Татьяна Катаева
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста. Кружок «Обучение плаванию»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1 РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 РАЗДЕЛ. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
2.1. Пояснительная записка
2.2 Методические указания
2.3. Цель и задачи Программы
2.4. Возрастные особенности детей 3-5 лет
2.5. Содержание программного материала в возрастных группах
2.6. Ожидаемые результаты
1. РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Программа физкультурно-оздоровительного кружка реализуется в 4 этапа:
I этап – исследовательский
II этап – подготовительный
III этап – основной
Публикация «Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста, Кружок „Обучение плаванию“» размещена в разделах
- Плавание, бассейн в детском саду
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
IV этап – диагностический (оценочный)
I этап – исследовательский
Цель: выявление заинтересованности родителей и детей в организации кружка по дополнительному платному образованию по плаванию, уровень сформированности физических качеств, умений детей для занятий по плаванию в кружке.
• Анкетирование родителей.
• Отбор детей с учётом их интересов.
• Диагностика уровня плавательной подготовленности детей.
II этап – подготовительный
Цель: создание условий и организация кружковой и индивидуальной работы с детьми.
• Разработка методических рекомендаций, индивидуальных маршрутов детей на занятиях по плаванию.
• Разработка программы физкультурно-оздоровительного кружка по плаванию для детей младшего дошкольного возраста в рамках оказания дополнительных платных образовательных услуг по плаванию.
• Приобретение оборудования для занятий.
III этап – основной
Цель: решение основных задач.
• Педагогическое просвещение родителей.
• Приобщение ребёнка к здоровому образу жизни, совершенствование опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки.
• Совершенствование плавательных навыков и умений.
• Развитие творческих способностей у детей.
Для решения основных задач программы разработан учебный тематический план на год, включающий материал: на совершенствование плавательных умений и навыков, развитие физических качеств, дыхательного аппарата, на повышение двигательной активности.
IV этап – диагностический (оценочный)
Цель: подведение итогов работы, обобщение накопленного опыта, поиск новых нестандартных решений.
• Анализ достигнутых результатов.
• Анализ проведённых занятий.
• Повторное анкетирование родителей.
• Определение перспективных направлений работы.
2 РАЗДЕЛ. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
2.1. Пояснительная записка.
Одно из основных направлений работы образовательной деятельности МКДОУ №124 является физкультурно-оздоровительное, ориентированное на эффективное физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка. В процессе решения этой задачи особое внимание уделяется усилению образовательного потенциала физической культуры через использование альтернативных методов и приёмов, дополняющих и обогащающих традиционные формы детской деятельности в условиях образовательного учреждения. Одна из них – это занятия плаванием. Плавание способствует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата, служит одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребёнка. Поиск эффективных путей реализации данного направления с учётом современных требований привёл к организации дополнительных платных образовательных услуг по плаванию.
Для оказания дополнительных платных образовательных услуг по плаванию в МКДОУ №124 организован физкультурно-оздоровительный кружок «Обучение детей плаванию»
Организация занятий плаванием по данной программе будет способствовать установлению единого оптимального физкультурно-оздоровительного режима дошкольного учреждения, имеющего бассейн. В программу включены упражнения для освоения с водой, овладения плавательными движениями различных способов, требования и стандарты для детей младшего и среднего дошкольного возраста.
При организации занятий следует строго соблюдать правила и меры безопасности, а также установленные санитарно-гигиенические требования.
2.2. Методические указания
Физкультурно-оздоровительный кружок является одной из форм по оздоровлению и укреплению детского организма, гармоничного психофизического развития.
Деятельность физкультурно-оздоровительного кружка осуществляется на основе программы Канидова В. И. «Обучение плаванию детей младшего дошкольного возраста», которая не является основной образовательной программой по плаванию МКДОУ №124.
Программа по плаванию адаптирована к условиям МКДОУ №124, рассчитана на 1 год обучения для детей младшего дошкольного возраста. Формирование групп детей для занятий плаванием осуществляется через заключение договора с родителями об оказании платных дополнительных услуг по плаванию на основе учёта индивидуальных и возрастных особенностей, состояния их здоровья и уровня освоения плавательных умений и навыков.
Занятия проводятся по подгруппам (до 10 человек) в первую половину дня, продолжительностью 25-30 минут.
Структура занятий традиционная и состоит из вводной, основной, заключительной частей.
Занятия проводятся с октября по апрель месяц.
Количество занятий: в неделю – 1; в месяц – 4; в год – 32; их количество в год может варьироваться в зависимости от праздничных и карантийных дней.
Обязательно проводится табелирование детей. В конце каждого месяца данные о посещении детей предоставляются в бухгалтерию учреждения для начисления оплаты. Перед каждым занятием медицинская сестра бассейна осматривает детей и ведёт контроль за самочувствием каждого ребёнка.
