Получи документы

Рабочая программа по музыкальному воспитанию детей на учебный год

Федорук Марина
Рабочая программа по музыкальному воспитанию детей на учебный год

Рабочая программа по музыкальному воспитанию детей на учебный год

МДОУ Иркиликский детский сад «Колосок»

Согласована Утверждена:

на заседании пед. совета Заведующая МДОУ Иркиликский

«___» ___ 2023г. детский сад «Колосок»

___ Ряховская И. А.

«___» ___ 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

на 2023-2024 уч. г.

Публикация «Рабочая программа по музыкальному воспитанию детей на учебный год» размещена в разделах

Составитель:

Музыкальный руководитель

Федорук М. А.

2023 г.

Содержание программы

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

- Пояснительная записка…. 3

- Цели и задачи программы…. 4

- Методические принципы построения программы…7

- Условия реализации программы….9

- Интеграция с другими областями….10

- Целевые ориентиры освоения программы…. 12

- Планируемые результаты освоения программы….13

- Оценка результатов выполнения программы…. 20

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

- Содержание психолого-педагогической работы с детьми 3-7лет….23

- Характеристика возрастных особенностей детей 3-7 лет…. 24

- Методы и способы реализации программы….33

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

-Организация предметно-развивающей среды в музыкальном зале…. 44

-Учебно-тематический план…. 54

-Список литературы….56

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

В системе музыкального воспитания дошкольников появилось много нового. Изменились требования к содержанию и организации музыкального воспитания. На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам работы с детьми. Ориентиром в этом направлении является ФГОС ДО, который устанавливает нормы и правила, обязательные при реализации основной образовательной программы (ООП) ДО, определяющие новое представление о содержании и организации музыкального воспитания. Определение ценностных ориентиров:

-развитие ценностных отношений личности с целью интеграции ее в национальную и мировую культуру;

-развитие деятельных и коммуникативных качеств личности, обеспечивающих ее развитие и самореализацию;

-формирование у воспитанников адекватной современному уровню знаний картины мира.

Данная программа воспитательно-образовательной деятельности музыкального руководителя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка детского сада «Теремок» составлена в соответствии с требованиями ФГОС, представляет внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального образовательного процесса в детском саду. Программа составлена на основе:

-основной образовательной программы МДОУ Иркиликский детский сад «Колосок»

-основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой (Москва, «Мозаика-синтез»,2015г.)

- парциальной программы музыкального воспитания «Ладушки», авторов И. Новоскольцевой и И. Каплуновой (издательство «Композитор» г. Санкт-Петербург» 2000)

-программы «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, Москва, 2000г.

-программы «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной

и в соответствии нормативно - правовыми документами:

-законом РФ «Об образовании» от 29.12. 2012, приказ № 273 – ФЗ;

-Санитарно — эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.1.3049-13 от 29.05.2013г. «Санитарно — эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;

-Конституцией РФ и учетом Конвенции ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993)

-Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155)

Программа направлена на реализацию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздела «Музыкальная деятельность» ООП ДО посредством создания условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности и обеспечивают социализацию и индивидуализацию детей.

В своей педагогической концепции составитель (музыкальный руководитель) исходит из принципов гуманистической психологии, которая признает огромную ценность человеческой личности, её уникальность, неповторимость, право на стремление к реализации.

Основная идея рабочей программы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.

Цель: создание условий для развития предпосылок смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, восприятия музыки, реализация самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через создание условий, позволяющих

органично включиться в различные виды детской деятельности.

Задачи программы :

- Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами.

-Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.

-Развитие музыкальных способностей : поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.

-Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.

-Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

Раздел «Слушание» :

-ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений; развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

-развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса;

-развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Раздел «Пение» :

-формирование у детей певческих умений и навыков;

-обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;

-развитие музыкального слуха, т. е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;

-развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.

Раздел «Музыкально-ритмические движения» :

-развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений – обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;

-обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения – развитие художественно-творческих способностей.

Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах» :

-совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;

-становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;

-знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них.

Раздел «Творчество» (песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах) :

-развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;

-способствовать активизации фантазии ребёнка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;

-развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.

Методические принципы построения программы :

Принцип личностно–развивающего обучения и гуманистического характера взаимодействия. В игровой форме происходит развитие личностных качеств. Общение происходит в форме «партнерства», а не назидания.

Принцип систематичности обуславливает непрерывность, регулярность, планомерность образовательного процесса, определенного для развития тех или иных навыков.

