Федорук Марина
Рабочая программа по музыкальному воспитанию детей на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа по музыкальному воспитанию детей на учебный год
МДОУ Иркиликский детский сад «Колосок»
Согласована Утверждена:
на заседании пед. совета Заведующая МДОУ Иркиликский
«___» ___ 2023г. детский сад «Колосок»
___ Ряховская И. А.
«___» ___ 2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
на 2023-2024 уч. г.
Публикация «Рабочая программа по музыкальному воспитанию детей на учебный год» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Составитель:
Федорук М. А.
2023 г.
Содержание программы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка…. 3
- Цели и задачи программы…. 4
- Методические принципы построения программы…7
- Условия реализации программы….9
- Интеграция с другими областями….10
- Целевые ориентиры освоения программы…. 12
- Планируемые результаты освоения программы….13
- Оценка результатов выполнения программы…. 20
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Содержание психолого-педагогической работы с детьми 3-7лет….23
- Характеристика возрастных особенностей детей 3-7 лет…. 24
- Методы и способы реализации программы….33
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
-Организация предметно-развивающей среды в музыкальном зале…. 44
-Учебно-тематический план…. 54
-Список литературы….56
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
В системе музыкального воспитания дошкольников появилось много нового. Изменились требования к содержанию и организации музыкального воспитания. На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам работы с детьми. Ориентиром в этом направлении является ФГОС ДО, который устанавливает нормы и правила, обязательные при реализации основной образовательной программы (ООП) ДО, определяющие новое представление о содержании и организации музыкального воспитания. Определение ценностных ориентиров:
-развитие ценностных отношений личности с целью интеграции ее в национальную и мировую культуру;
-развитие деятельных и коммуникативных качеств личности, обеспечивающих ее развитие и самореализацию;
-формирование у воспитанников адекватной современному уровню знаний картины мира.
Данная программа воспитательно-образовательной деятельности музыкального руководителя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка детского сада «Теремок» составлена в соответствии с требованиями ФГОС, представляет внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального образовательного процесса в детском саду. Программа составлена на основе:
-основной образовательной программы МДОУ Иркиликский детский сад «Колосок»
-основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой (Москва, «Мозаика-синтез»,2015г.)
- парциальной программы музыкального воспитания «Ладушки», авторов И. Новоскольцевой и И. Каплуновой (издательство «Композитор» г. Санкт-Петербург» 2000)
-программы «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, Москва, 2000г.
-программы «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной
и в соответствии нормативно - правовыми документами:
-законом РФ «Об образовании» от 29.12. 2012, приказ № 273 – ФЗ;
-Санитарно — эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.1.3049-13 от 29.05.2013г. «Санитарно — эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;
-Конституцией РФ и учетом Конвенции ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993)
-Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155)
Программа направлена на реализацию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздела «Музыкальная деятельность» ООП ДО посредством создания условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности и обеспечивают социализацию и индивидуализацию детей.
В своей педагогической концепции составитель (музыкальный руководитель) исходит из принципов гуманистической психологии, которая признает огромную ценность человеческой личности, её уникальность, неповторимость, право на стремление к реализации.
Основная идея рабочей программы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.
Цель: создание условий для развития предпосылок смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, восприятия музыки, реализация самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через создание условий, позволяющих
органично включиться в различные виды детской деятельности.
Задачи программы :
- Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами.
-Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
-Развитие музыкальных способностей : поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
-Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
-Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.
Раздел «Слушание» :
-ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений; развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
-развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса;
-развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Раздел «Пение» :
-формирование у детей певческих умений и навыков;
-обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;
-развитие музыкального слуха, т. е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;
-развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
Раздел «Музыкально-ритмические движения» :
-развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений – обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;
-обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения – развитие художественно-творческих способностей.
Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах» :
-совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;
-становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;
-знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них.
Раздел «Творчество» (песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах) :
-развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;
-способствовать активизации фантазии ребёнка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;
-развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.
Методические принципы построения программы :
Принцип личностно–развивающего обучения и гуманистического характера взаимодействия. В игровой форме происходит развитие личностных качеств. Общение происходит в форме «партнерства», а не назидания.
