, рабочий, военный, работа, профессия, труд, шофер, водитель, машинист, летчик, капитан, кондуктор, воспитатель,
логопед, повар, прачка, врач, портниха, приемщица, закройщица, каменщик, кровельщик, штукатур, маляр, плотник, пограничник, моряк, летчик, экскаватор, трактор, бульдозер, пылесос, картофелечистка, мясорубка, овощерезка).
4. Развитие умения группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе совершенствование понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий (животное, зверь, птица, мебель, транспорт, профессия; домашние животные, дикие животные, зимующие птицы, грузовой транспорт, пассажирский транспорт, профессии военных).
5. Дальнейшее расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания приставочных глаголов (выезжать, въезжать, подъезжать, заезжать, возвратных и невозвратных глаголов (чистить — чиститься).
6. Обогащение активного словаря притяжательными прилагательными (собачий, коровий, медвежий) и прилагательными с ласкательными суффиксами (красненький, мягонький).
7. Обеспечение понимания и свободного использования в речи слов -антонимов (хороший — плохой, тяжелый — легкий).
8. Расширение понимания значения простых предлогов (в, на, у, под, над, за, с, со, из) и активизация их в речи. Дифференциация простых предлогов (на — с, в — из, над — под) в речи.
9. Закрепление в экспрессивной речи введенных в нее ранее притяжательных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.
10. Совершенствование умения оперировать понятием слово.
Формирование и совершенствование грамматического
строя речи
2. 1. Дальнейшее обучение образованию и практическому ис-пользованию в активной речи форм единственного и множе ственного числа имен существительных (стол — столы, белка — белки, глаголов настоящего времени (строит -строят, учит — учат, управляет — управляют, глаголов про шедшего времени (красил — красила — красили) Совершенствование умения образовывать и употреблять существительные в косвенных падежах без предлогов и неко-торыми простыми предлогами (вороны, вороне, ворону, с вороной, о вороне).
3. Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (диванчик, кроватка, суффиксами -онок, -енок, -am, -ят (котенок — котята, медвежонок — медвежата, прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (новенький, легонький, глаголов с различными приставками (пришивать, вышивать, зашивать, нашивать).
4. Совершенствование навыка образования и использования в речи относительных (деревянный, кожаный) и притяжательных (кошачий, медвежий) прилагательных.
5. Совершенствование умения пользоваться несклоняемыми существительными (метро, пианино, какао).
6. Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже (белая снежинка, белый снег, белое окно, белые сугробы; два кота, пять котов).
7. Совершенствование навыка составления и распространения простых предложений с помощью определений (У Кати резиновый мяч. У Кати круглый красный резиновый мяч).
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза
Развитие просодической стороны речи
1. Дальнейшее совершенствование речевого дыхания и развитие длительного речевого выдоха на материале чистоговорок и потешек с автоматизированными звуками.
2. Закрепление навыка мягкого голосоведения в свободной речевой деятельности.
4. Дальнейшее воспитание умеренного темпа речи в игровой и свободной речевой деятельности Развитие эмоциональной отзывчивости детей на увиденное и услышанное, совершенствование интонационной выразительности речи в инсценировках, играх-драматизациях.
5. Совершенствование качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в играх-драматизациях.
6. Совершенствование четкости дикции на материале чистоговоркок и потешек с автоматизированными звуками.
Коррекция произносительной стороны речи
1. Дальнейшее закрепление правильного произношения свистящих, шипящих, йотированных звуков и аффрикат в игровой и свободной речевой деятельности.
2. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию правильной артикуляции сонорных звуков.
3. Формирование правильных укладов звуков [р] и [р’], автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, игровой и свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова
1. Обеспечение усвоения звукослоговой структуры трехсложных слов с одним закрытым слогом (котенок, снегопад)
2. Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одно го, двух, трех слогов.
Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза
1. Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
2. Дальнейшее совершенствование умения различать гланые и согласные звуки. Ознакомление с гласным звуком 1ы| и формирование умения выделять его в ряду звуков, слогов, слов;
. 3. Сформировать представление о слогообразующей рои гласных ’звуков.
4. Формирование умения различать на слух согласные звуки по признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость: [х],[к] [г] |х’] [к’]-[г’], -[х]-[х’], [х]-[к’], [с]—[С’], [з]—[з’] [с]—[з], [с’]—|з’] в ряду звуков, слогов, слов.
5. Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков (ах, хо, фи, усы, сом).
Обучение элементам грамоте
1. Закрепление представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы.
2. Ознакомление с буквами X, Ы, С, 3.
3. Совершенствование навыка составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.
4. Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображенных с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
5. Совершенствование навыка осознанною чтения слов и предложений с пройденными буквами.
6. Ознакомление с некоторыми правилами правописания (раздельное написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, точка в конце предложения.
Развитие связной речи и речевого общения
1. Совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
2. Дальнейшее совершенствование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог, занимать активную
позицию в диалоге
3. Совершенствование умения составлять рассказы-описания о предметах и объектах по предложенному плану, навыка связного рассказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине.
4. Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок («Теремок») и коротких текстов со зрительной опорой и с небольшой помощью педагога.
