ПЛАТОНОВА СВЕТЛАНА
Рабочая программа для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ Д/с № 2 «Солнышко»
___ Н. В. Никульшина
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский сад № 2 «Солнышко»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
младшей группы
Разработчик : Платонова Светлана Александровна
Рассмотрено на педсовете
Протокол № «___» от ___
с. Шира, 2015год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе :
Публикация «Рабочая программа для второй младшей группы» размещена в разделах
1. Федерального закона об образовании РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Приказ № 1155 от 17.10.2013 г. Министерства образования и науки РФ.
3. Закона Республики Хакасия от 22.10.2013 № 85 – ЗРХ «Об образовании в Республике Хакасия».
4. Санитарно-эпидемиологического требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях (СанПиН 2.4.1.3049-13).
5. Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
6. Концепции развития поликультурного образования в Республике Хакасия.
7. Образовательной программы МБДОУ Детский сад № 2 «Солнышко», реализующей:
- Примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- Парциальные программы :
«Театр-творчество-дети» под редакцией Миланович Л. Г., Сорокиной Н. Ф. ;
«Цветные ладошки» под редакцией Лыковой Н. И. ;
«Здоровый малыш» под редакцией Бересневой З. И.
Настоящая программа разработана с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, образовательная деятельность проводится в игровой форме.
Интеграция образовательных областей позволяет продуктивно внедрять национальный компонент, который реализуется путем чтения хакасской национальной литературы, хакасских национальных игр.
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
1. Социально-коммуникативное развитие;
2. Познавательное развитие;
3. Речевое развитие;
4. Художественно-эстетическое развитие;
5. Физическое развитие.
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома,
на улице.
Формировать у детей положительное отношение к детскому саду.
Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
Формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр., после игры убирать на место игрушки, строительный материал.
Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Безопасность на дорогах. Расширять ориентировку в окружающем пространстве. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого).
Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку).
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве, пространстве и времени движении и покое, причинах и следствиях, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о социокультурных ценностях нашего народа об отечественных традициях и праздниках. О формировании элементарных математических представлений. Формировании представлений о природе и природных явлениях. Знакомить с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета). Формировать целостную картину мира.
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы».
Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.). На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами. Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа. Развивать диалогическую форму речи. Приобщать к художественной литературе.
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки, объектов природы (растения, животные, вызывать чувство радости.
Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность. Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.
Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета. Учить располагать изображения по всему листу.
Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом; учить создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.
Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой. Формировать навыки аккуратной работы.
Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы, сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание, использовать в постройках детали разного цвета.
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений.
Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши, дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.
Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека. Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы. Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания. Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни. Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ.
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Составление данной рабочей программы основывалось на развитие речи через театрализованную деятельность, так как в процессе развития творческих способностей происходит обогащение словаря, формирует умение строить предложения, добивается правильное и четкое произношение слов.
Цель программы :
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизни в современном обществе.
Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
Задачи программы :
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей.
3. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
4. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социальных ценностей принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
5. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физиологических качеств;
6. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ организационных форм дошкольного образования, возможность формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей;
7. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Срок реализации Программы – 1 год (2015 -2016 учебный год).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Интеграция образовательных областей ТЕМА ПЕРИОД
1
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
1. «Осенняя пора- очей очарованье»;
2. «Труд людей осенью»;
3. «Земля- наш общий дом».
С 7-11сентября
с 14-18сентября
с 21-30сентября
2
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
1. «Птицы»;
2. «Во саду ли в огороде»;
3. «Профессии людей»;
4. «Мое село- моя малая родина». с 1-9 октября
с 12-16октября
с 19-23октября
с 26-30 октября
3
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
1. «Солнце,воздух и вода- наши лучшие друзья»;
2. «Мир комнатных растений»;
3. «Поздняя осень»;
4. «Народная культура и традиции». С 2-6 ноябрь
С 9-13 ноября
С 16-20 ноября
С 23-30 ноября
4
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
1. «Зимушка-зима»;
2. «Будь осторожен»;
3. «Готовимся к новому году»;
4. «Зимние чудеса»;
С 1-4 декабря
С 7-11 декабря
С 14-18 декабря
С 21-31 декабря
5
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
1. «Предметы вокруг нас»;
2. «Зимующие птицы»;
3. «Зимушка хрустальная». С 12-15 января
С 18-22 января
С 25-29 января
6
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. 1. «Мои игрушки»;
2. «Одежда и обувь»;
3. «Транспорт»;
4. «8 марта». С 1-5 февраля
С 8-12 февраля
С 15-19 февраля
С 22-29 февраля
7
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
1. «Подарки к празднику»;
2. «Весна пришла»;
3. «В гостях у сказки»;
4. «Русская и хакасская народная культура». с 1-4 марта
с 7-11 марта
с14-18 марта
с 21-31 марта
8
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
1. «Посуда»;
2. «Какие мы помощники»;
3. «семья и детский сад: традиции»;
4. «Прогулка по весеннему лесу». С 1-8 апреля
С 11-15 апреля
С 18-22 апреля
С 25-29 апреля
9
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
1. «Экологическая тропа: деревья и цветущие растения нашей местности»;
2. «ОБЖ: Безопасное поведение в природе»;
3. «Лето к нам пришло». с 2-13 мая
с 16-20 мая
с 23-31 мая
Список методической литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16. Белобрыкина О. А. «Речь и общение», Академия развития, Ярославль, 1998
Вострухина Т. Н. «Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет», СФЕРА, Москва, 2013
Гербова В. В. «Занятия по развитию речи», МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2009
Дыбина О. В. «Занятия по ознак-ю с окр. миром», МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2009
Карпухина Н. А. «Конспекты занятий во 2 мл. гр», ИЗДАТЕЛЬ, Воронеж, 2009
Колдина Д. Н. «Аппликация с детьми 3-4 лет», МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2009
Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 3-4 лет», МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2009
Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 3-4 лет», МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2009
Комарова Т. С. «Изоб. деят-ть в Д/с 2 млад. гр», МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2014
Лыкова И. А. «Изоб. деят-ть в Д/с млад. гр.», СФЕРА, Москва, 2007
Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. «Развитие речи и ознакомление с окр. миром в ДОУ», СФЕРА, Москва, 2005
Павлова О. В. «Изоб-ая деят-ть и худ-ый труд 2 мл. гр.», «Учитель», Волгоград, 2010
Помораева И. А., Позина В. А. «Занятия по ФЭМП», МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2010
Смирнова Е. О. «Игры с детьми 3-4 лет», ТЦ СФЕРА, Москва, 2008
Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет», СФЕРА, Москва, 2014