2.3. Цель и задачи Программы
Цель программы – создание условий для повышения эффективности оздоровления и укрепления детского организма, гармоничного психофизического развития с помощью одной из форм дополнительного образования по плаванию.
Задачи:
Оздоровительные:
• Укрепить здоровье детей, содействовать их гармоничному психофизическому развитию;
• Содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма;
• Совершенствовать опорно-двигательный аппарат, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма.
Образовательные:
• Формировать теоретические и практические основы освоения водного пространства;
• Учить плавательным навыкам и умениям.
Развивающие:
• Расширять спектр двигательных умений и навыков в воде;
• Развивать творческое самовыражение в игровых действиях в воде.
Воспитательные:
• Воспитывать нравственно- волевые качества, настойчивость, смелость, выдержку, силу воли;
• Формировать устойчивый интерес к занятиям по плаванию, обеспечить эмоциональное благополучие при выполнении упражнений в водной среде.
2.4. Возрастные особенности детей 3-5 лет
Эффективность педагогического процесса зависит от соответствия форм, средств и методов работы, направленности воздействия упражнений, их дозировки возрастным особенностям занимающихся. Важно, чтобы было оптимальное соответствие во всем.
Закономерности возрастных периодов развития детского организма отражены в особенностях телосложения, уровне физического развития, физической подготовленности, психических и личностных качествах у детей в каждом возрастном периоде.
Организм детей непрерывно развивается. Уровень и темпы его роста в разные периоды жизни неодинаковы. На протяжении первых семи лет жизни у ребенка не только интенсивно увеличиваются все органы, но и совершенствуются их функции. Активно развивается нервная система, укрепляется опорно-двигательный аппарат: хрящевая ткань постепенно заменяется костной, значительно возрастают масса и сила мышц. Формирование костной и мышечной систем создает все предпосылки для успешного освоения разнообразных движений.
В дошкольном периоде закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития. У них быстро развивается мышечная система, и совершенствуются движения. Становится более устойчивым внимание.
При длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений у детей 3-4 лет отмечается потребность в частой смене положения тела.
На занятиях физическими упражнениями необходимо учитывать состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Дошкольник дышит поверхностно и более часто, чем взрослый. Это ведет к некоторому застою воздуха в легких, а растущий организм ребенка требует ускорения доставки кислорода к тканям. Поэтому особенно важны в этом возрасте занятия физическими упражнениями и в первую очередь плаванием. Известно, что именно при занятиях плаванием особенно быстро увеличивается жизненная емкость легких.
2.5. Содержание программного материала в возрастных группах
Вторая младшая группа (3-4 года)
Задачи
- сообщить детям сведения о пользе занятий плаванием, о свойствах воды;
- ознакомить детей с правилами поведения на воде;
- воспитывать у детей стремление к самостоятельности при передвижении и играх в воде;
- учить погружать лицо в воду, погружаться в воду с головой;
- учить открывать глаза в воде;
- знакомить с очками для плавания;
- учить делать вдох и выдох на суше и в воде;
- формировать навык всплывания и лежания на воде (на груди и на спине, «медуза», «поплавок», «звездочка»);
- учить скольжению на груди и на спине;
- учить детей движениям руками, ногами, туловищем различными способами плавания на суше и в воде, в том числе при помощи вспомогательных и поддерживающих средств.
Знания
Сведения о пользе занятий плаванием, свойствах воды; правила поведения в бассейне, душе, раздевалке, на воде.
Умения
Упражнения на суше
Игровые, вспомогательные, подводящие упражнения к движениям в воде.
Простейшие специальные упражнения «пловца», комплексы упражнений для занятий утренней гимнастики и других форм двигательной деятельности в режиме детского сада; для заданий родителям.
Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения руками брассом, дельфином, кролем на груди, кролем на спине.
Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения ногами кролем на груди, кролем на спине, дельфином, брассом.
Стоя, сидя на бортике, выполнять согласование движений руками и ногами разными способами в различных сочетаниях.
Упражнения для освоения с водой
Входить в воду самостоятельно, окунаться приседая; входить по дну друг за другом, держась за руки и самостоятельно; ходить, бегать, прыгать, помогая себе гребковыми движениями рук.
Выпрыгивать из воды как можно выше, выполнять различные движения руками - поочередно, вместе, вперед, назад.
Открывать глаза в воде, узнавать игрушки на дне. В парах и самостоятельно выполнять упражнения «медуза», «поплавок», «звездочка» со вспомогательными средствами и без них.
Осваивать вдох и выдох на поверхности воды, в воду. Выполнять скольжение на груди и на спине с помощью партнера и самостоятельно. Игры, эстафеты, развлечения на воде.
