Байкова
Конспект индивидуального занятия «Путешествие жука Жужа. Автоматизация звука [Ж] словах, предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ж] словах, предложениях»
2. Возраст: 6 лет, ОНР III уровня
3. Задачи:
1. Коррекционно-обучающие: повторение буквы Ж. Закрепление навыка чтения прямых слогов, одно и двусложных слов. Закрепление навыка ответа полным предложением.
Темочки:
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Жук, жуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
2. Коррекционно-развивающие: автоматизация правильного произношения звука [Ж] - изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Развитие лексического запаса, путем введения новых слов. Развитие фонематического восприятия и языкового анализа на основе выполнения заданий по звукобуквенному и слоговому анализу слов. Коррекция нарушений грамматического строя речи в упражнениях на согласование существительных и числительных, употребления в предложениях существительных в Р. п. Развитие мышления на основе упражнений в классификации. Развитие слухового внимания при подборе слов похожих по звучанию. Коррекция нарушений зрительного восприятия на основе упражнений в нахождении недостающих деталей в рисунках. Формирование навыка самоконтроля за собственной речью.
3. Воспитательные; воспитание мотивации высказывания, закрепление коммуникативных навыков.
4. Оборудование: фланелеграф, цветные фишки для звукового анализа слов, предметные картинки (жук, жужелица, журавль, божья коровка, плоскостное изображение жука Жужжи, счетные палочки, указка, компьютер, компьютерная презентация «Путешествие жука Жужжи».
5. Лексико-грамматический материал: слова и словосочетания на тему «[Ж] словах, предложениях»»
Этап занятия Речь логопеда Ответные реплики детей
1. Организационный момент.
1. Организационный момент. Логопед предлагает ребенку назвать картинки и определить одну лишнюю : жук, жужелица, журавль, бражник. Ребенок выделяет журавля, объясняет свой выбор. Закрепляется обобщающее понятие «насекомые». Далее, логопед предлагает по схеме слова, представленной на фланенлеграфе, () определить, с кем они отправятся в путешествие - с жуком, жужелицей или бражником. Затем определяется количество слогов в словах «жужелица», «бражник» - 2 слога, в слове «жук» - 1 слог. Ребенок приходит к выводу о том, что на схеме – слово «жук», значит и в путешествие он отправится вместе с жуком. Логопед показывает плоскостное изображение жука Жужжи :
- Познакомься –это жук Жужжа.
Слайд № 2. Логопед:
- Однажды Жужжа решил отправиться в путешествие. Ребенок слушает учителя-логопеда, настраивается на занятие
Ребенок считает общее количество звуков в схеме слова, количество гласных звуков, повторяется правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».
2. Основной этап 2. Введение в тему.
Слайд № 3. Логопед:
- На лесной полянке Жужжа встретил жужелицу. Кто такая жужелица? (Одна из представителей самых больших и многочисленных семейств жуков). Они стали весело жужжать, перелетая с листа на листок. Послушай - как они жужжали. Как ты думаешь, какой звук на занятии мы будем стараться произносить четко и правильно? (Звук [ж]).
Слайд № 4. Логопед:
- Давай послушаем, как жужжат жук и жужелица, и пожужжим вместе с ними.
Слайд №5. Логопед:
- Потом жужелица улетела, а Жужжа отправился дальше, напевая свою любимую песенку: «ЖЖЖЖЖ….». (Логопед стимулирует ребенка произносить звук [ж]).
3. Повторение.
Слайд №6. Логопед:
- Шел Жужжа шел, и пришел в Лесную школу. Давай вспомним, какой буквой обозначается звук [ж]? (Буквой Ж). На что похожа эта буква? Сложи букву из палочек.
Слайд №7. Логопед:
- Посмотри, в Лесной школе тоже изучают букву Ж, послушай стихи про нее:
Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом, точно жук.
Издает жужжащий звук :
- Ж-ж-ж! (С. Маршак)
- Помоги нашему герою прочитать слоги и слова с буквой Ж : ЖА, ЖУ, ЖИ, ЖЕ.
Слайд № 8. Логопед:
- А теперь прочитаем слова : ЖУК, ЖАБА, КОЖА, ЛЫЖА.
Слайды №№ 9,10,11. Логопед:
- Учительница дала Жужже новое задание – подобрать к словам рифму. Скажи, пожалуйста, что такое «рифма»? (Слова похожие по звучанию в конце строк стихотворения). Кто пишет стихотворения? (Поэты). Значит, сейчас мы все превращаемся в поэтов. Но у Жужжи не получается подобрать рифму к словам, помоги ему.
