Наталья Шлат
Технологии освоения основной образовательной программы дошкольного образования в условиях современной ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Технология в дошкольном образовании – это такая организация (фрагмента) образовательного процесса в ДОО, которая:
- выполняет стимулирующую функцию (ХОЧУ узнать);
- направлена на обогащение эмоционального компонента личности ребенка (ИНТЕРЕСНО узнать);
- актуализирует способы практических и умственных действий воспитанника (МОГУ («знаю, как») узнать).
Публикация «Технологии освоения основной образовательной программы дошкольного образования в условиях современной ДОО» размещена в разделах
В какой дошкольной образовательной организации возможна реализация образовательной технологии, отвечающей вышеуказанным признакам? На наш взгляд, это ДОО, в которой реализуются три важные составляющие организации образовательного процесса : 1. Возможность оказания квалифицированной помощи детям с нарушениями в развитии. 2. Технологичность образовательного процесса. 3. Оптимальное оснащение развивающей предметно-пространственной среды.
Подробно рассмотрим каждую из составляющих модели современной ДОО.
I. Здоровьесбережение, квалифицированная помощь детям с нарушениями в развитии.
1. Здоровьесберегающие технологии.
Условия реализации :
- Участие всех субъектов образовательного процесса (педагогического коллектива, руководства, семьи, педагога/детей, вспомогательного персонала) в здоровьесбережении:
- решение задачи-минимум («Не навреди!»);
- решение задачи-оптимум: использование методов, приемов, способствующих здоровьесбережению воспитанников; формирование культуры здоровья у всех участников образовательного процесса ДОО (представлений о своем организме, ведении здорового образа жизни).
2. Технологии сопровождения различных видов детской деятельности (педагогом-психологом, логопедом, дефектологом, социальным педагогом).
В дошкольной педагогике сопровождение различных направлений развития детей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое) и различных видов деятельности ребенка дошкольного возраста (игровая; коммуникативная; познавательно-исследовательская; восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд; конструирование из разного материала; изобразительная (рисование, лепка, аппликация); музыкальная, двигательная) предполагает:
• удовлетворение его базовых потребностей (тепло, питание, другие факторы, обеспечивающие здоровье);
• обеспечение детям в стенах образовательного учреждения психологической и социальной безопасности;
• удовлетворение интересов детей (предметно-развивающая среда и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и типов взаимодействия с окружающими ребенка людьми);
• превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с познанием, принятием правил поведения, с межличностной коммуникацией со взрослыми и сверстниками;
• формирование у детей субъектной позиции.
В сопровождении образовательного процесса ДОО можно выделить три основных компонента :
1. диагностика, служащая основой для постановки целей;
2. отбор и применение методических средств;
3. анализ промежуточных и конечных результатов, дающих возможность корректировать ход работы.
В качестве результатов могут выступать целевые ориентиры.
Одна из основных идей и проблем технологии сопровождения – согласовать и синхронизировать деятельность всех специалистов, что будет способствовать эффективному достижению целей комплексного сопровождения ребенка дошкольного возраста.
II. Технологичность - способность комплексно и целостно представить планируемую деятельность, разделить ее на элементарные части (звенья, продумать способы и условия выполнения этих звеньев-шагов, обеспечить контроль в узловых точках с целью оперативной коррекции действий (Н. В. Клюева).
Важно отметить, что формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников, их субъектной позиции и обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования – взаимообусловленные проблемы, которые, прежде всего, связаны с поиском ответа на вопрос «Что формировать»? Поэтому необходимо обратиться к содержанию, структуре этих значимых новообразований.
Предпосылки учебной деятельности:
- овладение детьми общими способами действий, т. е. такими способами деятельности, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения (А. П. Усова, 1981, что составляет психологическую основу учебной деятельности;
- умение слушать и слышать воспитателя;
- умение работать по указаниям педагога;
- готовность развивать контроль за своими действиями и словами;
- метапредметные умения, претендующие на универсальность по отношению к предметному материалу (то, на основе чего будут осваиваться любые предметные области и любые виды деятельности) : умение составлять инструкцию, планировать действия, сравнивать (выделять критерии сравнения, проверка своего результата по выделенным критериям, обоснование разных точек зрения и др.
Субъектные проявления (субъектная позиция) имеют эмоциональную и деятельностную направленность и выражаются:
в интересе к деятельности;
в избирательном отношении к разным видам деятельности;
в инициативности и желании заниматься тем или иным видов деятельности;
в самостоятельности выбора и осуществления деятельности;
в творческом характере способов действий и продуктов деятельности.
