Марина Белова
НОД «Путешествие в страну Геометрии»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Путешествие в страну Геометрии»
(интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»)
в старшей группе.
Тип ОС: открытие нового знания.
Тема: Геометрические фигуры.
Педагог: Белова Марина Викторовна, первая квалификационная категория, воспитатель МДОУ №91
Цель: Формирование представлений о понятии четырехугольник.
Задачи:
Публикация «НОД „Путешествие в страну Геометрии“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Образовательные:
Формировать знания о понятии четырехугольник.
Уточнить представления о том, что квадрат и прямоугольник -это четырехугольники.
Совершенствовать умение работать со схемой.
Развивающие:
Развивать логическое мышление у детей.
Закреплять умение классифицировать геометрические фигуры.
Развивать умение работать совместно с другими.
Развивать умение устанавливать причинно–следственные связи и делать выводы.
Развивать речь детей, пополняя словарный запас понятием четырехугольник.
Воспитательные:
Содействовать формированию у детей отзывчивости, желания помочь другим.
Формировать положительный эмоциональный настрой.
Раздаточный материал:
1) конверт с разрезанной геометрической фигурой на каждого ребенка
2) карточки с изображением геометрических фигур (А4), цветные карандаши на каждого ребенка
Демонстрационный материал :
1) Набор геометрических фигур (размер А4) : 2 круга, 3 квадрата, 2 прямоугольника, 4 треугольника. (цвет фигур не имеет значения).
2) Набор геометрических фигур (размер А5) : 3 круга, 4 квадрата, 1 прямоугольника, 4 треугольника, 1 четырехугольник (цвет фигур не имеет значения).
3) Две веревки длиной 3 м
Оборудование:
1) магнитофон
2)запись В. Дашкевич «В гостях у сказки».
3) Обращение героя сказки (электронные ресурсы с изображением слайдов).
4) Запись звукового эффекта (щелчок открывающегося замка)
5) Клубок с толстой нитью.
6) столы и стулья
Предварительная работа:
1. Реализация работы по ФЭМП.
2. Чтение сказки «Царевна-Лягушка»
1. Введение в игровую ситуацию.
Цель: создание интересной мотивации к познавательной деятельности.
Требования:
• ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
• обращение к личному опыту детей;
• создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.
Дети стоят в зале в кругу. Звучит музыка В. Дашкевич «В гостях у сказки».
- Ребята, какая волшебная музыка!
Дети слушают музыку.
- О чем она нам рассказала? (Это сказка. (Она рассказала нам о сказочных героях, сказке, волшебстве, добре.)
- Почему музыка звучит в нашем зале? (Потому что мы любим, читать сказки.)
На экране появляется изображение башни (замка). Звучит аудио запись.
-Ребята, я Василиса Прекрасная, украл меня Кощей и заточил в башню. И сказал, что откроются засовы, если правильно решить математические задания.
- Ребята, что же делать? (Нужно помочь Василисе. Сделать задания).
- А вы хотите помочь? (Хотим.)
- Что для этого надо сделать? (Нужно решить задачи.) (Сделать математические задания.)
- Мы сможем выполнить задания по математике? (Да. Мы умные. Мы знаем фигуры.) (Мы изучаем математику.) (Мы умеем складывать числа.)
Звучит аудио запись
-Ребята, вот вам клубочек, он покажет вам дорогу. (Выкатывается клубок).
- Ну что, в путь? (Да).
2. Актуализация в игровой ситуации.
Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.
Требования:
• актуализация изученных способов действия и знаний, достаточных для построения нового знания.
Воспитатель с детьми сматывают клубочек, подходят к елочке.
- Ребята, посмотрите под елочкой что-то лежит. (Конверты)
Игра «Собери картинку»
Дети берут по конверту.
-Ребята, что там? (картинки, части)
-А что нужно сделать? (Собрать части, и посмотреть, что получится) Дети собирают картинки, называют, какие фигуры у них получились.
Звучит щелчок замка.
-Вы открыли первый засов в башню.
Подитог.
- Ребята, вы молодцы, вы правильно выполнили задание, потому что знаете геометрические фигуры и умеете собирать из частей целое. Отправляемся дальше.
Игра «Собери картинку»
-Клубочек привел нас к реке. Чтоб перебраться через реку, нужно построить мост, из геометрических фигур, по схеме.
- Назовите, какие фигуры используют для постройки? (Квадраты, прямоугольники, треугольники)
-А что у них общего, чего нет у круга и овала? (Углы, стороны, а у круга и овала их нет)
Звучит щелчок замка.
-Вы открыли еще засов.
Подитог
- Ребята, вы молодцы, вы правильно выполнили задание, потому что умеете читать схему и можете сравнивать геометрические фигуры.
Отправляемся дальше.
