Получи документы

Рабочая программа коррекционно-логопедической помощи детям с ОВЗ. Часть 1

Зоя Сергеевна
Рабочая программа коррекционно-логопедической помощи детям с ОВЗ. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное (областное) бюджетное учреждение

«Лебедянский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей,

и содействия семейному устройству»

Рабочая программа

коррекционно-логопедической помощи детям с ОВЗ

учителя-логопеда

Голевой З. С.

на 2023-2024 учебный год (1 часть)

Составитель:

Учитель-логопед: Голева З. С. 2023 г.

Оглавление.

Раздел I.

1.1. Пояснительная записка.

Публикация «Рабочая программа коррекционно-логопедической помощи детям с ОВЗ, Часть 1» размещена в разделах

1.2. Характеристики речевого развития детей, значимые для разработки и реализации данной программы.

1.3. Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры.

Раздел II.

2.1. Мониторинг. Организация логопедического обследования.

2.2. Организация коррекционно-образовательного процесса.

2.3. Содержание коррекционно-образовательной работы по освоению детьми образовательных областей.

2.4. Совместная деятельность логопеда и воспитателей.

и воспитателя.

Раздел III.

3.1. Организация предметно-пространственной развивающей среды.

3.2. Примерный перечень развлечений и праздников.

3.3. Список литературы.

Раздел IV.Специальные условия реализации Программы.

ПРИЛОЖЕНИЕ….

1. Диагностика на начало 2023-2024 учебного года.

2. Перспективно-календарное планирование.

3. Примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала.

4. Папка взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей.

5. Развитие зрительного восприятия и упражнения для глаз.

Раздел I.

Пояснительная записка.

Рабочая программа учителя-логопеда на 2023-2024 учебный год предназначена для детей с ОВЗ (ТНР, ЗПР, умственная отсталость, опорно-двигательного аппарата, сочетанные нарушения развития) по итогам диагностики на начало учебного года (Приложение1).

Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Рабочая программа соответствует образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.

Программа коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими различные нарушения развития, составлена в соответствии с ФГОС, направлена на реализацию системы логопедической помощи, коррекцию речевых нарушений воспитанников, их социальную адаптацию.

Особенностью данной Программы является планирование работы по коррекции речи у детей с ОВЗ в условиях центра помощи детям, в рамках осуществления образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, со сложными дефектами и других воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, разработанных на базе общеобразовательных программ, в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. Нахождение детей в группе не имеет четко очерченных рамок как в ДОУ. Они могут здесь находиться и длительное время (3-4 года, и непродолжительное (несколько месяцев, иногда недель). Поступление и выбывание идет в течение всего учебного года.

В основу создания этой Программы лёг опыт работы учителей-логопедов центра помощи детям, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. В том числе:

«Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с ТНР» под редакцией Л,В,Лопатиной;

«Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной;

«Программа логопедической работы по преодолению фонетико фонематического недоразвития у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной;

«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой;

«Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой.

С введением ФГОС введены такие понятия, как: дети с ОВЗ – это физическое лицо имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, подтвержд нным МППк и препятствующие получению образования без специально созданных условий; инклюзивное образование – равный доступ к образованию для всех обучающихся с уч том разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; компетентность – педагогов, родителей, детей. Речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Появились целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Исходя из ФГОС в Программе учитываются :

индивидуальные потребности ребенка с тяжелыми нарушениями речи, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее – особые образовательные потребности, индивидуальные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи;

возможности освоения ребенком с нарушением речи Программы на разных этапах ее реализации.

Цель данной Программы :

построение системы коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми, имеющими комплексные нарушения развития, максимально обеспечивающей создание условий для развития каждого ребенка, его положительной социализации, личностного развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Задачи:

• создание условий, направленных на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое) развитие, коррекцию нарушений речевого развития;

• раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и формирование уровня готовности к школе;

• использование адекватной возрастным, типологическим и индивидуальным возможностям детей модели образовательного процесса, основанной на реализации деятельностного и онтогенетического принципов, принципа единства диагностики, коррекции и развития;

• реализация преемственности содержания общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Программа имеет в своей основе следующие принципы:

• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

• принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

• принципы интеграции усилий специалистов;

• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

• принцип постепенности подачи учебного материала;

• принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

Характеристики развития детей, значимые для разработки и реализации данной программы.