Принцип сознательности и активности реализуется в формировании мотивации к музыкальным занятиям, представлений о необходимости развития какого-либо качества или навыка, интереса к предполагаемым видам деятельности.

Принцип наглядности обеспечивает тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов у детей.

Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных, физиологических особенностей и характера протекания психических процессов у детей. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, музыкальных и даже речевых заданий.

Принцип постепенного повышения требований предполагает постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков.

Принцип полифункционального подхода предусматривает одновременное решение нескольких задач в структуре одного музыкального занятия.

Принцип реализации коммуникативного намерения предполагает речевую активность детей, создание ситуаций общения для тренировки речевых навыков.

Принцип свободы и самостоятельности. Ребенок самостоятельно может воспринимать, подражать, создавать, находить свое отношение к действу.

Принцип интеграции образовательных областей. На музыкальных занятиях ребенок получает художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, познавательное и физическое развитие.

Все принципы включают в себя обогащение творческого, духовного и нравственного потенциала ребенка и позволяют успешно решать задачи данной программы.

Формы проведения занятий:

1. Традиционное

2. Комплексное

3. Интегрированное

4. Доминантное

Структура музыкального занятия :

(структура занятий может варьироваться в соответствии с усвоением материала детьми)

-музыкально – ритмические движения

-развитие чувства ритма, музицирование

-слушание, импровизация

-распевание, пение

-пляски, хороводы

- игры.

Наглядный и дидактический материал, используемый на занятиях:

только качественная аудиозапись музыки

иллюстрации и репродукции

малые скульптурные формы

дидактический материал

игровые атрибуты

музыкальные инструменты

Условия реализации программы :

Создание предметно-развивающей среды:

-обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства;

-предоставляет возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых и возможность уединения;

-способствует реализации образовательной программы;

-строится с учетом национально-культурных и климатических условий;

-должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Рабочая программа отвечает требованиям Государственного стандарта и возрастным особенностям детей.

В основу рабочей программы положен полихудожественный подход, основанный на интеграции разных видов музыкальной деятельности :

-восприятие музыки;

- исполнительство;

- музыкально-ритмическая деятельность;

- музыкально-театрализованная деятельность

Интеграция с другими областями

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие» Формирование представления о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Развитие свободного общения о музыке с взрослыми и сверстниками;

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.

Образовательная область

«Познавательное развитие» Расширение музыкального кругозора детей;

Сенсорное развитие;

Формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества.

Образовательная область

«Речевое развитие» Развитие устной речи в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристики музыкальных произведений;

Практическое овладение детьми нормами речи;

Обогащение «образного словаря»

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие» Развитие детского творчества;

Приобщение к различным видам искусства;

Использование художественных произведений для обогащения содержания музыкальных примеров;

Закрепления результатов восприятия музыки.

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности

Образовательная область

«Физическое развитие» Развитие физических качеств в ходе музыкально - ритмической деятельности; Использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности. ;

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

Формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксации.

Рабочая программа состоит из 5ти разделов, рассчитана на 5лет обучения:

1 год –первая младшая группа с2х до3х лет;

2год-вторая младшая группа с 3х до4х лет;

3 год – средняя группа с 4 до 5 лет;

4 год – старшая группа с 5 до 6 лет;

5 год – подготовительная к школе группа с 6 до 7 лет.

Программа предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар, сопровождающий музыкально – образовательный процесс формируется из различных программных сборников, которые перечислены в списке литературы. Репертуар - является вариативным компонентом программы и может изменяться, дополняться, в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.

Программа по музыкальному образованию, предполагает проведение музыкальных занятий 3 раза в неделю в каждой возрастной группе, индивидуальную работу, праздники и развлечения. Музыка используется в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей.

Целевые ориентиры

Результатами освоения Программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка и базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к Программе :

-ребёнок умеет внимательно слушать музыкальные произведения различной тематики от начала до конца, эмоционально откликается на них, выражая свои мысли, чувства, впечатления; умеет передавать выразительные музыкальные образы;

-узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы);

-замечать изменения в динамике и силе звучания (громко – тихо, быстро – медленно);

-петь, не отставая и не опережая друг друга;

-воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений;

-выполнять программные танцевальные движения, двигаться под музыку с предметами : в подгруппе, с партнером;

-доброжелательно относиться к взрослым и сверстникам;

-взаимодействовать со сверстниками, используя различные способы на основе правил музыкальной игры;

-различать и называть детские музыкальные инструменты;

-уметь передавать игровые образы, использовать способы творческих действий в песенной, двигательной, инструментальной импровизации.