Принцип систематичности обуславливает непрерывность, регулярность, планомерность образовательного процесса, определенного для развития тех или иных навыков.
Принцип сознательности и активности реализуется в формировании мотивации к музыкальным занятиям, представлений о необходимости развития какого-либо качества или навыка, интереса к предполагаемым видам деятельности.
Принцип наглядности обеспечивает тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов у детей.
Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных, физиологических особенностей и характера протекания психических процессов у детей. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, музыкальных и даже речевых заданий.
Принцип постепенного повышения требований предполагает постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков.
Принцип полифункционального подхода предусматривает одновременное решение нескольких задач в структуре одного музыкального занятия.
Принцип реализации коммуникативного намерения предполагает речевую активность детей, создание ситуаций общения для тренировки речевых навыков.
Принцип свободы и самостоятельности. Ребенок самостоятельно может воспринимать, подражать, создавать, находить свое отношение к действу.
Принцип интеграции образовательных областей. На музыкальных занятиях ребенок получает художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, познавательное и физическое развитие.
Все принципы включают в себя обогащение творческого, духовного и нравственного потенциала ребенка и позволяют успешно решать задачи данной программы.
Формы проведения занятий:
1. Традиционное
2. Комплексное
3. Интегрированное
4. Доминантное
Структура музыкального занятия :
(структура занятий может варьироваться в соответствии с усвоением материала детьми)
-музыкально – ритмические движения
-развитие чувства ритма, музицирование
-слушание, импровизация
-распевание, пение
-пляски, хороводы
- игры.
Наглядный и дидактический материал, используемый на занятиях:
только качественная аудиозапись музыки
иллюстрации и репродукции
малые скульптурные формы
дидактический материал
игровые атрибуты
музыкальные инструменты
Условия реализации программы :
Создание предметно-развивающей среды:
-обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства;
-предоставляет возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых и возможность уединения;
-способствует реализации образовательной программы;
-строится с учетом национально-культурных и климатических условий;
-должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Рабочая программа отвечает требованиям Государственного стандарта и возрастным особенностям детей.
В основу рабочей программы положен полихудожественный подход, основанный на интеграции разных видов музыкальной деятельности :
-восприятие музыки;
- исполнительство;
- музыкально-ритмическая деятельность;
- музыкально-театрализованная деятельность
Интеграция с другими областями
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие» Формирование представления о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Развитие свободного общения о музыке с взрослыми и сверстниками;
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.
Образовательная область
«Познавательное развитие» Расширение музыкального кругозора детей;
Сенсорное развитие;
Формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества.
Образовательная область
«Речевое развитие» Развитие устной речи в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристики музыкальных произведений;
Практическое овладение детьми нормами речи;
Обогащение «образного словаря»
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие» Развитие детского творчества;
Приобщение к различным видам искусства;
Использование художественных произведений для обогащения содержания музыкальных примеров;
Закрепления результатов восприятия музыки.
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности
Образовательная область
«Физическое развитие» Развитие физических качеств в ходе музыкально - ритмической деятельности; Использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности. ;
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
Формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксации.
Рабочая программа состоит из 5ти разделов, рассчитана на 5лет обучения:
1 год –первая младшая группа с2х до3х лет;
2год-вторая младшая группа с 3х до4х лет;
3 год – средняя группа с 4 до 5 лет;
4 год – старшая группа с 5 до 6 лет;
5 год – подготовительная к школе группа с 6 до 7 лет.
Программа предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар, сопровождающий музыкально – образовательный процесс формируется из различных программных сборников, которые перечислены в списке литературы. Репертуар - является вариативным компонентом программы и может изменяться, дополняться, в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.
Программа по музыкальному образованию, предполагает проведение музыкальных занятий 3 раза в неделю в каждой возрастной группе, индивидуальную работу, праздники и развлечения. Музыка используется в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей.