Второй период (декабрь, январь, февраль)
I. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Развитие словаря
4. Формирование внимания к слову, более точному пониманию его значения; умения выбирать наиболее подходящие в данной ситуации слова.
5. Дальнейшее обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
6. Расширение объема правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор, ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, голубь, крыло, хвост, клюв, туловище, кормушка, корм, помощь, медведь, лиса, волк, еж, заяц, белка, бар-сук, шуба, мех, жилище, корова, лошадь, коза, овца, кошка, собака, берлога, дупло, нора, хлев, коровник, конюшня, запасы, сено, пойло, корм, шуба, мех, шкаф, стол, стул, диван, кресло, кровать, тумба, полка, стенка, дверца, ножка, елка, карнавал, хоровод, маска, подарок, машина, грузовик, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, самосвал, фургон, корабль, самолет, строитель, кабина, кузов, руль, штурвал, рабочий, военный, работа, профессия, труд, шофер, водитель, машинист, летчик, капитан, кондуктор, воспитатель,
логопед, повар, прачка, врач, портниха, приемщица, закройщица, каменщик, кровельщик, штукатур, маляр, плотник, пограничник, моряк, летчик, экскаватор, трактор, бульдозер, пылесос, картофелечистка, мясорубка, овощерезка).
9. Развитие умения группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе совершенствование понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий (животное, зверь, птица, мебель, транспорт, профессия; домашние животные, дикие животные, зимующие птицы, грузовой транспорт, пассажирский транспорт, профессии военных).
10. Дальнейшее расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания приставочных глаголов (выезжать, въезжать, подъезжать, заезжать, возвратных и невозвратных глаголов (чистить — чиститься).
11. Обогащение активного словаря притяжательными прилагательными (собачий, коровий, медвежий) и прилагательными с ласкательными суффиксами (красненький, мягонький).
12. Обеспечение понимания и свободного использования в речи слов -антонимов (хороший — плохой, тяжелый — легкий).
13. Расширение понимания значения простых предлогов (в, на, у, под, над, за, с, со, из) и активизация их в речи. Дифференциация простых предлогов (на — с, в — из, над — под) в речи.
11. Закрепление в экспрессивной речи введенных в нее ранее притяжательных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.
12. Совершенствование умения оперировать понятием слово.
Формирование и совершенствование грамматического
строя речи
8. 1. Дальнейшее обучение образованию и практическому ис-пользованию в активной речи форм единственного и множе ственного числа имен существительных (стол — столы, белка — белки, глаголов настоящего времени (строит -строят, учит — учат, управляет — управляют, глаголов про шедшего времени (красил — красила — красили) Совершенствование умения образовывать и употреблять существительные в косвенных падежах без предлогов и неко-торыми простыми предлогами (вороны, вороне, ворону, с вороной, о вороне).
9. Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (диванчик, кроватка, суффиксами -онок, -енок, -am, -ят (котенок — котята, медвежонок — медвежата, прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (новенький, легонький, глаголов с различными приставками (пришивать, вышивать, зашивать, нашивать).
10. Совершенствование навыка образования и использования в речи относительных (деревянный, кожаный) и притяжательных (кошачий, медвежий) прилагательных.
11. Совершенствование умения пользоваться несклоняемыми существительными (метро, пианино, какао).
12. Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже (белая снежинка, белый снег, белое окно, белые сугробы; два кота, пять котов).
13. Совершенствование навыка составления и распространения простых предложений с помощью определений (У Кати резиновый мяч. У Кати круглый красный резиновый мяч).
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза
Развитие просодической стороны речи
3. Дальнейшее совершенствование речевого дыхания и развитие длительного речевого выдоха на материале чистоговорок и потешек с автоматизированными звуками.
4. Закрепление навыка мягкого голосоведения в свободной речевой деятельности.
6. Дальнейшее воспитание умеренного темпа речи в игровой и свободной речевой деятельности Развитие эмоциональной отзывчивости детей на увиденное и услышанное, совершенствование интонационной выразительности речи в инсценировках, играх-драматизациях.
7. Совершенствование качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в играх-драматизациях.
6. Совершенствование четкости дикции на материале чистоговоркок и потешек с автоматизированными звуками.
Коррекция произносительной стороны речи
4. Дальнейшее закрепление правильного произношения свистящих, шипящих, йотированных звуков и аффрикат в игровой и свободной речевой деятельности.
5. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию правильной артикуляции сонорных звуков.
6. Формирование правильных укладов звуков [р] и [р’], автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, игровой и свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова
3. Обеспечение усвоения звукослоговой структуры трехсложных слов с одним закрытым слогом (котенок, снегопад)
4. Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одно го, двух, трех слогов.
Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза
3. Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
4. Дальнейшее совершенствование умения различать гланые и согласные звуки. Ознакомление с гласным звуком 1ы| и формирование умения выделять его в ряду звуков, слогов, слов;
. 3. Сформировать представление о слогообразующей рои гласных ’звуков.
6. Формирование умения различать на слух согласные звуки по признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость: [х],[к] [г] |х’] [к’]-[г’], -[х]-[х’], [х]-[к’], [с]—[С’], [з]—[з’] [с]—[з], [с’]—|з’] в ряду звуков, слогов, слов.
7. Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков (ах, хо, фи, усы, сом).