Ирина Бобарыкина
Пути формирования мотивации к деятельности у детей с ОВЗ
По литературным данным, мотив рассматривается как высшую форму регуляции деятельности.
Учеными, изучающими проблему мотивации, сделаны выводы о том, что для продуктивной учебной деятельности у детей с ОВЗ важно то, насколько они хотят овладеть знаниями и умениями.
В связи знание путей и способов формирования мотивов учебной деятельности у детей с ОВЗ наиболее актуально.
Мотивационную основу учебной деятельности учащегося составляет:
Публикация «Пути формирования мотивации к деятельности у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
-концентрация и сосредоточение внимания на учебной ситуации;
-осознавание и понимание смысла предстоящей деятельности;
-понимание и выбор мотива деятельности;
- правильная постановка цели;
- стремление к цели (осуществление учебных действий);
- стремление к достижению успеха;
- отношение к результату деятельности.
Учебные мотивы обладают следующими функциями:
- побуждающая функция, вызывающая и обусловливающая активность учащегося, его поведение и деятельность;
- направляющая функция, отражающая направленность на определенный объект, т. е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность учащегося всегда стремится к достижению конкретных познавательных целей;
- регулирующую функцию : реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов и состоит в том, что какие то мотивы оказываются наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают поведение личности.
У детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо целенаправленно формировать мотивацию учебной деятельности. Известно два основных эффективных пути формирования учебной мотивации у детей с ОВЗ.
Первый путь заключается в такой организации деятельности учащихся, где имеется опора на уже имеющиеся у учащихся потребности. Деятельность должна вызвать у них положительные эмоции, приносить удовлетворение, радость.
Если эти чувства учащиеся испытывают достаточно долго, то у них возникает потребность в самой этой деятельности. Образуется новый мотив к указанной деятельности.
Опираясь на имеющуюся у учащихся потребность выполнять требования взрослых, учитель организует самостоятельное стремление к цели так, чтобы гарантировать полный успех каждого ученика. Начать можно с постановки перед учащимися заведомо легких задач.
При этом учитель хвалит учащихся за успешно выполненную работу и повторяет это до тех пор, пока ученики не обретут полной уверенности в своих силах и возможностях.
Затем нужно дать опять достаточно легкие, посильные для каждого ученика для укрепления уверенности в своих силах и возможностях, повышая трудность задач постепенно.
Постепенное увеличение степени трудности задач, способствует формированию стойкой положительной мотивации к решению задач любой трудности.
Второй путь заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой «форме» побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу педагога должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешних во внутренне принятые и реально действующие.
Такой путь реализуется при помощи методов убеждения, разъяснения, информирования, реального примера. Важнейшую роль в данном процессе играет коллектив, социальная среда, в которой живет и действует ученик, взгляды, убеждения, традиции, принятые в этой среде.
Когда ученик видит отношение окружающих его товарищей и взрослых к тому или другому объекту (например, к знаниям по какому-то предмету, к какой-то работе и т. д.) как к особой ценности и направление их деятельности на овладение этим объектом, то и он перенимает этот взгляд на данный объект.
Тем самым у ученика возникает особое отношение к этому объекту как к некой ценности и потребность в овладении им, т. е. снова возникает новый мотив.
Педагогам желательно переводить детей с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению — действенному осознанному и ответственному.
Главное, что нужно сделать при формировании мотивационной сферы учащихся с ОВЗ:
- актуализировать сложившиеся ранее мотивационные установки, укрепить их и поддерживать;
- создавать условия для появления новых целей, мотивов, а также их устойчивости и осознанности;
- переводить детей с уровня безразличного отношения к положительному отношению к обучению — действенному, осознанному и ответственному.