Переходят через реку и оказываются у трех деревьев.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.
Требования:
• создание ситуации затруднения;
• фиксация в речи причины затруднения.
- Ребята, посмотрите, какие грустные деревья, а как вы думаете почему? (У них нет листиков, им холодно, они не красивые)
- Под деревьями лежат геометрические фигуры, откуда они? (Принес волшебник, ветер, они упали с деревьев)
- Давайте вернем листики-фигуры на деревья, и они снова станут веселыми и красивыми. Только помните, название фигур на одном дереве, должно быть одинаковым!
Ребята совещаются и развешивают на одно дерево круги, на другое треугольники, а на третье квадраты.
-Ребята у вас все получилось? (Да., нет.)
- Ребята, вы попали в затруднение? (Да.) (У нас остались прямоугольник и еще одна фигура. Мы не знаем, на какое дерево их повесить.)
4. Открытие нового знания.
Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.
Требования к организации этапа:
• организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
• фиксация нового знания в речи и знаково;
• создание ситуации успеха.
-Что же нам делать? (Повесить наугад.) (Спросить у взрослых. (Сравнить фигуры)
- Какой способ выберем? (Сравнить фигуры)
-Давайте посмотрим, что есть у каждой фигуры? (У треугольника три стороны и три угла) (У квадрата четыре стороны и четыре угла) (У круга нет сторон и углов) (У прямоугольника четыре стороны и четыре угла) (У фигуры тоже четыре стороны и четыре угла)
-Скажите, какие фигуры похожи? (Квадрат, прямоугольник, и неизвестная фигура)
-А может кто-то догадался, как эти фигуры можно назвать одним словом? Если дети затрудняются ответить, предложите сосчитайте еще раз количество углов у треугольника. (3 угла он треугольник, а у этих фигур 4 угла и они (четырехугольники)
-Ребята еще раз скажите, какая фигура называется четырехугольником (фигура, у которой 4 угла)
Звучит щелчок замка.
-Вы открыли еще засов.
Подитог
- Вы молодцы, вы правильно выполнили задание, потому что узнали новую геометрическую фигуру, которая называется четырехугольник
Отправляемся дальше.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.
Требования к организации этапа:
• соответствие используемых игр цели занятия;
• индивидуальные затруднения в играх;
• ситуация успеха в совместной деятельности.
Упражнение «Найди четырехугольник»
Ребята, вы запомнили, какие фигуры называются четырехугольниками? Да, это фигуры с четырьмя углами)
- На листе нарисованы различные геометрические фигуры, найдите и раскрасьте все четырехугольники. Ребята садятся за столы, самостоятельно выполняют задание, а потом проверяют, кто, сколько, нашел четырехугольников, и сами исправляют свои ошибки.
Звучит щелчок замка.
-Вы открыли еще засов.
Подитог
- Молодцы, вы запомнили, фигуру четырехугольник и правильно выполнили задание. Отправляемся дальше.
Игра «Волшебная ниточка»
- Ребята, клубок привел нас к корзинке.
-Чтобы выполнить это задание поделитесь на две команды, возьмите веревочку и попробуйте сделать из нее четырехугольник. (На полу ребята натягивают четырехугольники. Проговаривают еще раз сколько углов и сторон получилось) (у нас 4 стороны и 4 угла значит это четырехугольник)
Звучит щелчок замка.
-Вы открыли еще засов.
Подитог
- Молодцы, вы запомнили, фигуру четырехугольник и проявили творчество.
На экране появляется Василиса:
- Спасибо вам ребята, вы справились с заданиями и освободили меня из башни Кощея. До свидания!
6. Итог занятия.
Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.
Требования к организации этапа:
• организация анализа детской цели; фиксация нового знания в речи;
• определение выполнения взрослой цели; создание ситуации успеха в совместной деятельности.
- Где мы с вами сегодня были? (В сказке.)
- Зачем мы туда отправились? (Мы хотели помочь Василисе, освободить ее из башни.)
- Вы помогли Василисе? (Да.)
- Как вам это удалось? (Мы выполняли задания, раскрашивали фигуры, строили мост, украшали деревья)
-Что нового вы узнали? (Четырехугольник, квадрат и прямоугольник это четырехугольники)
-Напомните мне, какую фигуру называют четырехугольником? (Четырехугольник, фигура с 4 углами) (квадрат и прямоугольник это четырехугольники)
-Ребята, где вам пригодятся эти знания? (На занятиях, в школе)
- Ребята, кому можно рассказать о четырехугольнике? (Родителям, брату, ребятам во дворе, другой группе)
- Ребята, вы молодцы! Сегодня вы узнали, что такое четырехугольник, помогли Василисе. Мне приятно, что вы дружные, любознательные, приходите на помощь тому, кто этого ждет! Всем спасибо!