Ирина Клюева
Рабочая программа кружка по экспериментированию «Почемучки» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка по экспериментированию в младшей группе
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивает целостность воспитательно – образовательного процесса.
Публикация «Рабочая программа кружка по экспериментированию „Почемучки“ в младшей группе» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Огромный потенциал развития познавательной активности детей имеет детская экспериментальная деятельность. Потому что все усваивается крепко и надолго только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования.
В процессе экспериментальной деятельности познавательная активность идет от самого ребенка. Он выступает как её полноценный субъект. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы и в то же время познает мир.
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я. А. Каменский, Н. Н. Поддъяков, К. Д. Ушинский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо и многие другие.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Цель: развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования.
Задачи:
1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов. 3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
4. Развить и обогащать образную память, мышление, сенсомоторный интеллект
5. Обогащать словарь и развить речь детей младшего дошкольного возраста.
6. Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, формировать стремление доводить дело до конца, доброжелательное отношение к сверстникам.
7. Привлечение родителей к совместной деятельности.
Организация работы идёт по следующим взаимосвязанным направлениям:
• О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
• О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром).
• О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы).
• О человеке.
• О предметном мире.
Основными условиями реализации детского экспериментирования являются:
- взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т. д.);
- использование разных видов деятельности;
- четкое определение содержания экологического воспитания;
- использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.
- взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;
- создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т. д.);
- экологическая грамотность самих взрослых.
Приёмы реализации рабочей программы:
Приёмы организации воспитанников в процессе обучения:
- создание ситуаций, побуждающих оказывать помощь друг другу;
Приёмы активизации умственной активности:
- включение игровых упражнений;
- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
- решение проблемных ситуаций;
Приёмы обучения:
- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок.
Оборудование детской лаборатории:
• Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
• разные виды бумаги, ткани;
• медицинские материалы: ватные диски, пипетки;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т. д.
Организационно-методическое обеспечение:
Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста.
Возраст детей 3-4 года.
Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 15минут.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования
Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей
будет проводиться в 2 раза в год: сентябрь и май
Предполагаемые результаты:
В группе используются детьми как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детская лаборатория «Я - исследователь»;
Родители принимают участие в пополнении оборудованием детской лаборатории;
Дети проявляют активный интерес к познанию окружающего мира;
Дети самостоятельно проявляют познавательную активность в процессе экспериментальной деятельности.
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:
- представления о свойствах веществ;
- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;
- навыки исследовательской деятельности;
- необходимые знания об объектах и их свойствах.
Учебный тематический план экспериментальной деятельности
в младшей группе.
Дата Тема Программное содержание Кол-во занятий
ОКТЯБРЬ
1 неделя «Чудесный мешочек» Познакомить с органами чувств и их назначением (глаза – смотреть, уши – слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру поверхности); познакомить с охраной органов чувств. 1
2 неделя «Узнаем, какая вода» Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества); развивать любознательность, мышление. 1
3 неделя «Свойства песка» Познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого). 1
4 неделя «Поиграем с ветерком» Обнаружить движение воздуха в природе; способствовать развитию речи, мышления; воспитание любознательности, наблюдательности. 1
5 неделя «Мыльные пузыри» Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей знания о свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри; при размыливании мыла вода мутнеет и приобретает мыльный аромат; если в воду добавить краситель, то она окрасится. 1
Итого за месяц 5
НОЯБРЬ
1 неделя «Волшебные дощечки» Ознакомление с некоторыми свойствами дерева (твёрдое, не ломается, лёгкое, не тонет). 1
2 неделя «Легкий - тяжелый» Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу. 1
3 неделя «Найди по звуку» Определять и различать издаваемые шумовые звуки 1
4 неделя «Глина: ее свойства и качества» Познакомить детей с глиной, выявить ее свойства. 1
Итого за месяц 4
ДЕКАБРЬ
1 неделя «Горячо - холодно» Научить определять температурные качества веществ и предметов; развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования; воспитывать аккуратность. 1
2 неделя «Вкусная водичка» Дать представление о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус. 1
3 неделя «Окрашивание воды» Выявить свойство воды и красок (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества, способность красок растворятся в воде и изменять её цвет. 1
4 неделя «Игры с соломинкой» Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть. 1
Итого за месяц 4
ЯНВАРЬ
2 неделя «Снег, какой он» Познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле). 1
3 неделя «Как из снега получить воду» Формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле). 1
4 неделя «Как воду превратить в лед» Познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах). 1
5 неделя «Да здравствует мыло душистое!» Познакомить со свойствами и назначением мыла 1
Итого за месяц 4
ФЕВРАЛЬ
1 неделя «Изготовление цветных льдинок» Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. 1
2 неделя «Свойства льда» Познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает, учить устанавливать простейшие закономерности 1
3 неделя «Ветер по морю гуляет» Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу. 1
4 неделя «Плавает - тонет» Выяснить, как плавучесть предметов зависит от материала, из которого они изготовлены, формы, размера. 1
Итого за месяц 4
МАРТ
1 неделя «Бумага: ее качества и свойства» Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства. 1
2 неделя «Посадка лука» Уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений. 1
3 неделя «Свойства магнита» Выяснить, все ли металлы притягивает магнит. 1
4 неделя «Древесина, ее качества и свойства» Познакомить детей со свойствами дерева Учить узнавать предметы, сделанные из дерева; формировать умение определять его качества; уточнить представление детей о том, что можно делать из дерева. 1
Итого за месяц 4
АПРЕЛЬ
1 неделя «Здравствуй, солнечный зайчик» Дать представление о том, что “солнечный зайчик” – это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности. 1
2 неделя «Веточка березы» Наблюдать за появлением листочков на веточках березы, поставленных в воду. 1
3 неделя «Что в пакете» Знакомство со свойствами воздуха. 1
4 неделя «Живое - не живое» Формирование представлений о понятии «живое» и «неживое», сравнение живого и неживого по характерным признакам. 1
Итого за месяц 4
МАЙ
1 неделя «Что лучше бумага или ткань» Знакомство с бумагой и тканью, с их свойствами и качествами. 1
2 неделя «Камушки – какие они?» Знакомство детей со свойствами камней: твердые, тяжелые, большие, маленькие, тонут в воде, могут вдавливаться в мокрый песок. 1
3 неделя «Пластмасса» Продолжать знакомить детей со свойствами материалов: помочь детям в процессе опытов выявить основные свойства пластмассы; учить узнавать предметы, сделанные из пластмассы; уточнить представление детей о том, что можно делать из пластмассы. 1
4 неделя «Где живет эхо» Помочь понять, как возникает эхо 1
5 неделя Развлечение «Маленькие волшебники» (открытое занятие для родителей) Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности. 1
Итого за месяц 5
Итого за учебный год 34
Взаимодействие с родителями
Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома». Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
Оформление наглядной информации в родительском уголке:
Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».
Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Рекомендации: «Проведите с детьми дома».
Родительское собрание – отчёт о работе кружка на тему: «Роль семьи и детского сада в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности».
Практическая часть: открытое занятие для родителей.
Оформление папки «Мои открытия»
Изготовление картотеки игр для детей и их родителей «Сыпь песок, лей водичку»