Целевые ориентиры
Результатами освоения Программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка и базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к Программе :
-ребёнок умеет внимательно слушать музыкальные произведения различной тематики от начала до конца, эмоционально откликается на них, выражая свои мысли, чувства, впечатления; умеет передавать выразительные музыкальные образы;
-узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы);
-замечать изменения в динамике и силе звучания (громко – тихо, быстро – медленно);
-петь, не отставая и не опережая друг друга;
-воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений;
-выполнять программные танцевальные движения, двигаться под музыку с предметами : в подгруппе, с партнером;
-доброжелательно относиться к взрослым и сверстникам;
-взаимодействовать со сверстниками, используя различные способы на основе правил музыкальной игры;
-различать и называть детские музыкальные инструменты;
-уметь передавать игровые образы, использовать способы творческих действий в песенной, двигательной, инструментальной импровизации.
Планируемые результаты освоения программы по возрастам
К концу учебного года дети могут :
Ранний возраст 1 младшая группа
В развитии музыкально – художественной деятельности:
- проявляет высокую эмоциональную отзывчивость на музыку;
- активно подпевает взрослому;
- с удовольствием двигается под музыку, может воспроизвести элементарные основные (шаг, бег, прыжки) и танцевальные движения (по подражанию и самостоятельно, с удовольствием участвует в музыкальной игре;
В приобщении к музыкальному искусству :
- с удовольствием слушает простые, яркие по музыкальным образам программные инструментальные произведения, песни в исполнении взрослого, рассказы, иллюстрируемые музыкой.
Младшая группа 3–4 года
Слушание музыки :
-Умеет слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении;
-Развита способность различать звуки по высоте в пределах октавы – септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо);
-Различает звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон).
Пение:
-Развиты певческие навыки: поет без напряжения в диапазоне ре (ми) – ля (си, в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносит слова, передаёт характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).
Песенное творчество:
-Допевает мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля».
Сформированы навыки сочинительства весёлых и грустных мелодий по образцу.
Музыкально-ритмические движения :
-Двигается в соответствии с двухчастной формой музыки и силой её звучания (громко, тихо); реагирует на начало звучания музыки и её окончание;
-Сформированы навыки основных движений (ходьба и бег). Умеет маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку;
- Качественно исполняет танцевальные движения: притопывает попеременно двумя ногами и одной ногой;
-Развито умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками и без них;
-Развиты навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идёт медведь, крадётся кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зёрнышки цыплята, летают птички и т. д.
Развитие танцевально-игрового творчества:
-Самостоятельно выполняет танцевальные движения под плясовые мелодии;
-Умеет точно выполнять движения, передающие характер изображаемых животных.
Игра на детских музыкальных инструментах :
-Знаком с некоторыми детскими музыкальными инструментами : дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием;
-Умеет подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.
Средняя группа 4–5 лет
Слушание музыки :
-Сформированы навыки культуры слушания музыки (не отвлекается, дослушивает произведение до конца);
-Чувствует характер музыки, узнаёт знакомые произведения, высказывает свои впечатления о прослушанном;
- Замечает выразительные средства музыкального произведения : тихо, громко, медленно, быстро. Развита способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).
Пение:
-Умеет выразительно петь, петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре – си первой октавы);
-Умеет брать дыхание между короткими музыкальными фразами;
-Старается петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, чётко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки;
-Умеет петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).
Песенное творчество:
-Умеет самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?»);
-Сформировано умение импровизировать мелодии на заданный текст.
Музыкально-ритмические движения :
-Сформирован навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки;
-Самостоятельно меняет движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки;
-Владеет танцевальными движениями: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах;
-Двигается в парах по кругу в танцах и хороводах, ставит ногу на носок и на пятку, ритмично хлопает в ладоши, выполняет простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно, подскоки.
-Сформированы навыки основных движений ( ходьба: «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег: лёгкий и стремительный).
Развитие танцевально-игрового творчества:
-Эмоционально-образно исполняет музыкально-игровые упражнения (кружатся листочки, падают снежинки) и сценки, использует мимику и пантомиму (зайка весёлый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т. д.);
-Развито умение инсценировать песни и постановки небольших музыкальных спектаклей.
Игра на детских музыкальных инструментах :
-Подыгрывает простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.