Планируемые результаты освоения программы по возрастам

К концу учебного года дети могут :

Ранний возраст 1 младшая группа

В развитии музыкальнохудожественной деятельности:

- проявляет высокую эмоциональную отзывчивость на музыку;

- активно подпевает взрослому;

- с удовольствием двигается под музыку, может воспроизвести элементарные основные (шаг, бег, прыжки) и танцевальные движения (по подражанию и самостоятельно, с удовольствием участвует в музыкальной игре;

В приобщении к музыкальному искусству :

- с удовольствием слушает простые, яркие по музыкальным образам программные инструментальные произведения, песни в исполнении взрослого, рассказы, иллюстрируемые музыкой.

Младшая группа 3–4 года

Слушание музыки :

-Умеет слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении;

-Развита способность различать звуки по высоте в пределах октавы – септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо);

-Различает звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон).

Пение:

-Развиты певческие навыки: поет без напряжения в диапазоне ре (ми) – ля (си, в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносит слова, передаёт характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).

Песенное творчество:

-Допевает мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля».

Сформированы навыки сочинительства весёлых и грустных мелодий по образцу.

Музыкально-ритмические движения :

-Двигается в соответствии с двухчастной формой музыки и силой её звучания (громко, тихо); реагирует на начало звучания музыки и её окончание;

-Сформированы навыки основных движений (ходьба и бег). Умеет маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку;

- Качественно исполняет танцевальные движения: притопывает попеременно двумя ногами и одной ногой;

-Развито умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками и без них;

-Развиты навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идёт медведь, крадётся кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зёрнышки цыплята, летают птички и т. д.

Развитие танцевально-игрового творчества:

-Самостоятельно выполняет танцевальные движения под плясовые мелодии;

-Умеет точно выполнять движения, передающие характер изображаемых животных.

Игра на детских музыкальных инструментах :

-Знаком с некоторыми детскими музыкальными инструментами : дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием;

-Умеет подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.

Средняя группа 4–5 лет

Слушание музыки :

-Сформированы навыки культуры слушания музыки (не отвлекается, дослушивает произведение до конца);

-Чувствует характер музыки, узнаёт знакомые произведения, высказывает свои впечатления о прослушанном;

- Замечает выразительные средства музыкального произведения : тихо, громко, медленно, быстро. Развита способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).

Пение:

-Умеет выразительно петь, петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре – си первой октавы);

-Умеет брать дыхание между короткими музыкальными фразами;

-Старается петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, чётко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки;

-Умеет петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

Песенное творчество:

-Умеет самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?»);

-Сформировано умение импровизировать мелодии на заданный текст.

Музыкально-ритмические движения :

-Сформирован навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки;

-Самостоятельно меняет движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки;

-Владеет танцевальными движениями: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах;

-Двигается в парах по кругу в танцах и хороводах, ставит ногу на носок и на пятку, ритмично хлопает в ладоши, выполняет простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно, подскоки.

-Сформированы навыки основных движений ( ходьба: «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег: лёгкий и стремительный).

Развитие танцевально-игрового творчества:

-Эмоционально-образно исполняет музыкально-игровые упражнения (кружатся листочки, падают снежинки) и сценки, использует мимику и пантомиму (зайка весёлый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т. д.);

-Развито умение инсценировать песни и постановки небольших музыкальных спектаклей.

Игра на детских музыкальных инструментах :

-Подыгрывает простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

Публикации по теме:

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка».

Рабочая программа «Горниповне» по обучению мордовскому (эрзя) языку для детей 6–7 летРабочая программа «Горниповне» по обучению мордовскому (эрзя) языку для детей 6–7 лет Рабочая программа "Горниповне" по обучению мордовскому (эрзя) языку для детей 6-7 лет. Содержание. 1. Пояснительная записка. 2. Перспективный.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни. Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Литературная гостиная» для детей в возрасте 5–7 лет 2 часть 2. Содержательный отдел2.1. Образовательная деятельность. Учебно-тематический план 1 год обученияТворческое рассказывание. «Интервью у.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка «Основная задача взрослых – открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебный мир Оригами» для детей в возрасте 5–7 лет Рабочая программа по дополнительному образованию "Волшебный мир Оригами" для детей в возрасте 5-7 лет 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по музыкальному воспитанию детей на учебный год
Опубликовано: 15 января 2024 в 06:55
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД