Зоя Сергеевна
Рабочая программа коррекционно-логопедической помощи детям с ОВЗ. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное (областное) бюджетное учреждение
«Лебедянский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей,
и содействия семейному устройству»
Рабочая программа
коррекционно-логопедической помощи детям с ОВЗ
учителя-логопеда
Голевой З. С.
на 2023-2024 учебный год (1 часть)
Составитель:
Учитель-логопед: Голева З. С. 2023 г.
Оглавление.
Раздел I.
1.1. Пояснительная записка.
Публикация «Рабочая программа коррекционно-логопедической помощи детям с ОВЗ, Часть 1» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
1.2. Характеристики речевого развития детей, значимые для разработки и реализации данной программы.
1.3. Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры.
Раздел II.
2.1. Мониторинг. Организация логопедического обследования.
2.2. Организация коррекционно-образовательного процесса.
2.3. Содержание коррекционно-образовательной работы по освоению детьми образовательных областей.
2.4. Совместная деятельность логопеда и воспитателей.
и воспитателя.
Раздел III.
3.1. Организация предметно-пространственной развивающей среды.
3.2. Примерный перечень развлечений и праздников.
3.3. Список литературы.
Раздел IV.Специальные условия реализации Программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ….
1. Диагностика на начало 2023-2024 учебного года.
2. Перспективно-календарное планирование.
3. Примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала.
4. Папка взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей.
5. Развитие зрительного восприятия и упражнения для глаз.
Раздел I.
Пояснительная записка.
Рабочая программа учителя-логопеда на 2023-2024 учебный год предназначена для детей с ОВЗ (ТНР, ЗПР, умственная отсталость, опорно-двигательного аппарата, сочетанные нарушения развития) по итогам диагностики на начало учебного года (Приложение1).
Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Рабочая программа соответствует образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.
Программа коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими различные нарушения развития, составлена в соответствии с ФГОС, направлена на реализацию системы логопедической помощи, коррекцию речевых нарушений воспитанников, их социальную адаптацию.
Особенностью данной Программы является планирование работы по коррекции речи у детей с ОВЗ в условиях центра помощи детям, в рамках осуществления образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, со сложными дефектами и других воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, разработанных на базе общеобразовательных программ, в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. Нахождение детей в группе не имеет четко очерченных рамок как в ДОУ. Они могут здесь находиться и длительное время (3-4 года, и непродолжительное (несколько месяцев, иногда недель). Поступление и выбывание идет в течение всего учебного года.
В основу создания этой Программы лёг опыт работы учителей-логопедов центра помощи детям, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. В том числе:
«Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с ТНР» под редакцией Л,В,Лопатиной;
«Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной;
«Программа логопедической работы по преодолению фонетико фонематического недоразвития у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной;
«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой;
«Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой.
С введением ФГОС введены такие понятия, как: дети с ОВЗ – это физическое лицо имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, подтвержд нным МППк и препятствующие получению образования без специально созданных условий; инклюзивное образование – равный доступ к образованию для всех обучающихся с уч том разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; компетентность – педагогов, родителей, детей. Речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Появились целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Исходя из ФГОС в Программе учитываются :
индивидуальные потребности ребенка с тяжелыми нарушениями речи, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее – особые образовательные потребности, индивидуальные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи;
возможности освоения ребенком с нарушением речи Программы на разных этапах ее реализации.
Цель данной Программы :
построение системы коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми, имеющими комплексные нарушения развития, максимально обеспечивающей создание условий для развития каждого ребенка, его положительной социализации, личностного развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи:
• создание условий, направленных на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое) развитие, коррекцию нарушений речевого развития;
• раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и формирование уровня готовности к школе;
• использование адекватной возрастным, типологическим и индивидуальным возможностям детей модели образовательного процесса, основанной на реализации деятельностного и онтогенетического принципов, принципа единства диагностики, коррекции и развития;
• реализация преемственности содержания общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Программа имеет в своей основе следующие принципы:
• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
• принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
• принципы интеграции усилий специалистов;
• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
• принцип постепенности подачи учебного материала;
• принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
Характеристики развития детей, значимые для разработки и реализации данной программы.
В нашем центре находятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей : дети раннего, дошкольного и школьного возрастов. Есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Чаще всего у детей не одно нарушение здоровья, а имеются комплексные нарушения развития.
С введением ФГОС введены такие понятия, как: дети с ОВЗ – это физическое лицо имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, подтвержд нным МППк и препятствующие получению образования без специально созданных условий; инклюзивное образование – равный доступ к образованию для всех обучающихся с уч том разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; компетентность – педагогов, родителей, детей.
Важно отметить, что речевое развитие выделено в отдельную образовательную область.
