Орехова Татьяна
Рабочая программа клуба «Родничок» для детей возраста 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА
«РОДНИЧОК»
ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТИ ВОЗРАСТА 5-7 ЛЕТ
Разработчик :
воспитатель
Селезень Т. А.
2021-2022г.
Пояснительная записка
«Слово «Мы» сильней, чем «Я».
Мы – семья, и мы – друзья.
Мы – народ, и мы – едины.
Вместе мы непобедимы.»
(Девиз кружка)
Публикация «Рабочая программа клуба „Родничок“ для детей возраста 5–7 лет» размещена в разделах
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из важнейших направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. В связи с этим заметно активизировалась работа по патриотическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях.
Аннотация
Данный клуб рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.
Он способствует формированию нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края.
Помогает воспитывать чувство Родины, интерес к общественным событиям родного города и нашей страны, уважение к труду.
Знакомит с историческими данными малой Родины, ее значимостью в политической жизни России.
Принципы:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• принцип историзма. Реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
• Принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
• Принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Актуальность программы
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родному городу, родной стране. Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма.
Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.
Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном образовательном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:
- нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;
- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;
- нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;
- в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;
- истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.
Цель: Создание благоприятных условий для воспитания гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами.
Задачи:
1. Развивать у старших дошкольников навыки познавательной, творческой деятельности.
2. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
3. Формировать чувство национальной гордости, гражданского достоинства.
4. Воспитывать чувство любви к Отечеству, многонациональному народу, готовности к его защите.
5. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, высказывать своё мнение.
6. Приобщать дошкольников к миру прекрасного, формировать чувства патриотизма и уважения к народу, к его обычаям, традициям, языку.
Методы и формы обучения:
Большое значение в патриотическом воспитании имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы : целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины и, конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность (занятие).
1. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т. п.)
2. Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе, как изменяется его облик благодаря этому труду.
3. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей.
4. Беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города.
5. Использование детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение).
6. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
7. Знакомство детей с народным творчеством, вышивкой, росписью.
8. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.).
9. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах.
10. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить,что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).
11. Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т. д.
12. Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций
13. Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц русского леса или гимн Российской Федерации.
14. Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми.
15. Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников.
16. Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация.
17. Участие в праздниках, вечерах досуга.
18. Участие в посильных общественно-полезных работах.
Все мероприятия планируются с учётом особенностей и традиций конкретного детского образовательного учреждения, города, области.
Наиболее эффективные и распространё нные:
- ознакомление детей с государственными символами Российской Федерации: гербом, флагом, гимном;
- проектная деятельность в рамках празднования Великой Победы;
- подготовка и проведение праздничных концертов для ветеранов, детей войны, тружеников тыла;
- конкурсы стихов о Победе; акции «Письмо солдату» и «Письмо ветерану»;
- тематические встречи в городских библиотеках;
- оформление стенда «Помню и горжусь», уголков Славы, уголков Героев;
- тематические занятия «Города-герои», «Дети войны»;
- беседы о природе родного края, родном городе, области, России;
- тематические игры.
Патриотические чувства у дошкольников – это результат целенаправленной и систематической работы взрослых и их личного примера.
Материалы для занятий по патриотическому воспитанию:
-Репродукции картин
-Методическая литература
-Наглядные и дидактические пособия
-Иллюстрации различных видов войск, портреты героев
-Современные средства ТСО
-Аудиозаписи
-Карты, атлас, глобус
-Художественная литература
-Государственная символика
Ожидаемые результаты:
Дети должны знать:
• Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
• Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
• Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия.
• Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России, президента России);
• Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
• Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
• Название планеты, на которой мы живем;
• Пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия некоторых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.
Успех реализации данной программы зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения, администрации, родителей.
Учебно-тематический план
№ п/п Тема занятия Вид деятельности Программное содержание
1. «Давайте познакомимся»
Беседа с детьми на тему «Моя семья», игры «Телефончик знакомства», «Мячик», «Наша дружная семейка». Уточнить и обогатить представления ребёнка о себе и сверстниках группы, об особенностях поведения и общения, характерных для мальчиков и девочек; формировать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями других детей; воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого; способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества.
2. «История моего детского сада» Рассматривание видео слайдов презентации о строительстве, экскурсия по детскому саду. Познакомить детей с историей детского сада ; дать представление о том, что в строительстве детского сада принимали люди разных профессий; воспитывать чувство гордости за свой детский сад.
3. «Земля – наш общий дом»
Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы. Формировать самосознание ребёнка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.
