Ольга Сластенко
Рабочая программа (календарное планирование) театрального кружка «Юные артисты» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программа театрального кружка / Юные артисты /в средней группе.
Автор Сластенко Ольга Юрьевна
Пояснительная записка.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Театрализованные занятия являются частью воспитательно - образовательной работы, не только потому, что в них упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития. Участвуя в театрализованных занятиях, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально- игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно- эстетическому воспитанию каждого ребёнка.
Публикация «Рабочая программа (календарное планирование) театрального кружка „Юные артисты“ в средней группе» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Планы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театра.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей в общении и неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста - средняя группа. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Программа кружка для среднего возраста предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность деятельности ср. группа - 15 мин. Занятия проводятся 2 раза в неделю
Совместная деятельность выстраивается по принципу от простого к сложному, повторное использование игр на разных занятиях. Применяются различные формы организации деятельности:
- игры
- упражнения;
- этюды;
- игры-импровизации;
- инсценировки;
- игры-хороводы;
- спектакли.
- объяснение
- рассказ и рассказ детей
- чтение воспитателя
- показ
- личный пример
- беседы
Цель программы – Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа. Воспитание любви к театру и театральной деятельности. Формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность.
Задачи
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, пальчиковый и др.).
8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Программа составлена с учетом реализации по образовательным областям: «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Здоровье».
Познание Ознакомление с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями.
Социализация Развитие игровой деятельности.
Здоровье Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Художественное творчество Ознакомление с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля.
Музыка Учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
Коммуникация Развитие четкой, ясной дикции, работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
Чтение художественной литературы Дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, используемые в работе кружка :
• дыхательная гимнастика
• артикуляционная гимнастика.
• пальчиковые игры со словами,
• гимнастика для глаз,
• физкультминутка, динамические паузы.
Предполагаемые результаты:
1. Иметь способность к обыгрыванию любого сюжета. художественного произведения.
2. Передавать образ героя мимикой, жестами.
3. Умение управлять куклами в соответствии с текстом. художественного произведения.
4. Обладать умением работать в коллективе.
План работы на год
Сентябрь
Цель: дать представление о разных видах кукольных театров : пальчиковом, настольном. Познакомить ребят с правилами поведения в театре и профессией актера, который управляет куклами. Расширить словарный запас воспитанников.
Развивать память, мышление, речь. Воспитывать интерес и уважение к профессии актера.
Октябрь
Цель: познакомить с русским фольклором. Учить обыгрывать сюжеты с использованием персонажей и предметов, известных детям по русским народным сказкам. Развивать речь и воображение. Воспитывать интерес к народным сказкам,
Ноябрь
Цель: познакомить с основами актёрского мастерства. Учить изображать эмоциональное состояние персонажа, используя выразительные движения и интонацию. Познакомить с темпом и ритмом. Учить чётко, произносить слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т. д.). Развивать пластику движения, речь, логическое мышление, воображение. Воспитывать интерес к театральной деятельности.
Декабрь
Цель: учить детей правильно держать себя на сцене, использовать в создании образа атрибуты, элементы костюма. Развивать интонационную выразительность речи и пластику движений. Воспитывать любовь к театру, уважение к профессии актёра.
Январь
Цель: продолжить знакомство с народными традициями, праздниками, фольклором, играми. Дать представление о русском балаганном театре и его персонажах (Петрушка, Марфуша, Доктор, Собака и т. д.) Познакомить детей с понятием «монолог». Дать характеристику типам монологических высказываний. Упражнять, в умении отличать описание от повествования. Закрепить общее представление о последовательности изложения, построения высказываний-описаний. Учить детей соблюдать эту последовательность, называть объект речи при описании. Развивать навыки монологической и диалогической речи. Воспитывать интерес к традициям и обрядам нашей страны.
Февраль
Цель: учить детей вживаться в создаваемый образ, сопровождать действия репликами персонажей. Развивать логическое мышление, память, навыки выразительного чтения. Расширить словарный запас.
Март
Цель: поддерживать активное желание активно участвовать в праздниках. Совершенствовать способность к импровизации. Развивать творческое воображение, зрительную память, внимание. Формировать умение соблюдать общепринятые нормы в отношениях между людьми.
Апрель
Цель: продолжать знакомство с основами актёрского мастерства. Учить передавать интонацией и жестами настроение персонажа. Развивать дикцию и навыки монологической и диалогической речи.
Май
Цель: учить подбирать выразительные средства (атрибуты, элементы костюма и грима, использовать мимику, пластику движений, интонацию, помогающие создавать образ. Учить взаимодействовать с партнёром. Развивать зрительную память, внимание, дикцию. Воспитывать интерес к разным профессиям.
Перспективный план занятий
№ Название Месяц
1
1 Беседа о видах театров (Театр кукол, Музыкальный театр).