В нашем центре находятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей : дети раннего, дошкольного и школьного возрастов. Есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Чаще всего у детей не одно нарушение здоровья, а имеются комплексные нарушения развития.

С введением ФГОС введены такие понятия, как: дети с ОВЗ – это физическое лицо имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, подтвержд нным МППк и препятствующие получению образования без специально созданных условий; инклюзивное образование – равный доступ к образованию для всех обучающихся с уч том разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; компетентность – педагогов, родителей, детей.

Важно отметить, что речевое развитие выделено в отдельную образовательную область.

Появились целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Исходя из ФГОС в «Программе» учитываются:

- индивидуальные потребности ребенка с тяжелыми нарушениями речи, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее—особые образовательные потребности, индивидуальные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи;

-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;

- возможности освоения ребенком с нарушением речи «Программы» на разных этапах ее реализации;

- специальные условия для получения образования детьми с ТНР, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых, индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции.

Коррекционная работа стоится с учетом того, что большинство воспитанников имеет в анамнезе задержку психического развития различного генеза.

ЗПР - это «пограничная» форма дизонтогенеза, для которой характерно замедление темпа созревания психических структур. Они характеризуются различной степенью выраженности отставания в развитии, а также различным прогнозом преодоления ЗПР. Задержка психического развития проявляется в общей психической незрелости, низкой познавательной активности детей, которая присутствует, хотя и не равномерно, во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности. У детей с ЗПР страдает мотивация деятельности, произвольность в её организации, снижена общая работоспособность. Дети с ЗПР испытывают трудности ориентирования во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Старших дошкольников с ЗПР характеризует:

• - отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики, страдает техника движений и двигательные качества, выявляются недостатки психомоторики, что влечет за собой снижение самообслуживания, изо-деятельности, конструирования;

• - им характерно рассеянность внимания, слабость удержания и переключения, повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель;

• - деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются.

- сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием: несколько затруднен процесс восприятия (снижен темп, сужен объем, недостаточна точность зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия, эталонные представления своевременно не формируются, затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность,

• - отмечаются недостатки зрительно-моторной и слухо-зрительно-моторной координации, эта недостаточность проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок;

• - недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов - представлений;

• - у детей ограничен объем памяти и снижена прочностьзапоминания, характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память (при правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания);

• - отставание отмечается на уровне всех форм мышления, однако, после получения помощи, выполняют предложенные задания на более высоком уровне.

Своеобразна речь детей:

• У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития.

• Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей.

• Импрессивная речь характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков и неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи (З. Тржесоглава).

• Экспрессивной речи воспитанников свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, инактивность (Н. Ю. Борякова, Е. В. Мальцева, С. Г. Шевченко и др.)

• Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. Однако у значительной части детей наблюдается системное нарушение речи. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.

Е. В. Мальцева выделяет 3 группы детей с ЗПР, с учетом речевых нарушений:

Первая группа. Дети с изолированным фонетическим дефектом, проявляющимся лишь в неправильном произношении одной группы звуков. Эти нарушения связаны с аномалией строения артикуляторного аппарата, недоразвитием речевой моторики.

Вторая группа. Дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются чаще всего в заменах фонетически близких звуков. Кроме дефектов звукопроизношения, у детей этой группы наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа. Недостаточное развитие фонематических процессов у этих детей отражается в письменной речи, обусловливает нарушения чтения и письма. В письменных работах этих детей отмечается большое количество ошибок: замены букв, искажения звукослоговой структуры слова, неправильное оформление предложения.