4. «С чего начинается Родина?» Беседа, рассматривание иллюстраций. Заучивание стихотворение М. Матусовского «С чего начинается Родина?» Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как «малая» Родина. Заучить стихотворение М. Матусовского «С чего начинается Родина?»
5. «Мой город - Ульяновск» Беседа, рассказ о достопримечательностях города Суджа.
Уточнить представление детей о родном городе, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях города; воспитывать гражданско-патриотические чувства.
6. «Государственные символы России – флаг, гимн, герб» Беседа, д/и «Собери герб», просмотр наглядных пособий, прослушивание аудиозаписи «Гимн России».
Расширять представления детей о многообразии стран, наций их населяющих, закреплять умение находить на карте Россию и её столицу. Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе; и их отличительных особенностях.
7. «Мой район- Суджанский»» Беседы о своей малой Родине. Познакомить детей с историей возникновения Суджанского района; систематизировать знания детей об архитектурных зданиях и памятниках родного района; воспитывать чувство любви к своей малой Родине.
8. «Наша – Родина Россия, наш язык – русский» Рассказ воспитателя, д/у «Услышь первый звук», «Назови одним словом». Рисование героев любимой сказки. Закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному городу, народному творчеству. Познакомить детей с понятием «устное народное творчество».
9. «День народного
единства» Рассказ воспитателя о событиях, происходящих 400 лет
назад (восстания против поляков) с показом
презентации.
Художественное творчество «Вместе мы едины…»
(солнце из ладошек)
Приобщать детей к истории России; закрепить знания
русского фольклора (пословицы, поговорки); учить узнавать и называть героев России; воспитывать уважение к людям, прославившим Россию; воспитывать нравственно - патриотические чувства к
Родине.
10. «Природа России» Беседа, просмотр презентации, иллюстраций, чтение художественной литературы. Рисование на тему: «Берёзка – символ России». Формировать представление детей о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране. Воспитывать желание узнать больше о символе России-русской березке, выучить стихи и песни о березке, пробудить интерес к природе через художественно-поэтическое творчество.
11. «Если ты узнаешь Север – не забудешь никогда» Рассказ, беседа, рассматривание иллюстраций «Животные Севера».Рисование «Северный олень». Воспитывать любознательность, интерес к своей Родине – России, стремление узнать природу Земли.
12. «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны» Досуг: конкурс чтецов «Стихи о маме». Рисование «Мамочку мою больше всех я люблю». Знакомство с праздником – День Матери. Закрепить знания о труде мамы дома и на работе, воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах; расширять представления о профессиях. Воспитывать чувства любви, уважения и заботы о маме.
13. «Москва – столица
нашей Родины» Рассказ воспитателя о Москве.
Чтение В. Степанов «Москва», А. Барто «Первый салют в
Москве», И. Токмакова «Красная площадь»
Выставка рисунков «Москва златоглавая». Расширять представление детей о Москве; познакомить с историческим центром Москвы –Кремлем, его внешним и внутренним видом; воспитывать уважительное отношение к культуре своей страны.
14. «Боевая Слава
нашего народа» Рассказ воспитателя о ВОВ. Чтение Л. Кассиль «Памятник неизвестному солдату».
Формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
15. «Как люди на Руси жили» Беседа «Как живут в деревне».
Дидактические игры: «В городе, в деревне», «Деревня
городу».
Рисование «Русская изба». Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; дать представления об избе; прививать чувство любви к родной деревне; воспитывать уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит нелёгкий, но благородный труд; учить детей изображать рубленую избу в рисунке.
16. «Русская сказка» Беседа о русском фольклоре.
Игра – викторина «Русские народные сказки».
Рассказывание сказок по схемам-карточкам.
Художественное творчество «Моя любимая сказка». Воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному городу, народному творчеству; закреплять знания детей о русском фольклоре; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание их читать, понимать их глубокий смысл.
17. «Зимние Святки» Беседа, рассказ воспитателя, отгадывание загадок, народные игры"Два Мороза", "За краской", "Баба Яга". Знакомить детей с праздниками, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год, Крещение). Прививать любовь к русскому народному фольклору, учить отгадывать загадки, читать скороговорки, потешки, играть в народные игры.
18. «Что такое генеалогическое дерево?» Беседа, рассказ воспитателя. Поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека.
19. «Право ребёнка на имя, отчество и фамилию» Беседа, рассказ воспитателя. Познакомить детей с их правом на имя, отчество, фамилию.
20. «Право ребёнка жить и воспитываться в семье» Беседа, рассказ воспитателя. Познакомить детей с правом на жизнь и воспитание в семье.