Появились целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Исходя из ФГОС в «Программе» учитываются:
- индивидуальные потребности ребенка с тяжелыми нарушениями речи, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее—особые образовательные потребности, индивидуальные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи;
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;
- возможности освоения ребенком с нарушением речи «Программы» на разных этапах ее реализации;
- специальные условия для получения образования детьми с ТНР, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых, индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции.
Коррекционная работа стоится с учетом того, что большинство воспитанников имеет в анамнезе задержку психического развития различного генеза.
ЗПР - это «пограничная» форма дизонтогенеза, для которой характерно замедление темпа созревания психических структур. Они характеризуются различной степенью выраженности отставания в развитии, а также различным прогнозом преодоления ЗПР. Задержка психического развития проявляется в общей психической незрелости, низкой познавательной активности детей, которая присутствует, хотя и не равномерно, во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности. У детей с ЗПР страдает мотивация деятельности, произвольность в её организации, снижена общая работоспособность. Дети с ЗПР испытывают трудности ориентирования во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Старших дошкольников с ЗПР характеризует:
• - отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики, страдает техника движений и двигательные качества, выявляются недостатки психомоторики, что влечет за собой снижение самообслуживания, изо-деятельности, конструирования;
• - им характерно рассеянность внимания, слабость удержания и переключения, повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель;
• - деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются.
• - сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием: несколько затруднен процесс восприятия (снижен темп, сужен объем, недостаточна точность зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия, эталонные представления своевременно не формируются, затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность,
• - отмечаются недостатки зрительно-моторной и слухо-зрительно-моторной координации, эта недостаточность проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок;
• - недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов - представлений;
• - у детей ограничен объем памяти и снижена прочностьзапоминания, характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память (при правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания);
• - отставание отмечается на уровне всех форм мышления, однако, после получения помощи, выполняют предложенные задания на более высоком уровне.
Своеобразна речь детей:
• У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития.
• Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей.
• Импрессивная речь характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков и неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи (З. Тржесоглава).
• Экспрессивной речи воспитанников свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, инактивность (Н. Ю. Борякова, Е. В. Мальцева, С. Г. Шевченко и др.)
• Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. Однако у значительной части детей наблюдается системное нарушение речи. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.
Е. В. Мальцева выделяет 3 группы детей с ЗПР, с учетом речевых нарушений:
Первая группа. Дети с изолированным фонетическим дефектом, проявляющимся лишь в неправильном произношении одной группы звуков. Эти нарушения связаны с аномалией строения артикуляторного аппарата, недоразвитием речевой моторики.
Вторая группа. Дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются чаще всего в заменах фонетически близких звуков. Кроме дефектов звукопроизношения, у детей этой группы наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа. Недостаточное развитие фонематических процессов у этих детей отражается в письменной речи, обусловливает нарушения чтения и письма. В письменных работах этих детей отмечается большое количество ошибок: замены букв, искажения звукослоговой структуры слова, неправильное оформление предложения.
Третья группа. Дети с системным недоразвитием всех сторон речи (дети с ТНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений имеются и лексико-грамматические нарушения. Нарушения устной речи отражаются на письме. Кроме замен букв, искажений звуко-слоговой структуры слова, характерными ошибками в письме детей этой группы являются смысловые замены слов, аграмматизмы, синтаксические ошибки.
В связи с тем, что в центре находятся дети, имеющие комплексные нарушения развития, большинство воспитанников относится именно к третьей группе.
Планируемые результаты освоения Программы. Целевые ориентиры.
Главной идеей Программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОВЗ. Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания; проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
Социально-коммуникативное и познавательное развитие соответствует целевым ориентирам, представленным в «Адаптированной примерной основной образовательной программе для дошкольников с ТНР» под редакцией Л,В,Лопатиной [].
Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам и его индивидуальным возможностям, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных психо-речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
Этапы логопедической работы
Этап
Результаты
Сбор и анализ информации (информационно-аналитическая деятельность).
Оценка контингента обучающихся для уч та особенностей речевого развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической базы.
Планирование, организация, координация (организационно-исполнительская деятельность). Процесс специального сопровождения, имеющий коррекционно-развивающую направленность, детей с речевым недоразвитием при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
Диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих программ особым образовательным потребностям реб нка.
Регуляция и корректировка (регулятивно-корректировочная деятельность). Внесение необходимых изменений в процесс сопровождения детей с речевым недоразвитием, корректировка условий и форм обучения, методов и при мов работы.
Раздел II.
Мониторинг. Организация логопедического обследования:
1) Ориентировочный этап – изучение документации воспитанников, сбор анамнестических данных.
2) Диагностический этап – логопедическое обследование.
В связи с особенностями психоречевого развития детей диагностика проводится как с использованием методик Филичевой, Чиркиной, так и с использованием специальных методик для детей с ОВЗ (А. Д. Виноградова, И. Д. Коненкова, Р. И. Лалаева, Бине-Симон, А. Н. Корнев, О. Н. Усанова, А. Н. Бернштейн, С. Д. Забрамная и т. д.)
