Диана Чеботова
Конспект НОД «Путешествие в страну музыкального фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в страну Музыкального фольклора.
Цели: ознакомление детей с малым фольклорным жанром.
Задачи:
• развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
• развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в страну музыкального фольклора“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа;
• воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;
Предварительная работа.
1. Знакомство с жанрами фольклора.
2. Заучивание распевок, считалок, песен, плясок, игр, хороводов.
3. Отгадывание загадок.
Ход НОД.
I. Вводная часть
Музыкальный руководитель : - Что за гости в зал спешат? Рада видеть я ребят! Становитесь все сюда. Все на месте?
Дети: Да, да, да.
Музыкальное приветствие «Рада видеть вас друзья…»
Муз. руководитель:
Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,
Сам народ для себя песни-шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили,
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь еще с колыбели.
Раздается стук в дверь, вносят сундучок.
Муз. руководитель:
- Дети, нам сундучок принесли. Посмотрите, какой он большой и красивый!
-Что же там в сундучке? А здесь маленькая матрёшечка, посмотрите и письмо от неё, давайте прочтём и узнаем о чём оно (Читает письмо.)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я потеряла всю свою семью в своей стране, в стране музыкального фольклора, помогите мне её найти и собрать, знаю, что вы любите путешествовать. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в эту замечательную страну. Ваша матрёшечка». И название такое интересное - Фольклор.
-Что такое «фольклор»? ( Ответы детей:считалки, заклички, загадки, игры, песни,колыбельные, пляски, хороводы, сказки.)
- А кто их сочинял?
Дети. Народ!
Муз. Правильно, Ну что ж ребята, отправляемся в путь
1. Станция «Инструментальная»
Муз. руководитель:
Давайте, посмотрим, что за задания принесла нам маленькая матрёшка?
1 Задание.
Муз. руководитель: В старину в селе в избах вечером собирались на посиделки.
Кто пел песни, кто играл на музыкальных инструментах.
Русский народ сам мастерил эти инструменты.
Как называются эти инструменты?
Ответ детей - Народные.
Муз. руководитель:
А какие народные инструменты вы знаете?
Давайте вспомним и назовем их…
Дети перечисляют…
(Бубен, гармошка, колокольчики, балалайка, погремушка, рубель, бубенцы, свистульки)
Муз. руководитель:
Молодцы ребята! Правильно!
А сейчас, я вам загадаю загадку.
-У нее есть 3 струны,
Их рукой щипать должны
Можно под нее плясать
И по –русски присядать.
Дети отвечают: БАЛАЛАЙКА!
Муз. руководитель:
Правильно!
(Показывает музыкальный инструмент балалайку.)
Балалайка- инструмент веселый, послушайте её звучание.
Когда звучит балалайка, ноги сами в пляс идут.
Муз. руководитель: предлагает прослушать в записи «Камаринскую» русскую народную плясовую
Муз. рук: Молодцы, мы с вами выполнили первое задание и нашли с вами сестрицу нашей крошки-матрешки. Отправляемся дальше.
Станция «Ритмическая» 2 задание.
Муз. руководитель: угадайте о чем следующая загадку (читаю)
Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот,
И обжечься не даёт. (Ложка)
Правильно ребята, сейчас давайте мы встанем с вами на ножки, пройдём возьмем деревянные ложки и встанем в круг. Теперь проведем разминку Возьмите ложки за черенки
В руке правой ложка
В руке левой ложка
Да ударим ими
Мы с тобой немножко
Стукнем раз, стукнем два
Получается игра
Поиграем, постучим
Всех вокруг развеселим.
Под музыку дети повторяют ритмический рисунок за музыкальным руководителем.
«Ложка об ложку»
Молодцы ребята, мы выполнили с вами уже 2 задания и нашли еще одну матрешку. Отправляемся на 3-ю станцию, которая называется «Хороводная»
И так, задание, (Читаю)Раньше в избах были русские печки, которые занимали половину комнаты, в них пекли булочки, пироги, калачи.
Ребята, давайте мы с вами выполним распевку, кто занет, для чего нужно распеваться? (чтобы не надорвать голос, подготовить голосовые связки к пению) верно, подходите все к фортепиано
«Бай качи,качи…», Исполняется распевка
- Бай качи, качи,
Глянь баранки,калачи,
Глянь баранки калачи
С пылу с жару из печи.
Ну вот мы с вами и распелись, подготовили свой голосовой аппарат, возьмитесь все за ручки и образуйте круг.
Как называется наш круг?
Дети. Хоровод
Муз. рук. Какое у нас с вами время года ребята? (Осень) Правильно, т. к. у нас осень-время урожая, то мы с вами споём игровую песню Огородную-хороводную, но для того что бы вам было интереснее предлагаю вам надеть вот такие масочки, я сама выберу тех, кто превратится ненадолго в овощей, кому не досталось масочки – не переживайте, на следующем нашем занятии вы обязательно тоже наденете их, хорошо?
Ребенок.
Мы по кругу все пойдем,
Хоровод наш заведем.
Исполняется «Есть у нас огород»
Муз. рук: Здорово получилось, молодцы. Мы нашли ещё одну матрёшку. Поехали дальше.
Муз. руководитель: Станция «Игровая» и 4 задание от матрёшечки. Как вы думаете, чем мы будем с вами заниматься на этой станции? (играть) Всё верно.
Русский народ издревле славился не только уникальной и крайне интересной культурой, но и увлекательными играми как для детей, так и для взрослых. Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. И вот одна из них.
Называется она «Золотые ворота». В этой игре двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Получаются «ворота». Остальные встают друг за другом и берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами и ни в коем случае не расцепляйте руки, иначе наша игра не удастся! А «ворота» в это время произносят:
Золотые ворота Пропускают не всегда!
Первый раз прощается, Второй раз запрещается,
А на третий раз Не пропустим вас!
После этих слов «ворота» резко опускают руки, и те игроки, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротами». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все игроки становятся «воротами».
Выберем, кто будет воротами по считалочке:
Катилася торба С высокого горба.
В этой торбе Хлеб, соль и пшеница.
С кем будешь делиться?
На кого падает слово «делиться», тот указывает на кого-нибудь из игроков и говорит: «С ним! (или с ней)».
Проводится игра «Золотые ворота».
Как мы весело играли и нисколько не устали. А вот мы и отыскали последнюю матрешку, маму всех найденных матрешек.
Все задания от крошки-матрешки мы выполнили, а это значит, что наше путешествие по стране Музыкального фольклора подошло к концу. Что же, пришло время собрать всю семью матрешек вместе? Пошлите собирать? (Да) Вся семья в сборе!
М. Руководитель: Ребята, вам понравились задания от нашей малышки матрешки? И мне очень понравилось, давайте вспомним как же называлась страна, в которой мы с вами сегодня побывали? а кто скажет, чем же мы занималась в этой интересной стране? (Ответы детей) Да, всё верно, вы большие Молодцы! За ваши старания вся семья матрешек приготовила вам сладкие угощения, которые ждут вас в группе.
Все ребята занимались,
И немного баловались,
До свидания мы споем
Дружно в группу все пойдем…
Поём поступенным движением вверх и вниз «До свидания»