Елена Хомицкая
Досуг для старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир опытов»
▼ Скачать + Заказать документы
Досуг для старшего дошкольного возраста
«Путешествие в мир опытов»
Цель: вызывать интерес к опытно-экспериментальной деятельности, формирование целостности мировидения.
Задачи:
образовательные: расширение представлений об объектах окружающего мира; обучение самостоятельному планированию исследовательской деятельности: постановке целей, построению алгоритма действий, прогнозированию результатов.
Публикация «Досуг для старшего дошкольного возраста „Путешествие в мир опытов“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
развивающие: развитие аналитического типа мышления: совершенствование навыков сравнительного анализа, обобщения, классификации, подведения итогов практической деятельности; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки; объяснение «чудес» с научной точки зрения; совершенствование речевых навыков, обогащение активного словарного запаса специальными терминами.
воспитательные: поощрение инициативности, создание положительной - мотивации к экспериментированию; создание положительной эмоциональной атмосферы в группе и сплочённости детского коллектива, развитие умения работать в команде;
Предварительная работа: рассмотреть карту, глобус; познакомить со свойствами магнита; перед началом экспериментирования необходимо провести инструктаж по технике безопасности
Актуальность: научить детей видеть и решать проблему, выдвигать гипотезы и предложения. Осуществлять эксперимент, делать выводы. Активизировать словарный запас детей.
Рекомендации к проведению: необходимо привлечь к проведению опытов и экспериментов как можно большее количество детей; необходимо стараться добиваться от детей самостоятельных ответов, давая подсказки и задавая наводящие вопросы, важно не допускать длительных заминок, если дети не справляются – отвечать за них, вместе с ними.
Оборудование и материалы: стол, накрытый клеенкой, макет дороги, емкости и сосуды разной формы и размера, горячая и холодная вода, лед, сода, перекись водорода, марганец, крахмал, лимонная кислота, воздушный шарик, макет вулкана, желтая и синяя краски, белый халат, фартуки для детей, перчатки.
Воспитатель: Ребята, я хочу вам открыть тайну! Вы знаете, я работаю не только воспитателем в детском саду. Я работаю еще и в секретной лаборатории! Она настолько секретная, что о ней никто ничего не знает, но я вам сейчас все расскажу! Я провожу опыты! (воспитатель одевает халат, профессорские очки и фартук). И у меня есть помощник – Ольга Николаевна. Да, она тоже работает воспитателем, но еще она маг и чародей! Не верите? А сейчас мы вам покажем, что Ольга Николаевна умеет. У нее есть волшебные перчатки (пока дети не видят, воспитатель кладет на ладони магниты и одевает перчатки). Я кладу на стол ножницы, ложку, колокольчик, статуэтку, (Ольга Николаевна водит рукой над предметами). Ребята, вы видите, о чудо, предметы притягиваются к руке и висят на ней!
Опыт №1. Волшебная перчатка
Ребята уже знакомы со свойствами магнита. Теперь остается проверить догадливость детей. Пока они не видят, взрослый кладет на ладонь магнит и одевает перчатку. На столе перед ним разложены различные предметы из металла. Взрослый водит рукой над предметами, они притягиваются к руке и висят на ней. Ребятам нужно догадаться, как это происходит.
Воспитатель: Ребята, это только начало! Ольга Николаевна может двигать предметы на расстоянии. Скажите, какой главный атрибут у волшебницы? Конечно, это волшебная палочка! (На стол кладется большой лист картона с изображением проезжей части и машина, к которой прикреплен магнит). Ольга Николаевна легким движением волшебной палочки заставляет двигаться машину по дороге.
Опыт№2. Передвигающаяся игрушка
С обратной стороны картона прижать магнит и двигать им игрушку.
Машина «ожила» и начала ездить по «дороге»!
Разоблачение: магнит притягивает металл, который спрятан в игрушке.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, если я переверну стакан с водой, вода выльется? А если я положу на стакан лист бумаги, он удержит воду? Попробуем? Вырезаем квадрат из бумаги, кладем его на стакан и аккуратно переворачиваем. Бумага прилипает к стакану, как намагниченная, и вода не выливается.
Опыт№3. Крышка из бумаги
Разоблачение: Когда мы накрываем стакан с водой листком бумаги и переворачиваем, то на лист с одной стороны давит вода, а с другой стороны (с самого низу) — воздух. Давление воздуха больше давления воды в стакане, поэтому лист и не падает.
Опыт№4. Превращение с водой
Воспитатель: Ребята, а вы любите рисовать? Вы используете разноцветные краски? А в какой цвет окрасится вода, если мы смешаем желтую и синюю краски? Сейчас мы это проверим! Начинаем опыты на окрашивание воды. У меня две баночки с желтой и синей краской. Какой цвет получится, если их смешать? Проверим! Разведем в разных стаканах желтую и синюю краску и выльем в третий стакан. Моментально получается зеленый цвет!
Не всегда получается тот цвет, который мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества реагируют в воде особым способом. Растворяем в воде марганцовку. Какого цвета получился раствор? Малиновый! А теперь добавляем прозрачную жидкость (капаем из пипетки несколько капель перекиси водорода) и… жидкость становится прозрачной.
Следующее превращение! Растворяем в воде белый порошок (картофельный крахмал)
- какой цвет получится, если мы капнем несколько капель йода? Вы думаете оранжевый или коричневый? Нет! Сиреневый!
Опыт№5. Самонадувающийся шарик
А сейчас я предлагаю познакомиться с еще одним свойством воздуха. Для этого проведем эксперимент – нагреем воздух, а потом охладим его. Надеваем шарик на горлышко бутылки и ставим бутылку в емкость с горячей водой. Шарик поднимается. Затем, ставим бутылку в емкость с холодной водой. Шарик принимает первоначальное положение.
Разоблачение: нагревшись, воздух расширяется, его становится больше и он надувает шарик. Когда воздух остывает, его становится так мало, что он втягивает шарик.
Воспитатель: ребята, посмотрите, что я вам принесла! Да, это глобус! Мы с вами уже рассматривали его. Глобус – это макет нашей Земли. На нем изображены моря, океаны, равнины, горы и…вулканы! А что из себя представляет вулкан и какую он несет опасность? Я принесла плакат, на котором изображена земля в разрезе. В центре находится внутреннее ядро, затем - внешнее, ее окружает мантия. Температура мантии о-очень высокая и чем она ближе к ядру, тем горячее становится. А оболочкой земли является земная кора. Внутри земли происходят сложные процессы, которые чем-то напоминают тесто, которое сильно подошло и пытается выбраться из кастрюли. Вот так и магме становится тесно под землей и она ищет лазейки, что бы выбраться наверх. Этими лазейками оказываются вулканы. А как происходит извержение вулкана, я вам сейчас покажу.
Опыт№6. Вулкан
Я сделала макет вулкана. Ставлю конструкцию на поднос во избежание непредвиденных последствий.
В емкость внутри вулкана насыпаю соду, красную краску, размешиваю, а затем наливаю столовый уксус из бутылочки и наслаждаемся зрелищем.
Разоблачение: Когда сода и уксус соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу и происходит извержение вулкана.
Дорогие ребята! Я очень рада, что вам понравились мои опыты! Но пришло время покидать лабораторию и возвращаться в детский сад. Не расстраивайтесь, у меня припасено для вас еще немало интересных экспериментов. Давайте похлопаем друг другу! До новых встреч!