Упражнения в воде
Движения руками брассом, дельфином, кролем на груди, кролем на спине в движении шагом по дну, дыхание произвольное, а также на задержке дыхания.
Выполнять выдохи в воду у бортика.
«Медуза», «поплавок», «звездочка» на груди и на спине со вспомогательными средствами и без них.
Движения руками брассом, дельфином, кролем на груди и кролем на спине с нарукавниками, поясами, «плавками-поплавками», надувным кругом и без них в скольжении, дыхание произвольное, а также на задержке дыхания.
Движения ногами кролем, дельфином, брассом с плавательной доской, ластами и без них. Дыхание произвольное, а также на задержке дыхания, с выдохом в воду.
Плавание различными сочетаниями движений, облегченными, неспортивными и спортивными способами с поддерживающими средствами и без них, на задержке дыхания, с выдохом в воду.
Доставание игрушек со дна.
Ныряние в вертикально расположенный обруч.
Игровые упражнения в воде, элементы игр с предметами (игрушки, мячи и др., веселые игры в воде.
Примечание: На отдельных занятиях преподаватель может находиться с детьми в воде.
Требования
Уметь выполнять требования программы предыдущей воз-растной группы. Знать о пользе занятий плаванием, правилах по-ведения в бассейне.
Уметь выполнять простейшие специальные упражнения на суше.
Уметь:
- выполнять выдохи в воду, «звездочку» на груди и на спине с 2-мя нарукавниками, с одним нарукавником, без нарукавников;
- выполнять скольжение на груди и на спине с доской в руках и без доски;
- выполнять движения руками брассом - ногами кролем; руками дельфином ногами кролем на груди; кролем на груди с произвольным дыханием, на задержке дыхания, с выдохом в воду со вспомогательными средствами;
- на мелком месте бассейна доставать игрушки со дна. Родителям знать программу обучения и выполнять с ребенком
домашние задания.
Стандарты
Плавание любыми способами с любыми вспомогательными средствами -5-7-9 м.
Плавание любыми способами без вспомогательных средств -3-4-5 м.
Средняя группа (4-5 лет)
Задачи
- расширять знания о значении плавания, о влиянии плавания на организм учить названиям способов и их особенностям;
- учить ориентироваться под водой, доставая со дна различные предметы: игрушки, геометрические фигурки и др. ;
- совершенствовать навык в выполнении выдохов в воду;
- учить скольжению на груди и на спине без поддерживающих средств с задержкой дыхания и выдохом в воду;
- учить выполнять упражнения всплывания и лежания на воде без поддерживающих средств;
- учить выполнять движения руками и ногами различными способами на суше и в воде без поддерживающих средств;
- совершенствовать плавание удобным для себя способом, увеличивая при этом проплываемые расстояния;
- учить различным спускам в воду с бортика бассейна: спадам в воду, сидя на бортике, вниз ногами; прыжкам вниз ногами из положения приседа на бортике; спадам в воду вниз головой, из положения сидя на бортике.
Знания
Сведения о значении занятий плаванием для здоровья и развития организма, названия способов плавания и их значении, о свойствах воды.
Уметь выполнять задания по связи плавания общеобразователь-ными предметами.
Правила поведения в бассейне, в т. ч. во время занятия, при пользовании душем и т. д.
Одежда для плавания, оценка своей плавательной подготовлен-ности.
Умения
Упражнения на суше
Общеразвивающие упражнения, в т. ч. на гибкость, подвижность суставов, координацию, специальные упражнения на дыхание.
Выполнять движения руками, ногами всеми способами плава-ния в положении сидя, лежа, а также различными сочетаниями рука-ми и ногами спортивными, облегченными и неспортивными спосо-бами.
Игровые, вспомогательные, подводящие упражнения к движениям в воде.
Простейшие специальные упражнения «пловца», комплексы уп-ражнений для занятий утренней гимнастики и других форм двига-тельной деятельности в режиме детского сада; для заданий родителям.
Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения руками брассом, дельфином, кролем на груди, кролем на спине.
Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения ногами кролем на груди, кролем на спине, дельфином, брассом.
Стоя, сидя на бортике, выполнять согласование движений руками и ногами разными способами в различных сочетаниях.
Упражнения для освоения с водой
Входить в воду самостоятельно, окунаться приседая; ходить по дну друг за другом, держась за руки и самостоятельно; ходить, бегать, прыгать, помогая себе гребковыми движениями рук.
Выпрыгивать из воды как можно выше, выполнять различные движения руками - поочередно, вместе, вперед, назад. Открывать глаза в воде, узнавать игрушки на дне. В парах и самостоятельно выполнять упражнения «медуза», «поплавок», «звездочка» со вспомогательными средствами и без них.