Оценка результатов осуществляется по пятибалльной шкале:
1 балл – низкий уровень развития;
2 балла – ниже среднего;
3 балла – средний уровень;
4 балла – выше среднего;
5 балов – высокий уровень (соответствует возрасту).
Схема логопедического обследования детей:
Сведения о ребенке (Ф. И. О., дата рождения, откуда поступил ребенок, сведения о родителях)
1. Раннее речевое развитие (когда появились гуление, лепет, первые слова и предложения; не прерывалось ли речевое развитие; когда родители заметили отставание в речевом развитии; какое участие семья принимала в стимуляции развития речи ребенка)
2. Заключения специалистов (отоларинголога, окулиста, психоневролога и др.) _
3. Состояние неречевых процессов (способность устанавливать и поддерживать контакт, особенности внимания и памяти, особенности мыслительных операций, состояния общей и мелкой моторики, строение и подвижность органов артикуляционного аппарата)
4. Характеристика состояния речи ребенка на момент обследования (образец беседы, общее звучание речи (общая оценка темпа, выразительности, разборчивости речи, звучания голоса и т. д, наличие фразовой речи (указать, положения какой структуры используются в самостоятельной речи)
5. Состояние звукопроизношения (произношение изолированно и в слогах, словах, фразах следующих звуков: гласные звуки первого ряда ([а, у, о, ы] и т. д., йотированные звуки ([я, ю, е] и т, д., шипящие и свистящие ([с,
з, з’, ш, ж, щ, ч, ц], звонкие/глухие ([т—д, п—б, в—ф
твердые/мягкие ([т—т’, д—д’, п—п’, в—в’], заднеязычные
([к—к’, г—г’, х—х’] и т. д.) _
• состояние фонематического восприятия (выделение звука из ряда других звуков, в слогах, словах, подбор картинок на заданный звук, самостоятельное придумывание слов с заданным звуком)
7. Навыки звукового анализа и синтеза (выделение первого гласного/согласного звука в слове; выделение после] него согласного звука в слове; гласного звука в положении после согласного; составление слова по отдельно названным звукам)
• обследование слоговой структуры слова и звуконаполняемости (воспроизведение слов различной слоговой структуры и фраз, включающих слова сложной слоговой структуры)
• обследование количественных и качественных показателей развития лексического строя языка (выявление степени сформированности понимания и употребления наименований предметов, глаголов, признаков с опорой на тематические циклы)
• понимание и употребление названий: профессий и атрибутов к ним; животных, птиц и их детенышей; глаголов, обозначающих голоса животных и птиц; чувств, эмоций; различных явлений природы; действий, связанных с различной профессиональной деятельностью; глаголов, свя-занных с животным и растительным миром; семантически близких названий действий, признаков предметов, обозначающих величину, форму, цвет, вес, температуру, сезонность, подбор антонимов, синонимов, подбор однородных членов предложения к заданным словам, объяснение значений слов, объяснение переносного значения слов и целых выражений
8. Обследование словообразовательных навыков (объяснение значения производных слов, образование существительных мужского, женского и среднего рода с уменьшительно-ласкательным и уничижительным значением,
существительных с увеличительным значением, существительных со значением единичности, названий профессий мужского и женского рода, существительных с суффиксами -ник-, -ниц-, приставочных глаголов, притяжательных
прилагательных, относительных прилагательных, относительных прилагательных, выражающих эмоциональную окраску, сложных слов, выявление словотворческих способностей)
9. Обследование грамматического строя речи (падежно-предложные конструкции, выражающие отношения лиц, предметов между собой, временные отношения, Употребление существительных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах, употребление существительных в родительном падеже, существительных множественного числа в дательном и винительном падежах, навыки согласования существительных мужского, женского и среднего рода с прилагательными и существительными)
10. Обследование состояния связной речи (составление рассказа по картине, по представлению (описанию, по серии картин, пересказа)
Логопедическое заключение
Рекомендации
3) Аналитический этап: анализ полученных данных и заполнение речевой карты.
4) Прогностический этап.
Прогноз дальнейшего развития ребенка.
Выделение основных направлений коррекционной работы.
Индивидуальное коррекционно-образовательное сопровождение воспитанника.
Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят отражение в "речевом профиле", где отмечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей группы, ежегодном отчете и речевых картах детей.
Дети, прошедшие обучение в 2022-2023 учебном году, а также вновь поступившие, имеющие по результатам входящей диагностики уровень развития не менее среднего (по пятибалльной шкале 3-5 баллов, проходят обучение в соответствии с данной программой. Имеющие уровень развития менее среднего (1-2 балла, обучаются по индивидуальному образовательному маршруту, разработанному специалистами учреждения.