Слайд № 12. Логопед:
- Ты и Жужжа хорошо потрудились, давай посмотрим какую отметку заслужили? (5). Ты рад?
4. Физкультурная минутка с элементами зрительной гимнастики.
Слайд №13. Логопед:
- После уроков Жужжа решил заняться спортом и сделал несколько упражнений. Давай и мы не будем отставать. Логопед прикрепляет плоскостное изображение жука Жужжи к указке и предлагает ребенку проследить глазами, не поворачивая головы за движениями жука (движения выполняются в соответствии с текстом) :
В группу к нам жук влетел,
Зажужжал и запел: ж-ж-ж,
Вот он вправо полетел,
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел.
Жук наш приземлился,
Зажужжал и закружился
Ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди и здесь немножко.
Жук наверх полетел
И на потолок сел.
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали.
Хлопнем дружно:
Хлоп — хлоп — хлоп,
Чтоб в окошко улететь
Он смог.
Поочередная фиксация на кончике носа и на горизонте (от 1 до 2 мин)
5. Закрепление.
Слайд № 14. Логопед:
Жужжа, пошел дальше. По дороге он что-то нашел. Давай посмотрим – что и кого. (Ребенок проговаривает словосочетания : шесть желудей, двух жаб, четыре ножа, одного ежа).
Слайд №15. Логопед:
- По дороге Жужжа встретил художника. Когда он присмотрелся к рисункам, то заметил, что в них не хватает деталей.
Слайд №№ 16,17, 18, 19. Логопед:
- Жук помог художнику, давай и мы посмотрим – что забыл нарисовать художник. Ребенок рассматривает рисунок, находит недостающую его часть, составляет предложение : «У жирафа нет рожек. У жука нет ножек. У ежа нет живота. У лыжника нет лыжи».
Слайд № 20. Логопед:
- Художник поблагодарил Жужжу и нарисовал сразу два его портрета. Ребенок отвечает на вопрос учителя-логопеда
Ребенок произносит звук [ж]).
Складывает букву из палочек.
Слушает стихи
Помогает герою прочитать слоги и слова с буквой Ж
Ребенок подбирает слова, имеющие сходное звучание: НОЖИК-ЁЖИК, МОРЖИ-УЖИ, ПИРОЖНОЕ – МОРОЖЕНОЕ.
Выполняет задание физминутки
Выполняет движения в соответствии с текстом)
Ребенок проговаривает словосочетания : шесть желудей, двух жаб, четыре ножа, одного ежа)
Ребенок рассматривает рисунок, находит недостающую его часть, составляет предложение.
3. Заключительный этап Слайд № 21. Логопед:
- Понравилось ли тебе путешествовать с Жужжей? Какой его любимый звук ты старался проговаривать четко и правильно? Выбери портрет Жужжи, который тебе больше понравился (ребенок выбирает жука с грустным или веселым настроением). Дома, ты можешь сам нарисовать портрет нашего героя. Ребенок рассказывает как выполнил задание
Рефлексия проведенного занятия : проведенное мною занятие было посвящено «Автоматизация звука [Ж] словах, предложениях», проводилось с ребенком 6 лет, ОНР III уровня. В ходе занятия последовательно и параллельно решались следующие задачи: повторение буквы Ж; закрепление навыка чтения прямых слогов, одно и двусложных слов. Закрепление навыка ответа полным предложением; автоматизация правильного произношения звука [Ж] - изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях; развитие лексического запаса, путем введения новых слов; развитие фонематического восприятия и языкового анализа на основе выполнения заданий по звукобуквенному и слоговому анализу слов; коррекция нарушений грамматического строя речи в упражнениях на согласование существительных и числительных, употребления в предложениях существительных в Р. п. ; развитие мышления на основе упражнений в классификации; развитие слухового внимания при подборе слов похожих по звучанию; коррекция нарушений зрительного восприятия на основе упражнений в нахождении недостающих деталей в рисунках; формирование навыка самоконтроля за собственной речью; воспитание мотивации высказывания, закрепление коммуникативных навыков. Занятие соответствовало плану индивидуальной коррекционной работы учителя-логопеда, подобранные методы и приемы соответствовали возрасту ребенку и его индивидуальным особенностям.