Позднякова Варвара
Рабочая программа дополнительного образования для детей старшей группы кружок «Мы исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
План.
1. Пояснительная записка.
2. Учебно–тематический план.
3. Содержание изучаемого курса
4. Методическое обеспечение дополнительной программы.
5. Список литературы.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
1. Пояснительная записка
Программа составлена с учетом ФГОС. Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования для детей старшей группы кружок „Мы исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.
Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Рабочая программа кружка регламентирована нормативно-правовой базой и вызвана требованиями современной науки и практики дошкольного образования :
-Закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
-Конвенция о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.03.2000 № 65/2316 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определённому виду».
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года №26 об утверждении СанПин 2.4.3049-13 «Санитарно-эпидемиологических требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
-Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2106 от 28.12.2010 г.)
-Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599
"О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"
-Закон Ставропольского края «Об образовании» от 11.08.1998 г. № 21-кз
-Устав учреждения.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Цель программы кружка :
Способствовать формированию и развитию
познавательных интересов детей посредством
опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
6. Развивать коммуникативные навыки.
Условия реализации:
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
Оборудование детской лаборатории:
• Приборы - «помощники» : лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
• разные виды бумаги, ткани;
• медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т. д.
Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 25минут.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).
Игровые приё мы:
• моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
• повтор инструкций;
• выполнение действий по указанию детей;
• «намеренная ошибка»;
• проговаривание хода предстоящих действий;
• предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
• фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
Ожидаемые результаты:
• Проявление интереса к исследовательской деятельности;
• Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
• Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
• Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
• Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
• Развитие коммуникативных навыков.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.
Кружок «Мы исследователи» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.
2. Учебно–тематический план.
№занятия Количество часов Тема
1. 1 час. Мониторинг
2. 1 час. «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК»
3. 1 час. «СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА»
4. 1 час. «СОРЕВНОВАНИЕ»
5. 1 час. «СУХАЯ И ВЛАЖНАЯ ПОЧВА»
6. 1 час. «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»
7. 1 час. «ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ»
8. 1 час. «ИМЕЕТ ЛИ ВОДА ЦВЕТ, ВКУС И ЗАПАХ»
«ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫ ФОРМА?».
9. 1 час.
10. 1 час. «КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ»
11. 1 час. «В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?»
.
12. 1 час. «ПОЧЕМУ СНЕГ МЯГКИЙ?»
13. 1 час. «ГДЕ ЛУЧИКИ»
14. 1 час. «ПОЧЕМУ СНЕГ ГРЕЕТ»
15. 1 час. «КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ»
16. 1 час. «ЛЕДЯНОЙ ДОМ»
17. 1 час. «ЗАМЕРЗАНИЕ ЖИДКОСТЕЙ»
18. 1 час. «ЛЕДЯНОЙ СЕКРЕТИК»
19. 1 час. «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ИНЕЙ»
20. 1 час. «ДРУЗЬЯ»
.
21. 1 час. «МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?»
22. 1 час. «ИГРАЕМ С КРАСКАМИ».
23. 1 час. «ОЧИСТКА ГРЯЗНОЙ ВОДЫ»
24. 1 час. «ПРОКАТИ ШАРИК»
25. 1 час. «ТАНЕЦ ГОРОШИН»
26. 1 час. «МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ»
27. 1 час. «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»
28. 1 час. «ВОРЧЛИВЫЙ ШАРИК»
29. 1 час. «ПОСЛУШНЫЙ ВЕТЕРОК»
30. 1 час.
«ВЕСЁЛАЯ ПОЛОСКА»
31. 1 час. «ТКАНЬ И ЕЕ СВОЙСТВА»
32. 1 час. «УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СТЕКЛА»
33. 1 час. «НЕОБЫЧНЫЕ КОРАБЛИКИ»
34. 1 час. «РАДУГА В КОМНАТЕ»
35. 1 час. «ЭФФЕКТ РАДУГИ»
3. Содержание изучаемого курса.
месяц тема цель Форма работы
Сентябрь Мониторинг Провести диагностику знаний детей об окружающем мире. Беседа, дидактические игры
«УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК» Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку. Игры с элементами экспериментирования
«СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА» Закрепить свойства песка, развивать смекалку, наблюдательность. Беседа, игры с элементами экспериментирования
Октябрь «СОРЕВНОВАНИЕ» Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность. Беседа, дидактическая игра, игра-соревнование
«СУХАЯ И ВЛАЖНАЯ ПОЧВА» Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву. Беседа, дидактическая игра, экспериментирование
«СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ» Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность. Беседа, дидактическая игра, экспериментирование.
«ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ»
Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.
игра-путешествие, беседа, экспериментирование
Ноябрь «ИМЕЕТ ЛИ ВОДА ЦВЕТ, ВКУС И ЗАПАХ»
«ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫ ФОРМА?».
Дать понять детям, что вода это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса Беседа, дидактическая игра, экспериментирование.
Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают. беседа, дидактическая игра, экспериментирование
«КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ»
Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла. игра-путешествие, беседа, дидактическая игра, экспериментирование
«В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?»
. Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами беседа, дидактическая игра,экспериментирование
Декабрь «ПОЧЕМУ СНЕГ МЯГКИЙ?» Совершенствовать знания детей о снеге. игра-путешествие
беседа
«ГДЕ ЛУЧИКИ» Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды. Беседа, дидактическая игра, экспериментирование.
«ПОЧЕМУ СНЕГ ГРЕЕТ» Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания игра-путешествие, беседа, дидактическая игра
«КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ»
Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду. Беседа, дидактическая игра, экспериментирование.
Январь «ЛЕДЯНОЙ ДОМ» Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты. игра-путешествие, беседа, дидактическая игра
«ЗАМЕРЗАНИЕ ЖИДКОСТЕЙ» Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания. беседа, дидактическая игра, экспериментирование
«ЛЕДЯНОЙ СЕКРЕТИК» Показать детям свойства льда, выяснить, в чем опасность льда
для здоровья. беседа
игра-путешествие
«ОТКУДА БЕРЕТСЯ ИНЕЙ» Дать детям доступное объяснение происхождения осадков. игра-путешествие, беседа, экспериментирование
Февраль «ДРУЗЬЯ»
. Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность игра-путешествие, беседа, дидактическая игра
«МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?»
Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды. игра-путешествие, беседа, дидактическая игра, экспериментирование
«ИГРАЕМ С КРАСКАМИ».
Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность
игра-путешествие, беседа, дидактическая игра
«ОЧИСТКА ГРЯЗНОЙ ВОДЫ»
Дать детям представление об очистке воды. игра-путешествие, беседа, дидактическая игра
Март «ПРОКАТИ ШАРИК» Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку. Беседа, дидактическая игра, экспериментирование.
«ТАНЕЦ ГОРОШИН»
Познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность. игра-путешествие, беседа, дидактическая игра
«МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ»
Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность. игра-путешествие, беседа, дидактическая игра
«ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА» Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы, которые могут стать магнетическими, используя магнит. беседа, дидактическая игра, экспериментирование
Апрель «ВОРЧЛИВЫЙ ШАРИК» Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность. игра-путешествие, беседа, дидактическая игра
«ПОСЛУШНЫЙ ВЕТЕРОК»
Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку. игра-путешествие, беседа, дидактическая игра, экспериментирование
«ВЕСЁЛАЯ ПОЛОСКА» Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность.
Беседа, дидактическая игра, экспериментирование.
«ТКАНЬ И ЕЕ СВОЙСТВА» Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д. Беседа, дидактическая игра, экспериментирование.
Май «УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СТЕКЛА» Познакомить с прибором-помощником «лупа». Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность. Беседа, дидактическая игра, экспериментирование.
«НЕОБЫЧНЫЕ КОРАБЛИКИ»
Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом. игра-путешествие, беседа, дидактическая игра, экспериментирование
«РАДУГА В КОМНАТЕ»
Познакомить детей с природным явлением – радуга. игра-путешествие, беседа, экспериментирование
«ЭФФЕКТ РАДУГИ» Воспитывать бережное отношение к природе. Беседа, дидактическая игра, экспериментирование.
Список литературы
1. Бондаренко Т. М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004г.
2. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. Я., Белова И. К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М. : «Баласс», 2003 г.
3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
4. Гончарова Е. В., Моисеева Л. В. Технология экологического образования детей подготовительной к школе группе ДОУ. - Екатеринбург: издательство «Центр Проблем Детства», 2002.
5. Гризик Т. Познаю мир. Методические рекомендации по познавательному развитию.
6. Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
7. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2003.
8. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М. : Сфера, 2005.
9. Козлова С. А., Князева О. А., Шукшина С. Е. Мой организм. Методические рекомендации и программы : Я – человек. Для подготовки детей к школе. - Издательство ВЛАДОС, 2000.
10. Комплексное занятие по экологии для старшего дошкольников. Методическое пособие под ред. С. Н. Николаевой. – М. Педагогическое общество России, 2005.
11. Куликовская И. Э. ,Совгир Н Н. Детское экспериментирование. - Педагогическое общество России. Москва. 2005.
12. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005.
13. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой / Дошкольное воспитание. – 2000, № 9, 11,12.
14. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические редакции/ Под ред. Прохоровой Л. Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2004.
15. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Автор сост. : Киселева А. С., Данилина Т. А. М. : АРКТИ, 2004.
16. Рыжова Н. Я. Я и природа: Учебно–методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС,1996.
17. Рыжова Н. Я. Наш дом – природа: Экологическое воспитание дошкольников. Занятие на экологической тропинке. Рыжова Н. // Дошкольное воспитание, 2000.
18. Рыжова Н. Я. Песок, глина, камни: Экологическое воспитание дошкольников/ Н. Рыжова // Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. – М. ,2003. - № 10 -11.
19. Скорлупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна». - М. ООО Издательство «Скрипторий», 2000.
20. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». - М. ООО Издательство «Скрипторий», 2000.
21. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Космос». - М. ООО издательство «Скрипторий», 2000.
22. Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфенова Т. М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. - Издательство РГПУ им. Герцена, 2003.
23. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Кондрыкинской Л. А. - М. : ТЦ Сфера, 2003.
24. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие / Под ред. Прохоровой Л. Н. – М. : АРКТИ, 2003