Анастасия Иванова
Путешествие в страну «Слышу-говорю»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «Путешествие в страну Слышу – Говорю» представляет собой карту страны, в которой находятся такие населенные пункты как: «Ладошкино», «Грамотейкино», «Связнореченск», «Ветродуево», «Чистоговоркино», Скороговоркино»; железнодорожные станции «Голосиловка», «Физкультурная»; порт «Звукоград» (у причала корабли «ШИПЕЛов, СВИСТЕЛкин, РЫЧАЛов, ГЛАСов). Вход в страну осуществляется через контрольно-пропускной пункт «Веселый язычок», который попускает в страну лишь того, кто выполнит упражнения артикуляционной гимнастики. Также на территории страны имеется «Телеграф», с помощью которого путешественник страны «регистрируется» в стране «Слышу – Говорю». Путешествуя по стране «Слышу – Говорю» ребенок закрепляет свои знания по теме «Транспорт» (имея возможность выбрать, на чем и в какой пункт он будет добираться, совершенствует свое речевое развитие.
Публикация «Путешествие в страну „Слышу-говорю“» размещена в разделах
Для повышения мотивации ребенка к путешествию по Стране служит предыстория о том, что злой волшебник «Звукоед» заколдовал, спрятал в заточение звуки речи (те звуки, которые нуждаются в логопедической работе у конкретного ребенка). Для того, чтобы освободить звуки, ребенку необходимо: посетить все пункты и станции, выполнить предложенные задания, получить соответствующие наклейки в паспорте путешественника. Позже, за освобождение звука, ребенок получает подарок.
Контрольно – пропускной пункт «Веселый язычок» «открывает» свой шлакбаум в страну «Слышу – Говорю» лишь тем, кто выполнит задания артикуляционной гимнастики.
Посещение городка «Словознайкино» помогает обогатить речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
Дети упражняются в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел, слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник, с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно). Дети знакомятся с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами, многозначными словами.
Посещение порта «Звукоград» способствует закреплению правильного, отчетливого произнесения звуков. На данном этапе с детьми происходит разбор правильной артикуляции «спасаемого» звука, определение принадлежности его к группе гласных или согласных звуков (свистящих, шипящих или сонорных).
Дети учатся различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р.
Посещая пункт «Телеграф» дети выполняют задания и упражнения, способствующие развитию фонематического слуха. Учатся различать на слух и в произношении оппозиционные по звонкости – глухости, твердости – мягкости звуки. Здесь же детям предлагаются задания и упражнения, направленные на развитие навыков фонематического анализа и синтеза: определить место звука в слове (начало, середина, конец, посчитать количество слогов в слове, количество и последовательность звуков в слове. Отрабатывается интонационная выразительность речи.
Грамматический строй речи.
Посещение города «Граматейкино» способствует совершенствованию умения согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят, прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Предлагаются задания, позволяющие детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставляется возможность детям самостоятельно эту ошибку исправить. Жители «Грамотейкино» знакомят детей с разными способами образования слов (сахарница, хлебница, масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель; однокоренные слова (медведь — медведица — медвежонок — медвежья, глаголы с приставками (забежал — выбежал — перебежал).
Дети научаются правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные. Учатся составлять по образцу простые и сложные предложения.
Связная речь.
Посещение города «Связнореченск» способствует обучению связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. Совершенствуется диалогическая форма речи. Поощряются попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивается монологическая форма речи. Дети учатся (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Формируется умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Жители «Чистоговоркино» и «Скороговоркино» предлагают детям речевой материал, направленный на автоматизацию поставленного звука в словосочетаниях и предложениях. Отрабатываемые скороговорки тренируют речеслуховую память, речевой слух, артикуляцию.
«Ветродуево» предлагает разнообразные задания и упражнения, направленные на выработку сильной, плавной, долгой, направленной воздушной струи, так необходимой для реализации комплексного подхода в коррекции звукопроизношения.
Жители «Ладошкино» предлагают задания, игровые приемы и упражнения, способствующих формированию точных, плавных и скоординированных движений пальцев рук, развитию мелкой моторики.
Железнодорожная станция «Физкультурная» предлагает задания и упражнения направленные на снятие мышечного напряжения, ослабление утомления за счет изменения деятельности детей. Позволяет организовать Физкультминутки во время занятий с ребенком, связанные с ограничением подвижности и активным сосредоченным вниманием детей.
Попадая на железнодорожную станцию «Голосиловка», ребенок выполняет задания и упражнения, направленные на формирование просодической стороны речи: развитие умения изменять высоту и силу голоса, изменять мелодико-интонационную окраску и темп высказывания.