Ольга Малахова
Рабочая программа ДОУ: цели, задачи и принципы
▼ Скачать + Заказать документы
1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации Программы определены на основе требований ФГОС ДО и ФОП ДО.
Цели ФГОС ДО :
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
Публикация «Рабочая программа ДОУ: цели, задачи и принципы» размещена в разделах
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4)сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Задачи ФГОС ДО :
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития детей в возрасте от 2 до 7 лет независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания Программы и программ начального общего образования;
4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; 7) 7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирование образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей, с максимальным привлечением к сетевому взаимодействию объектов социокультурного окружения и их ресурсов;
9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Целью Программы : является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека,. патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Цель Программы достигается через решение следующих задач :
обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;
создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности; • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
В соответствии с ФГОС ДО (п. 1.4.) Программа построена на следующих принципах :
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов, обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей, совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе - взрослые);
признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество ДОУ с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей;
Программа разработана на основе культурно-исторического, деятельностного, личностного и культурологического подходов, являющихся методологией ФГОС ДО, а также комплексно-тематического подхода.
Но усвоение этих образцов в дошкольном возрасте происходит непроизвольно и непреднамеренно. Процесс приобретения знаний в дошкольном возрасте не является ни целенаправленным, ни систематическим, а совершается лишь в меру имеющихся у детей познавательных интересов, знания являются «побочным продуктом» различных видов деятельности ребенка. В рамках культурно-исторического подхода обучение должно вести за собой развитие. Действенным оказывается то учение, которое забегает вперед развития (по Л. С. Выготскому). Деятельностный подход рассматривает деятельность, как движущую силу психического развития ребёнка. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования (по А. Н. Леонтьеву, Д. Б. Эльконину, А. В. Запорожцу, В. В. Давыдову). Развитие ребенка осуществляется в процессе его собственной деятельности, которая формируется постепенно, сначала ребенок овладевает деятельностью при взаимодействии со взрослым, затем с другими детьми, в конечном итоге он действует самостоятельно. С точки зрения Л. С. Выготского и В. В. Давыдова ребенок развивается только в процессе правильно организованной деятельности, в соответствии с возрастной периодизацией развития ребенка. Личностный подход исходит из положения, что в основе развития лежит эволюция поведения и интересов ребёнка, изменение структуры направленности его поведения. Поступательное развитие ребёнка происходит за счёт его личностного развития. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие (по Л. С. Выготскому, А. Н. Леонтьеву, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконину, А. В. Запорожцу). Данный подход учитывает особенности обучения детей в дошкольном возрасте, а именно, что дошкольник учится в меру того, в меру чего программа педагога становится его собственной программой (т. е. в меру того, что он в ней принимает, что ему интересно) (по Л. С. Выготскому). Культурологический подход ориентирует образование на формирование общей культуры ребёнка, освоение им общечеловеческих культурных ценностей. Для ребёнка взрослый является «матрицей культуры», её носителем, опосредующим взаимодействие ребёнка с культурным содержанием, которое следует проектировать по основаниям компетентного взрослого, социокультурного опыта и направлений развития ребёнка в период детства. Комплексно-тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала: ежедневное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
В МБДОУ функционирует 12 групп. 10 групп формируются по одновозрастному принципу, из них:
9 групп общеразвивающей направленности;
1 группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
2 группы формируются по разновозрастному принципу, из них:
1 разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи;
1 разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.
Количество воспитанников – 261.
МБДОУ работает в условиях 12 – часового пребывания детей. При планировании образовательного процесса предусмотрены вариативные режимы дня на благоприятные и неблагоприятные погодные условия в связи с природно-климатическими особенностями нашего региона.
МБДОУ 100% укомплектовано квалифицированными кадрами и осуществляет взаимодействие с образовательными организациями, учреждениями культуры и спорта (городская детская библиотека, городской музей, муниципальный драматический театр, МБОУ СОШ № 3,7 и др., школа искусств, ТПМПК, спортивная школа, что обеспечивает социальное партнерство.