Татьяна Кузнецова
Рабочая программа к основной образовательной программе дошкольного образования ДОУ
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Сказка»
Представление рабочей программы
(к основной образовательной программе дошкольного образования ДОУ)
воспитателя подготовительной к школе группы
Кузнецовой Татьяны Николаевны
Публикация «Рабочая программа к основной образовательной программе дошкольного образования ДОУ» размещена в разделах
Рабочая программа разработана для детей подготовительной к школе группы, в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному образованию («Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, ФГОС дошкольного образования, утвержденного СанПиН от15 мая 2013г. и др.) и рассчитана на 1 год обучения.
В соответствии с требованиями Стандарта программа состоит из обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть программы содержит комплекс мероприятий, обеспечивающий развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены парциальные образовательные программы, методики и формы организации образовательной деятельности. Программа включает в себя три основных раздела : целевой, содержательный и организационный.
Цель программы : Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников. Задачи представлены в программе и на слайде.
Актуальность программы заключается в том, что Программа представляет собой единую, комплексную разработку (исследование, в которой прописаны основные образовательные задачи для развития детей данного возраста по всем образовательным областям (социально- коммуникативному, познавательному, речевому, художественно- эстетическому, физическому развитию детей) и пути их достижения для полноценного и всестороннего развития детей. Это современные инновационные формы, методы, средства и технологии обучения. Также актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время есть потребность общества в воспитании свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его. Содержание программы, требования по выполнению программных задач, профессиональная компетентность воспитателей способствуют повышению качества дошкольного образования, полноценному развитию детей.
Особенности организации образовательного процесса в группе в том, что программа обеспечивает развитие личности детей в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
В рабочей программе на первый план выдвинута развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» ( авторы: В. В. Давыдов, В. А. Петровский) о признании самоценности дошкольного периода детства. В этом и заключается новизна программы, в тех принципах обучения, которые соответствуют Стандарту дошкольного образования. Это- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития, принцип развивающего образования, принцип научной обоснованности и практической применимости.
В программе раскрыты возрастные и индивидуальные особенности детей 6-8 лет. Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия. Развивается общение как вид деятельности. К старшему дошкольному возрасту появляется внеситуативно-личностная форма общения, у детей складываются устойчивые избирательные предпочтения. Ведущим видом деятельности выступают сюжетно – ролевая игра и игра с правилами.
К концу дошкольного возраста у ребенка начинает развиваться понятийное или логическое мышление. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса, предусматривает решение программных образовательных задач не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
В программе представлены особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. Чтобы стать субъектом культурной деятельности, ребенку нужна особая собственная практика, особые собственные пробы сил. Культурные практики представляют собой организационные, образовательные, проектные способы и формы действий ребенка.
Способы действия это: исследовательский, коммуникативный, художественный, проектный.
Формы действия: самостоятельная деятельность детей, свободная деятельность детей, организованная воспитателем деятельность детей.
Педагогическая технология - проектная. Данная технология активно используется в образовательном процессе, решая образовательные задачи.
Цель метода проектов- направить познавательную деятельность
воспитанников на определенный и запланированный результат, который
получается при решении той или иной теоретически или практически
значимой проблемы. В течение трех лет мы являемся участниками регионального конкурса «Математический знайка». Проект «Математический знайка» состоит из 3 самостоятельных проектов, которые рассчитаны на 3 года обучения, начиная с детьми средней группы. «Математика- это интересно», «Страна геометрия», «Умники и умницы», над которым мы работаем в этом учебном году с детьми подготовительной группы. В решении проектных задач особое внимание уделяется дидактическим играм, которые различаются по обучающим задачам, содержанию, игровым действиям, правилам. Для развития математических способностей, логического мышления, используем разные технологии, которые представлены в программе (игры Воскобовича блоки Дьенеша, дары Фребеля).
В программе также раскрыты способы развития детской инициативы. Это: создание в группе положительного психологического микроклимата, создание условий для разнообразной самостоятельной творческой деятельности, привлечение детей к планированию жизни группы на день и на перспективу, обсуждение совместных проектов, соблюдение устойчивых традиций, организация культурно- досуговой деятельности.
Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.
На основе Программы конструируется образовательная среда в соответствии с комплексно- тематическим планированием образовательной деятельности.
Мотивирующая образовательная среда предоставляет систему условий развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость пространства и его предметного наполнения, социальные (формы сотрудничества участников образовательных отношений, условия детской активности (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастно-психологическим особенностям дошкольников, задачам развития каждого ребенка, материально-технические и другие условия образовательной деятельности.
В программе прописаны особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Взаимосвязь ДОУ и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования. Основной целью установления взаимоотношений ДОУ и семьи является создание единого пространства семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно.
Практическая значимость представленного опыта работы по созданию Рабочей программы ДОУ заключается в том, что теоретическая обоснованность всех требований к составлению программы, интегративный, комплексный подход в раскрытии содержания образовательной деятельности представлены через разные виды, формы, методы работы, инновационные технологии, способы организации образовательной деятельности. Содержание психолого- педагогической работы по образовательным областям, предложенные формы, способы, методы работы, структура написания Рабочей программы позволяет заинтересовать и других педагогов ДОУ для использования данных материалов в составлении своих Рабочих программ.
Педагогическая целесообразность программы объясняется действенностью предложенных форм, методов, средств, технологий, разнообразных видов детской деятельности, что в результате повлияет на качество образовательного процесса. Рабочая программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность); формах и методах обучения и средствах обучения (оборудование, материалы).
Результативность. Программный материал позволяет качественно решать поставленные образовательные задачи в дошкольном образовательном учреждении по умственному, речевому, познавательному, физическому, нравственному, патриотическому воспитанию детей, по всем основным линиям развития. Дошкольный возраст является сенситивным для духовно- нравственного развития детей. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения. К концу дошкольного возраста у ребенка в игре формируются те качества (новообразования, которые становятся основой формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.