2 дыхательные «Задуй свечу»
3. «Мы играем в театр» - артикуляционная гимнастика
4. «Мы - будущие артисты» - упражнения на развитие выразительной пластики движений, на развитие выразительной мимики.
5. «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я?» - ряжение в костюмы, имитационные этюды
6. Язык жестов – беседа с детьми Сентябрь
2 1Театральный словарь «билеты», «театр. касса», «кассир», билетерша гардероб.
2Слушание сказки Волк и 7 козлят на новый лад
3Сказка Волк и 7 козлят на новый лад»- работа над отдельными эпизодами, выразительностью речи
4 Пальчиковая гимнастика: «Пальчик-мальчик», «Прилетели птицы».
5 Ознакомление с иллюстрациями, волк, козлята, коза с козлятами, петушок… с героями по содержанию сюжета спектакля. Октябрь
1Постановка танцев. козлят. цыплят. пчелок. к сказке волк и 7 козлят
2Артикуляционная гимнастика «Сказка о весёлом язычке».
3Рассматривание иллюстраций, фотографий театры г. Хабаровска Знакомство с правилами поведения в театре.
4Знакомство с понятиями : «Костюмер», «Сцена» /Занавес/ /актеры/
5. Показ сказки Волк и 7 козлят на новый лад с деталями декораций, музыкальным оформлением, элементами костюмов к дню матери мамам, детям других групп.
6 Язык жестов – беседа с детьми Ноябрь
4 1. Артикул. гимнастика «Сказка о весёлом язычке».
(продолжение)
2. Упражнение на дыхание «Спать хочется».
3Работа над пословицами и поговорками.
4 Скороговорка «Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела»
5. Пальчиковый театр «Лиса, Заяц и Петух» - работа над отдельными эпизодами, над выразительностью речи.
6. Показ сказки «Лиса, Заяц и Петух» - детям младших групп. Декабрь
5 1. Творческие игры: «Хорошо - плохо» - правила поведения в театре, игроки изображают, используя мимику и пантомимику. Игра «Животные в зоопарке», игра «Звериные голоса»
2. «Рождественские гуляния»
3. Театр картинок «Мы играем и поём»
4. Знакомство с театром марионеток
5 Язык жестов – беседа с детьми Январь
6 1. Инсценировка знакомых песен
2. Настольный театр
3. Чтение сказки «Дюймовочка», Беседа по содержанию. Вхождение в образ.
4. Скороговорка «Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».
5 Игра на расширение диапазона голоса «Чудо лесенка»
6 Ознакомление с иллюстрациями, лягушат, полевая мышь, в гостях у крота, …с героями по содержанию сюжета спектакля. Февраль
7 1 артикуляционное упражнение «Улыбка», «Качели», «Лопаточка - иголочка». Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
2Театрализованная игра «Насос» и надувная игрушка: действовать с воображаемыми предметами, взаимодействовать друг с другом.
3 «Дюймовочка» - Репетиция над отдельными эпизодами, выразительностью речи интонационно и выразительно передать характер и эмоциональное состояние выбранного персонажа Март
8 1. «Мы играли, танцевали» - имитация сопровождения потешек на детских музыкальных инструментах.
2. Импровизация на тему звучащими движениями
3 УПРАЖНЕНИЯ НА ОПОРУ ДЫХАНИЯ «Птичий двор»; Упражнения на силу голоса «Муха»
4Работа над скороговорками «Милая Мила мылась мылом».
5 Дюймовочка» показ сказки с деталями декораций, музыкальным оформлением, элементами костюмов родителям и детям других групп. Апрель
9 1. Шуточные стихи: обыграть, помогать распределить роли
2Работа со скороговорками» Горячи кирпичи!
Соскачи-ка с печи,
Испеки-ка в печи,
Из муки калачи!»
«Тары- бары, растабары,
У Варвары куры стары!»
3 Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Пастушок», «Аист», «Каша»
. Май
Одним из важных условий для успешной работы по театрализованной деятельности в группе,является правильная организация предметно - развивающей среды. Наша группа эстетически оформлена, для развития детей средствами театра. Имеются театральные, игровые уголки, костюмерная с необходимым реквизитом/ сарафаны, платки, маски, фуражки, костюмы животных / картотека пальчиковых, артикуляционных игр, картинки мимики. В настоящий момент в театральном уголке имеются следующие виды театров :
Настольный:
• театр картинок
• театр игрушек
• вязаный театр
Кукольный:
• би-ба-бо
• пальчиковый
• театр на тарелках
В театральном уголке есть ширма, используя ее, мы дружно показываем маленькие спектакли.
Со временем планируется изготовить театр марионеток Помощь в разработке разных видов театров, декораций и костюмов нам оказывают родители, работе с которыми мы уделяем особое внимание.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.
2. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. – М. :ВАКО, 2007.
3 Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр дошкольникам.
4. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр.