Маргарита Филина
Рабочая программа дополнительного образования «В гостях у сказки» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
БДОУ г. Омска «Детский сад № 219 общеразвивающего вида»
Рабочая программа дополнительного образования «В гостях у сказки»
для детей средней группы (4-5 лет)
срок реализации: 1 год
Составитель: Филина Маргарита Владимировна
г. Омск 2022г.
«Основная задача взрослых – открыть в ребёнке талант читателя».
С. Я. Маршак.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „В гостях у сказки“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Сценарии по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2022
Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка – это древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения, отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.
Дошкольное детство – важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослого. Но он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Всем давно известно, что сказка – это волшебный и увлекательный мир, который очень интересен как детям, так и взрослым.
При разработке программы использованы следующие нормативно-правовые документы:
- Закон РФ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2018 гг. ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
- Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях (2015);
- Основная образовательная программа дошкольного образования БДОУ г. Омска «Детский сад №219 общеразвивающего вида».
Актуальность. Сказки развивают мышление дошкольников, учат думать, оценивать поступки героев, тренируют память, внимание, речь. С помощью сказок можно воспитывать детей, помочь скорректировать негативные качества характера. Творческая деятельность развивает эмоции детей, способствует оптимальному и интенсивному развитию психических чувств: памяти, мышления, внимания, восприятия. В. А. Сухомлинский писал: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
Новизна. К использованию книжного материала необходимо подходить нетрадиционно. Это значит - научить детей оригинально, по-своему не только воспринимать содержание произведения, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить необычные ситуации, соединять несколько сюжетов в один. Тогда сказка (впрочем, как и рисование и лепка) будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, новых открытий и знаний.
Отличительной особенностью программы кружка является то, что она предусматривает темы занятий, с помощью которых изучаются литературные произведения, осуществляется формирование интереса к книге, но и развиваются творческие способности, фантазия при выполнении рисунков, раскрасок, фигурок из пластилина. Происходит интеллектуальное развитие дошкольников в процессе чтения, рассказывания и обсуждения сказок.
Работа кружка организуется в средней группе во второй половине дня, во внеурочное время. Срок реализации программы: 1 год. Количество и периодичность ОД: 2 ОД в неделю, 70 ОД в год. Количество детей: 10-12 человек (2 подгруппы). Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – средняя группа (4-5 лет). Длительность одного периода ООД в средней группе - 20 минут.
Цель программы: повысить интерес детей к работе с книгой, развивать познавательные и речевые умения, творческие способности.
Задачи программы:
1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.
3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
4. Развитие памяти, внимания, восприятия, творческих способностей дошкольников.
Для решения поставленных задач используются следующие общепедагогические методы и приемы.
По источнику получения знаний:
- словесные (чтение, беседа, объяснение, вопросы);
- наглядные (иллюстрация, схема, образец, показ);
- практические (игра-драматизация; творческие работы).
Формы организации занятий:
- чтение сказок, фольклора;
- рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий;
- игры-драматизации к сказкам;
- игры на звукоподражание;
- изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация): обследование образца, показ выполнения работы, продуктивная деятельность, анализ результата работы;
- двигательные упражнения (физкультминутки).
Принципы организации:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- учёт возрастных и психологических особенностей детей младшего дошкольного возраста;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- игровая форма подачи материала;
- приобщение детей младшего дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
В процессе работы обеспечивается интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Основные этапы реализации кружка:
Подготовительный:
- опрос родителей и детей, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.
Практический:
- чтение сказок, просмотр мультфильмов;
- игры-драматизации к сказкам;
- заучивание отрывков из сказок;
- игры на звукоподражание;
- изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация).
Заключительный:
- оформление папки-передвижки «По дорогам сказок»;
- подведение итогов кружковой работы.
Предполагаемый результат:
- развитие интереса к русской литературе;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование выразительности и связной речи детей;
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
Учебно-тематический план в средней группе.
Сентябрь Тема Программные задачи
1неделя. Театр настольных игрушек по сказке «Курочка Ряба». Лепка яйца из пластилина. Продолжать знакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. Учить способу лепки: скатывание.
2неделя. Фланелеграф по сказке «Репка»
Лепка или рисование (по желанию детей) по сказке. Продолжать знакомить детей со сказкой «Репка». Разучивать с детьми слова к сказке. Показать сказку для детей 1й младшей группы.
3неделя. «Петушок с семьей» К. Ушинский
рисование по сказке. Познакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке.
4неделя. «Петушок с семьей» К. Ушинский
Лепка по сказке. Продолжать знакомить детей со сказкой. Показать театр на палочках по сказке.
Октябрь Тема Программные задачи
1неделя. Мультфильм «Колосок» украинская сказка знакомить детей со сказкой «Колосок». Разучивать с детьми слова к сказке.
2 неделя. Сказка «Мешок яблок» В. Г. Сутеев.
Лепка яблок из пластилина. разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. Учить способу лепки: скатывание.
3неделя. «Петушок и бобовое зёрнышко» русская народная в обр. О. Капицы Работа с раскраской Познакомить детей со сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко» русская народная в обр. О. Капицы Раскрашивание.
4неделя. «Война грибов с ягодами» русская народная в обр. В. Даля; Работа с раскраской Познакомить детей со сказкой «Война грибов с ягодами» Помочь детям запомнить и рассказать отрывок из сказки. Развивать связную речь.