Осваивать вдох и выдох на поверхности воды, в воду. Выполнять скольжение на груди и на спине с помощью партнера и самостоятель-но. Игры, эстафеты, развлечения на воде.
Упражнения в воде
Ходьба по дну с выполнением движений руками брассом, дельфи-ном, кролем на груди и кролем на спине.
Движения руками брассом, дельфином, кролем на груди и кролем на спине в скольжении со вспомогательными средствами и без них.
Движения ногами с плавательной доской, со вспомогательными средствами и без них кролем, дельфином, брассом с задержкой дыха-ния, выдохом в воду, произвольным дыханием.
Плавание облегченными, неспортивными спортивными способов с задержкой дыхания, произвольным дыханием, выдохом в воду.
Плавание удобным для себя способом, со вспомогательными сред-ствами и без них, постоянно увеличивая расстояние; контрольное пла-вание на максимально возможное расстояние. Спады в воду из различных положений с бортика бассейна: сидя, лежа на бортике, прыжок в воду вниз ногами; прыжок вниз ногами из положения приседа на бортике.
Требования
Уметь выполнять требования программы предыдущих возрастных групп.
Знать названия способов плавания.
Уметь:
- выполнять «звездочку» на груди и на спине;
- «отдых на воде» - 5-10 сек. ;
- выполнять скольжения на груди и на спине на максимально возможное расстояние;
- выполнять, спад в воду из любого положения;
- выполнять 5-8 выдохов в воду;
- доставать предметы со дна;
- плавать на одних руках и на одних ногах со вспомогательными средствами различными способами;
- «плавать неспортивными и спортивными способами со вспомогательными средствами и без них.
Стандарты
Плавание любыми способами со вспомогательными средствами 10 ми более.
Плавание любым удобным способом с произвольным дыханием 5-7-9 м. без вспомогательных средств.
2.6. Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты:
• Укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости;
• Расширение адаптивных возможностей детского организма;
• Повышение показателей физического развития детей;
• Расширение спектра двигательных умений и навыков в воде;
• Развитие творческого потенциала и личностного роста ребёнка.
• Развитие эмоционального и двигательного раскрепощения в воде, проявления чувства радости и удовольствия от движения;
• Формирование нравственно-волевых качеств.
Для анализа достигнутых результатов разработана диагностическая карта оценки плавательной подготовленности детей (см. карту). Диагностика проводится два раза в год (стартовая и итоговая). В диагностическую карту внесены контрольные упражнения программы.
Оценка качества выполнения контрольных упражнений программы:
• Низкий уровень – Н
Ребёнок допускает существенные ошибки в технике движений, не соблюдает заданный темп и ритм, действует только в сопровождении инструктора – на суше и в воде.
• Средний уровень – С
Ребёнок владеет основными элементами техники большинства упражнений, способен самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа.
• Высокий уровень – В
Ребёнок проявляет стойкий интерес к физическим упражнениям, самостоятельно делает освоенные упражнения на суше и в воде.
Для более успешного освоения детьми программы главным является взаимодействие: педагог – родители – дети. При проведении занятий по плаванию уделяется особое внимание безопасности и здоровью каждого ребёнка.
Способы определения результативности:
• для оценки освоения плавательных умений и навыков разработана диагностическая карта с контрольными упражнениями, в которой фиксируются результаты обследования.
Для реализации программы необходимы:
• учебно-тематический план
• перспективный план
• конспекты занятий
• диагностическая карта
• комплексы упражнений на укрепление мышечного корсета (на суше)
• комплексы упражнений на формирование навыка правильной осанки
• упражнения на расслабление и образно-игровые.
Программа опирается на общепедагогические принципы:
• систематичности - занятия проводятся в определённой системе, регулярные занятия несравненно больший эффект, чем эпизодические;
• доступности, сознательности – формирование устойчивого интереса детей, как к процессу обучения, так и к конкретной задаче на каждом занятии;
• наглядности – создание у детей полного представления о разучиваемых движениях и способствование лучшему их усвоению;
• комплексности и интегрированности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса;
• личностной ориентации – учёт разноуровневого развития и состояния здоровья каждого воспитанника, умение адаптировать содержание к категориям разного возраста;
• сопровождения – систематическое наблюдение за развитием ребёнка и оказание ему своевременной помощи в случаях опережения и отставания в развитии.
Содержание материала каждого занятия направлено на решение нескольких задач, которые взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга, объединяясь в одну общую. Содержание занятий строится в порядке возрастающей трудности, постепенного увеличения нагрузки, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей: занятия первой и третьей недели – обучающие, второй и четвёртой недели – в игровой форме. При повторении упражнений, использовать задания одного типа, но разного содержания. Упражнения должны опережать имеющийся у детей в данный момент уровень умений и навыков, хотя индивидуальные данные каждого ребёнка могут внести свои коррективы.