21. «Дорожная азбука
Города» Беседа «Будь внимателен и осторожен на улицах города».
Игра-загадка «Это я, это я, это все мои друзья».
Игра - правила «Нельзя – можно».
Познакомить детей с особенностями улицы. Закрепить с детьми виды дорог, познакомиться с её разметкой и продолжить знакомство с дорожными знаками. Развивать кругозор детей и логическое мышление.
22. «Путешествие по
родному городу» Игра-путешествие «Город, в котором я живу».
Составление творческих рассказов: «За что я люблю свой
город».
Закреплять и расширять знания детей о родном городе, его истории, достопримечательностях. Продолжать знакомить детей с загадками и стихотворениями о городе. Воспитывать чувства любви и гордости за него, желание беречь окружающую среду.
23. «Добро и зло - мир и
война» Книжная выставка «О добре и зле».
Рисование на темы: «Добрый и злой», «Мир и война» Углубить представления детей о ВОВ; раскрыть сущность полярных понятий «Добро и зло - мир и война», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; формировать основы патриотизма.
24. «Великая Отечественная
война в
изобразительном
искусстве» Чтение стихотворений Я. Акима «Цветные огоньки»,
П. Воронько «Лучше нет родного края…»
Подвести детей к восприятию художественных произведений о Великой Отечественной войне; воспитывать чувство патриотизма, уважение к истории нашего народа.
25. «Твои защитники,
Россия» Беседа об Армии, Родине.
Заучивание стихов, пословиц и поговорок об Армии.
Изготовление праздничных открыток.
Развивать представление о разных родах войск; воспитывать уважение к защитникам Родины, гордость за свой народ, любовь к Родине; вызывать чувство патриотизма у дошкольников.
26. «Широкая Масленица» Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа
Т. Нуждиной «Блины».
Русские народные игры «Горелки», «Молчанка»
Знакомить с традициями русского народа, его
фольклором, традициями. Воспитывать любовь к Родине, уважение к традициям.
27. «Реки России» Беседа, рассказ воспитателя. Познакомить с названием крупных российских рек. Обсудить с детьми чем богаты водные ресурсы России, формировать понимание значения воды для жизни всего живого; побуждать детей бережно относиться к природным богатствам своей Родины.
28. «Мама, папа и я –
Спортивная семья» Беседы о членах семьи, семейных праздниках, семейном отдыхе.
Рисование: «Мои бабушка и дедушка».
Закреплять представление детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях.
Дать представление о родословной. Знакомить с иерархией в семьях наших предков.
29. «Герб – флаг – гимн» Слушанье музыкальных произведений: Государственного
гимна России.
Игра «Раскрась правильно». Обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ, её происхождении, назначении, символического значения и образов в ней; воспитывать уважение и гордость к Государственной символике РФ, любовь и гордость за свою Родину.
30. «Русские народные промыслы» Беседа, рассказ воспитателя, просмотр иллюстраций, роспись силуэтов. Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства. Различать и называть знакомые народные игрушки (Дымка, их характерные особенности, предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Филимоново, Гжель).
.
31. «Их помнит Россия» Беседа, рассказ воспитателя. Углубить знания детей о ВОВ, дать детям понятия о памяти, памятниках, формировать основы патриотизма, воспитывать чувство уважения к защитникам родины.
32. «День авиации и
космонавтики» Чтение «Как мальчик стал космонавтом» А. Леонов.
Лепка «Космодром».
Сюжетно-ролевая игра «Мы космонавты».
Закрепить и расширить знания детей о космическом пространстве, планетах, входящих в Солнечную систему. Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, смелый человек.
33. «С днём рождения,
Земля!» Выставка рисунков: «Планета Земля глазами детей».
Формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде.
Воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе.
34. «Многонациональная Родина» Рассматривание альбома «Многонациональная Родина», беседа. Формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей; формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей.
35. «Цветы Победы» Высаживание цветов в память о погибших солдатах. Формировать у детей патриотические чувства; прививать бережное отношение к окружающей природе.
36. «День Победы» Чтение художественной литературы о ВОВ
Н. Найдёнова «Хотим под мирным небом жить»;
Фотовыставка «Вечная память». Воспитывать уважение к подвигу своего народа во время Великой Отечественной войны; формировать элементарные представления об истории Отечества, закреплять и обогащать знания о видах флагов, их назначении, формировать представления об истории знамен; воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ.
37. «Мы – патриоты» Беседы с детьми; дидактические игры. Диагностическое обследование детей с целью выявления знаний о своей стране, её символике.