Ноябрь Тема Программные задачи
1неделя. Мультфильм «Три поросёнка»
Лепим «кирпичики» для домика знакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности.
2неделя. «Три брата» хакасская сказка
Работа с раскраской Учить складывать домик из разных видов конструктора. Развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику.
3неделя. «Как собака друга искала» мордовская сказка.
Работа с раскраской Продолжать знакомить детей со сказкой. Показать театр настольных игрушек по сказке.
4неделя. «Зимовье» русская народная в обр. И. Соколова - Микитова; Работа с раскраской Формировать умение рассказывать сказку. Раскрашивание героя из сказки.
Декабрь Тема Программные задачи
1неделя. Сказка «Снегурочка» (в обр. Л. Н. Елисеевой)
Играем в сказку Продолжать знакомить детей со сказкой.
2неделя. Н. К. Абрамцева. «Чудеса, да и только»
Работа с раскраской Продолжать прививать детям любовь к русским народным сказкам.
Раскрашивание иллюстрации к сказке.
3неделя. С. Г. Козлов. «Зимняя сказка» Лепим ёжика Познакомить детей со сказкой «Новогодние подарки».
4неделя. С. Л. Прокофьева «Новогодние подарки» Играем в сказку Формировать умение рассказывать отрывок из сказки. Раскрашивание иллюстрации к сказке.
Январь Тема Программные задачи
2неделя. А. Прейсен. «Веселый Новый год» (норв.); Работа с раскраской Продолжать знакомить детей со сказкой.
3неделя. В. Д. Берестов. «Новогоднее происшествие»; Лепка по сюжету сказки Разучивать с детьми слова к сказке (отрывок, добиваться выразительности. Раскрашивание иллюстрации к сказке.
4 неделя С. Г. Козлов. «Как Ослик, Ежик и Медвежонок встречали Новый год»
Играем в сказку Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности.
Февраль Тема Программные задачи
1неделя. С. Л. Прокофьева. «Великие холода» Лепка по сюжету сказки Продолжать знакомить детей со сказкой.
2неделя. Т. И. Александрова. «Хрюшка и Чушка»
Играем в сказку Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности.
3неделя. «Лесной мишка и проказница мышка» (латыш.) сказка Работа с раскраской Познакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности.
4неделя. сказки Г. Б. Остера «Зарядка для хвоста» Играем в сказку Закреплять у детей умение самостоятельно рассказывать сказку, правильно составлять предложения. Развивать связную речь, словарный запас.
Март Тема Программные задачи
1неделя. Э. Н. Успенский. «Разноцветная семейка» Играем в сказку Продолжать знакомить детей со сказкой.
2неделя. Фланелеграф по сказке «Бременские музыканты» бр. Гримм
Работа с раскраской Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности.
3неделя. «Про Иванушку - дурачка» русская народная, в обр. М. Горького; Работа с раскраской Познакомить детей со сказкой.
4неделя. «Красная шапочка» Ш. Перро Играем в сказку Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. Показать театр настольных игрушек по сказке.
Апрель Тема Программные задачи
1неделя. «Страшный гость» алтайская; Работа с раскрасками Познакомить детей со сказкой. Раскрашивание мышонка восковыми мелками.
2неделя. «Три брата» хакасская сказка Познакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности.
3неделя. В. Г. Сутеев. «Палочка-выручалочка» Играем в сказку Познакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности.
4неделя. С. Л. Прокофьева «Сказка о грубом слове «уходи» Аппликация по сказке Продолжать знакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке. В технике обрывания цветной бумаги выполнить аппликацию «Земляничка».
Май Тема Программные задачи
1неделя. сказки Г. Б. Остера из цикла «Котенок по имени Гав» Играем в сказку Продолжать знакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности.
2неделя. В. В. Бианки. «Лесной колобок-колючий бок» Работа с раскраской Продолжать знакомить детей со сказкой. Раскрашивание иллюстрации к сказке.
3неделя. Литературная викторина. Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях кружка.
4неделя. Подведение итогов кружковой работы за учебный год: папка-передвижка «По дорогам сказок» Подготовить отчет о работе кружка: оформить папку-передвижку «По дорогам сказок»
Список литературы:
1. Программа «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С Комаровой, М. А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2016.- 368 с.
2. Развитие речи в детском саду. В. В. Гербова, Младшая группа. / - М. : Мозаика-Синтез, 2016.- 80 с.
3. Большая книга пословиц, поговорок, потешек и загадок. - СПБ: Детство-Пресс,2003.
4. Книга для чтения в детском саду и дома (2-4 года) Гербова В. В. - М. : Мозаика-Синтез, 2015.
5. Лучшая книга сказок /сост. А. С. Давыдов – М. : Эксмо-Пресс, 2004.
6. Праздники в детском саду. Игры, фокусы, забавы. М. А. Михайлова – М. : Академия-Пресс, 1999.
7. Кукольный театр - дошкольникам / Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко – М. : Просвещение, 1982.
8. Развитие воображения у детей - метод. пособие /Л. Ю. Субботина– М. : Просвещение, 2005.
9. Воспитываем сказкой. Беседы по картинкам. /Л. Б. Фесюкова. - М. : Сфера, 2014.
10. Читаем по слогам. Маша и медведь. М. : «Фламинго», 2002; и другие русские народные сказки.
11. Обучающие мультфильмы.