Укажем, какие образовательные технологии обеспечивают условия для выполнения требования технологичности образовательного процесса при одновременном решении задач формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников, их субъектной позиции и обеспечение преемственности ООП дошкольного и начального общего образования.
1. Игровые технологии и технологии организации познавательно-исследовательской деятельности детей (проблемно-игровые технологии).
Детское экспериментирование;
детская проектная деятельность;
логико-математические игры («Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизинера», «Сложи узор» (кубики Б. П. Никитина) и др.).
Детское проектирование – это интегрированная самостоятельная деятельность детей (исследовательская, познавательная, продуктивная) для достижения определенной образовательной цели; разновидность культурных практик (разнообразных, основанных на текущих и перспективных интересах ребёнка видов самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающихся с первых дней его жизни (Н. Б. Крылова).
Детское экспериментирование - деятельность, направленная на самостоятельное познание и исследование объектов и явлений окружающего мира, и предполагающая:
Важным условием эффективной организации детского экспериментирования является отсутствие регламентации деятельности дошкольника и исключение позиции «ребенок-исполнитель». С учетом условий триады «хочу-интересно-могу», экспериментирование может быть организовано на следующем содержании:
Пример. Ситуация «Кораблекрушение» (Т. И. Бабаева, О. В. Киреева) :
Корабль перевозил груз из одного порта в другой, на своем борту он вез мешки (показываем) с солью, сахаром, акварельными красками, горохом, песком, глиной. Оставалось совсем немного до конца рейса, но в это время случился шторм. Корабль был перегружен, моряки не справились с управлением, и он стал тонуть. Но, к счастью, спасатели прибыли вовремя и спасли людей. С грузом было сложнее: достали из воды мешки, но когда стали проверять их содержимое, то оказалось, что некоторые мешки пустые. Как вы думаете, какие вещества исчезли из мешков и почему?
2. Технология доверительных отношений (автор - Г. Л. Лэндрет).
Данная технология позволяет детям научиться самоконтролю, осознать наличие выбора, пережить совершение выбора и чувство ответственности (которое сопровождает решение ребенка, несмотря на то, что предмет отношений – установление ограничений.
Условия реализации :
1. Ограничение типа: «Ты можешь полить немножко воды в песок», - едва ли приемлемо, так как остается открытым вопрос о том, сколько это «немножко». У взрослого и ребенка может быть разное понимание этой меры.
2. Соблюдение правила: Ограничения не нужны, пока они не нужны.
3. Как и любая технология, технология доверительных отношений реализуется поэтапно:
1 этап. Признайте чувства, желания, потребности ребенка.
2 этап. Сообщите об ограничениях.
3 этап. Укажите приемлемую альтернативу.
Пример: «Тебе и в самом деле хотелось бы разлить краску на пол, но краску на пол не льют. Ее можно лить в раковину».
4 этап реализуется в исключительных случаях. Возможность последнего выбора.
Возможность последнего выбора – своеобразный «ультиматум». Педагог либо объясняет, что, например, игрушкой больше нельзя пользоваться, либо в качестве альтернативы предлагается вообще ее убрать (прекратить игру). Нужно четко сформулировать, чтобы ребенок ясно понял, что он стоит перед выбором, и теперь, что бы ни произошло, это будет следствием его выбор.
III. Развивающая предметно-пространственная среда (РППС).
Технология (алгоритм) создания РППС согласно ФГОС ДО и ООП ДО.
Условия реализации :
- соответствие принципам и требованиям к оснащению РППС - должна быть: содержательно-насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной (п. 3.3.4 ФГОС ДО).
Алгоритм создания РППС:
1. Изучить требования ФГОС ДО и ООП ДО к РППС.
2. Ознакомиться с примерным перечнем материалов, оборудования и инвентаря РППС и особенностями оснащения различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.).
3. Соотнести возможности изменения РППС в группе с требованиями ФГОС ДО и ООП ДО.
4. Смоделировать РППС с учетом п. п. 1-3.
5. Оснастить РППС необходимыми материалами, оборудованием и инвентарем.
2. Интегративные технологии личностного и интеллектуального развития ребенка (в условиях этнокультурной ситуации развития) (Н. Ю. Шлат, А. О. Орлов).
Развитие этнической идентичности в дошкольном возрасте заключается в обогащении представлений о своем этносе, в формировании соответствующих культурно-ценностных ориентаций и, в образовательной перспективе, построении на этой основе личностно-позитивных отношений с представителями своего и других этносов, иначе, развитие МИРОВОСПРИЯТИЯ.
Пример: организация Уголка национального костюма, заочная экскурсия с детьми в другой город, страну; разработка программы и организация образовательной деятельности дошкольников «Путешествие по родному городу» в многонациональном коллективе детей и др.