Третья группа. Дети с системным недоразвитием всех сторон речи (дети с ТНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений имеются и лексико-грамматические нарушения. Нарушения устной речи отражаются на письме. Кроме замен букв, искажений звуко-слоговой структуры слова, характерными ошибками в письме детей этой группы являются смысловые замены слов, аграмматизмы, синтаксические ошибки.

В связи с тем, что в центре находятся дети, имеющие комплексные нарушения развития, большинство воспитанников относится именно к третьей группе.

Планируемые результаты освоения Программы. Целевые ориентиры.

Главной идеей Программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОВЗ. Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания; проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

Социально-коммуникативное и познавательное развитие соответствует целевым ориентирам, представленным в «Адаптированной примерной основной образовательной программе для дошкольников с ТНР» под редакцией Л,В,Лопатиной [].

Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам и его индивидуальным возможностям, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных психо-речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

Этапы логопедической работы

Этап

Результаты

Сбор и анализ информации (информационно-аналитическая деятельность).

Оценка контингента обучающихся для уч та особенностей речевого развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической базы.

Планирование, организация, координация (организационно-исполнительская деятельность). Процесс специального сопровождения, имеющий коррекционно-развивающую направленность, детей с речевым недоразвитием при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих программ особым образовательным потребностям реб нка.

Регуляция и корректировка (регулятивно-корректировочная деятельность). Внесение необходимых изменений в процесс сопровождения детей с речевым недоразвитием, корректировка условий и форм обучения, методов и при мов работы.

Раздел II.

Мониторинг. Организация логопедического обследования:

1) Ориентировочный этап – изучение документации воспитанников, сбор анамнестических данных.

2) Диагностический этап – логопедическое обследование.

В связи с особенностями психоречевого развития детей диагностика проводится как с использованием методик Филичевой, Чиркиной, так и с использованием специальных методик для детей с ОВЗ (А. Д. Виноградова, И. Д. Коненкова, Р. И. Лалаева, Бине-Симон, А. Н. Корнев, О. Н. Усанова, А. Н. Бернштейн, С. Д. Забрамная и т. д.)

Оценка результатов осуществляется по пятибалльной шкале:

1 балл – низкий уровень развития;

2 балла – ниже среднего;

3 балла – средний уровень;

4 балла – выше среднего;

5 балов – высокий уровень (соответствует возрасту).

Схема логопедического обследования детей:

Сведения о ребенке (Ф. И. О., дата рождения, откуда поступил ребенок, сведения о родителях)

1. Раннее речевое развитие (когда появились гуление, лепет, первые слова и предложения; не прерывалось ли речевое развитие; когда родители заметили отставание в речевом развитии; какое участие семья принимала в стимуляции развития речи ребенка)

2. Заключения специалистов (отоларинголога, окулиста, психоневролога и др.) _

3. Состояние неречевых процессов (способность устанавливать и поддерживать контакт, особенности внимания и памяти, особенности мыслительных операций, состояния общей и мелкой моторики, строение и подвижность органов артикуляционного аппарата)

4. Характеристика состояния речи ребенка на момент обследования (образец беседы, общее звучание речи (общая оценка темпа, выразительности, разборчивости речи, звучания голоса и т. д, наличие фразовой речи (указать, положения какой структуры используются в самостоятельной речи)

5. Состояние звукопроизношения (произношение изолированно и в слогах, словах, фразах следующих звуков: гласные звуки первого ряда ([а, у, о, ы] и т. д., йотированные звуки ([я, ю, е] и т, д., шипящие и свистящие ([с,

з, з’, ш, ж, щ, ч, ц], звонкие/глухие ([т—д, п—б, в—ф

твердые/мягкие ([т—т’, д—д’, п—п’, в—в’], заднеязычные

([к—к’, г—г’, х—х’] и т. д.) _

• состояние фонематического восприятия (выделение звука из ряда других звуков, в слогах, словах, подбор картинок на заданный звук, самостоятельное придумывание слов с заданным звуком)

7. Навыки звукового анализа и синтеза (выделение первого гласного/согласного звука в слове; выделение после] него согласного звука в слове; гласного звука в положении после согласного; составление слова по отдельно названным звукам)

• обследование слоговой структуры слова и звуконаполняемости (воспроизведение слов различной слоговой структуры и фраз, включающих слова сложной слоговой структуры)

• обследование количественных и качественных показателей развития лексического строя языка (выявление степени сформированности понимания и употребления наименований предметов, глаголов, признаков с опорой на тематические циклы)

понимание и употребление названий: профессий и атрибутов к ним; животных, птиц и их детенышей; глаголов, обозначающих голоса животных и птиц; чувств, эмоций; различных явлений природы; действий, связанных с различной профессиональной деятельностью; глаголов, свя-занных с животным и растительным миром; семантически близких названий действий, признаков предметов, обозначающих величину, форму, цвет, вес, температуру, сезонность, подбор антонимов, синонимов, подбор однородных членов предложения к заданным словам, объяснение значений слов, объяснение переносного значения слов и целых выражений

8. Обследование словообразовательных навыков (объяснение значения производных слов, образование существительных мужского, женского и среднего рода с уменьшительно-ласкательным и уничижительным значением,

существительных с увеличительным значением, существительных со значением единичности, названий профессий мужского и женского рода, существительных с суффиксами -ник-, -ниц-, приставочных глаголов, притяжательных

прилагательных, относительных прилагательных, относительных прилагательных, выражающих эмоциональную окраску, сложных слов, выявление словотворческих способностей)

9. Обследование грамматического строя речи (падежно-предложные конструкции, выражающие отношения лиц, предметов между собой, временные отношения, Употребление существительных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах, употребление существительных в родительном падеже, существительных множественного числа в дательном и винительном падежах, навыки согласования существительных мужского, женского и среднего рода с прилагательными и существительными)

10. Обследование состояния связной речи (составление рассказа по картине, по представлению (описанию, по серии картин, пересказа)

Логопедическое заключение

Рекомендации

3) Аналитический этап: анализ полученных данных и заполнение речевой карты.

4) Прогностический этап.

Прогноз дальнейшего развития ребенка.

Выделение основных направлений коррекционной работы.

Индивидуальное коррекционно-образовательное сопровождение воспитанника.

Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят отражение в "речевом профиле", где отмечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей группы, ежегодном отчете и речевых картах детей.

Дети, прошедшие обучение в 2022-2023 учебном году, а также вновь поступившие, имеющие по результатам входящей диагностики уровень развития не менее среднего (по пятибалльной шкале 3-5 баллов, проходят обучение в соответствии с данной программой. Имеющие уровень развития менее среднего (1-2 балла, обучаются по индивидуальному образовательному маршруту, разработанному специалистами учреждения.

Публикации по теме:

Фотоотчет о досуговом мероприятии «Библиотека на колесах-книги едут в гости к детям» в центре помощи семье и детямФотоотчет о досуговом мероприятии «Библиотека на колесах-книги едут в гости к детям» в центре помощи семье и детям Дорогие друзья и уважаемые коллеги, доброе время суток! В последний день зимних каникул в гости к воспитанникам отделения помощи, семье,.

Фотоотчет о пикнике «Подарить радость детям» в центре помощи семье и детямФотоотчет о пикнике «Подарить радость детям» в центре помощи семье и детям Дорогие друзья, доброе время суток! В чудесный солнечный майский день наших воспитанников посетили настоятель храма Успения Пресвятой.

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет. 3 часть содержательного раздела 2 раздел1. Тема «Над-под» Задачи: Сенсорное развитие. Развитие пространственных, временных и квазипространственных представлений. Ход Упражнение.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Литературная гостиная» для детей в возрасте 5–7 лет 2 часть 2. Содержательный отдел2.1. Образовательная деятельность. Учебно-тематический план 1 год обученияТворческое рассказывание. «Интервью у.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа коррекционно-логопедической помощи детям с ОВЗ. Часть 1
Опубликовано: 9 июня 2024 в 16:40
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа коррекционно-логопедической помощи детям с ОВЗ. Часть 1» (включая файлы) размещена пользователем Зоя Сергеевна (УИ 3388118) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД