АНЖЕЛА САРКИСЯН
Рабочая программа для 2 младшей 1 часть
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 33 «РАДУГА»
ГОРОДА МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим советом Заведующий МКДОУ
МК ДОУ детский сад № 33 «Радуга» детский сад №33 «Радуга»
«01»сентября 2016 г. ___Е. Ю. Богданова
Протокол № 1 01 сентября 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Второй младшей группы (от 3 до 4 лет)
составлена на основе основной образовательной программы «От рождения до школы»
Публикация «Рабочая программа для 2 младшей 1 часть» размещена в разделах
Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2015 г)
Срок реализации программы - 2017-2018 учебный год
Автор программы :
Саркисян Анжела Аслановна
2017г.
Г. Минеральные-Воды.
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ Наименование разделов Стр.
1. Целевой раздел 3
1.1 Пояснительная записка. Ведение 3
1.2 Цели и задачи реализации ООП ДО 4
1.3 Принципы и подходы к формированию ООП ДО 5
1.4 Значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики 6
2. Организационный раздел 18
2.1 Распорядок и/или режим дня 18
2.2 Традиционные для ДО события, праздники, мероприятия 21
2.3 Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды 24
2.4 Требования к материально-техническим условиям реализации ООП (в том числе обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания) 27
3. Содержательный раздел 33
3.1 Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми второй младшей группы (3-4 года) образовательных областей 33
3.2 Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО с учётом возрастных особенностей воспитанников. 44
3.3 Способы и направления поддержки детской инициативы 48
3.4 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 50
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
ВВЕДЕНИЕ.
Настоящая рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ д/с №33 «Радуга», кроме того учтены концептуальные положения используемой в ДОУ основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС.
Разработка рабочей программы, осуществлена на основании нормативных документов и в соответствии с:
1. Федеральным Законом «Об образовании в РФ» 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2. Постановлением от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
4. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
5. Основной образовательной программой дошкольного образования МКДОУ д/с №33 «Радуга» г. Минеральные воды.
6. Уставом МКДОУ д/с № 33 «Радуга».
7. Положением о рабочей программе педагогов МКДОУ д/с № 33 «Радуга».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ
ДОО — дошкольная образовательная организация.
ДОУ — дошкольное образовательное учреждение.
ООП — основная образовательная программа.
УМК — учебно-методический комплекс.
ФГОС — федеральный государственный образовательный стандарт.
ФГОС ДО — федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
ФГТ — федеральные государственные требования (Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).
Общие сведения о ДОУ
№ Основные показатели Полная информация
1 Полное название образовательного учреждения
Сокращённое Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 33 «Радуга»
г. Минеральные воды
МКДОУ д/с №33 «Радуга» г. Минеральные воды
2 Юридический адрес
Фактический адрес 357207, г. Минеральные воды,
ул. Бештаугорская, д. 7г
357207, г. Минеральные воды,
ул. Бештаугорская, д. 7г
3 Учредитель
Управление образования администрации Минераловодского городского округа
4 Режим работы ДОУ
10,5-часовой, с 7.30 до 18.00 Реализация Программы осуществляется в течение всего времени пребывания детей в ДОУ.
5 Педагогический состав Саркисян Анжела Аслановна – образование высшее, соответствие занимаемой должности.
1.2 Цели и задачи реализации ООП ДО
Примерная программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП ДО).
Ведущие цели Программы -создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
• патриотизм;
• активная жизненная позиция;
• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
• уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Ставропольского края.
Основной целью работы является
формирование целостных представлений о родном крае через решение следующих задач:
• воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду.
• формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном городе (районе; селе)
• формирование представлений о животном и растительном мире родного края;
Познавательный материал равномерно распределен по времени, чтобы дети получали информацию постепенно, в определённой системе, поэтому воспитателями первой младшей группы используется тематическое планирование. Темы различны по объёму познавательного материала, по сложности, а, следовательно, по длительности изучения.
Реализация принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей в игре, продуктивных видах детской деятельности, в процессе бесед, праздников. При проведении этой работы используется комплексный подход, взаимосвязь и своеобразное взаимопроникновение материала разных тем и всё то, что связано друг с другом. Основной задачей является стимуляция познавательной активности детей, развитие их любознательности, развитие образного и логического мышления ребёнка.
Показателем того, что работа оказывает положительное влияние на детей, является:
• проявление детьми инициативы, действенного отношения к окружающей жизни;
• желание слушать, читать книги с общественной тематикой;
• наблюдения за детьми (как они помогают друг другу; как относятся к книгам на основе специально созданных ситуаций и др.).
1.3 Принципы и подход ы к формированию ООП ДО
Рабочая программа второй младшей группы построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств, на лучших традициях отечественного дошкольного образования- его фундаментальность:
комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей;
всестороннее воспитание;
амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
Рабочая программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной, возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская).
Рабочая программа второй младшей группы соответствует:
• принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики)
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
1.4. Значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики
Общие сведения о коллективе детей, работников, родителей.
Основными участниками реализации программы являются : дети младшего возраста, родители (законные представители, педагоги.
Вторая младшая группа от 3 до 4лет–количество детей-20
Формы реализации программы : игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность, проектная деятельность.
Реализация Программы осуществляется в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка, в организованной образовательной деятельности.
Рабочая программа формируется с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности.
Для детей дошкольного возраста это:
- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
-познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
-конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
- изобразительная (рисования, лепки, аппликации);
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,
пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.
Характер взаимодействия взрослых и детей: личностно-развивающий и гуманистический.
Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса —и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Индивидуальные особенности воспитанников:
№ Ф. И. ребёнка Дата рождения Рост
н. г. к. г. Вес
н. г. к. г. Группа здоровья Наличие хронических заболеваний
1. Бабич
Глеб 28.02.2014г. 100 15900 1
2. Баюнц Адриан 25.04.2014г. 93 13700 1
3. Горенцев Андрей 23.02.2014г. 94 13000 3
4. Гордеев Тимофей 28.04.2014г. 91 13000 1
5. Гусаренко Алексия 08.05.2014г. 97 14700 1
6. Егоров
Кирилл 16.01.2014г. 96 15400 3
7. Елисеев
Егор 14.10.2014г. 96 14000 1
8. Игнаток Владислав 13.03.2014г. 97 14900 1
9. Кудрявцев Степан 15.01.2014г. 100 15600 1
10. Куклин
Егор 18.03.2014г. 94 13600 1
11. Мещерякова Вероника 13.04.2014г. 96 16200 2
12. Миронов Дмитрий 24.02.2014г. 96 15300 2
13. Мещерякова Настасья 04.04.2014г. 94 134000 2
14. Панченко Дарья 14.02.2014г. 96 12600 2
15. Симонова Арина 29.04.2014г. 90 12700 2
16. Хаджиев Артём 09.04.2014г. 99 15700 1
17. Шиманский Егор 16.01.2014г. 96 14800 3
18. Юрченко
Рада 26.08.2014г. 95 14200 2
Комплектование группы на 01.09.2017 г.
№ гр возраст детей Кол-во мальчики девочки наполняемость по нормам фактическая наполняемость
«Малышок» 3-4 г 20 20 20
Состав родителей:
Многодетные: ___
Мать-одиночка:___
Инвалиды: ___
Образование:___
Высшее: ___
Среднее специальное: ___
Среднее: ___
Социальный паспорт группы на 2016г
№ Фамилия, имя ребёнка Воспитывают Много-
детные Неполные Юные родители Неблагополучные Инвалиды
Потеря кормильца. Адрес
ребёнка
мама папа опека. мама папа мама папа реб улица дом кв
1 Бабич Глеб 1 п. Кумской, Клубная 12
2 Баюнц Адриан 1 п. Ленинский, Чернышевского 38
3 Горенцев Андрей Новосёлов З-а 16
4 Гордеев Тимофей Бештаугорская 7 298
5 Гусаренко Алексия 22 Партсъезда 96 12
6 Егоров Кирилл 1 Бештаугорская 3 11
7 Елисеев
Егор 1
8 Игнаток Владислав 1 22 Партсъезда 74 21
9 Кудрявцев Степан 2 4 км. Дружбы 29-б 36
10 Куклин Егор Советская 58 36
11 Мещерякова Настасья Новосёлов 10 2
12 Миронов Дмитрий 2 22 Партсъезда 139 34
13 Мещерякова Вероника 50 л. Октября 67 27
14 Панчкнко
Дарья
15 Симонова Арина 1 Бештаугорская 7 268
16 Хаджиев Артём 1 Дружбы 45 110
17 Шиманский Егор 2 Бештаугорская 5 62
18 Юрченко
Рада
19 Садахян
Джамал
20 Рязанцева Вероника