Черкасова Диана Владимировна
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в казачью станицу»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа : старшая
Формы организации: групповая
Виды деятельности: игровой, коммуникативный, познавательно-исследовательский, двигательный, продуктивный, чтение художественной литературы.
Методы: игровой, словесный, наглядный, практический.
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция с другими областями: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Путешествие в казачью станицу“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Цель: формирование представлений о Малой Родине на примере ознакомления с укладом жизни кубанского казачества.
Задачи:
1. Образовательные:
-активизировать словарь;
-формировать связную речь;
-формировать представление о быте и обычаях кубанских казаков.
2. Развивающие:
-способствовать развитию слухового внимания; развивать речевую активность при проведении беседы;
-совершенствовать грамматический строй речи; развивать фонематический слух, умение вслушиваться в слова, понимать их значение;
-способствовать развитию познавательного-исследовательского интереса для решения проблемной задачи;
-способствовать развитию и сохранению познавательного интереса на протяжении всего действия;
-способствовать сохранению физического и психического здоровья детей на основе двигательной активности при проведении подвижной игры;
-развивать мелкую моторику рук при проведении пальчиковой игры;
-развивать воображение, творческие способности детей и интерес детей к продуктивной деятельности;
3. Воспитательные:
-воспитывать культуру речевого общения детей друг с другом и воспитателем;
-воспитывать желание работать коллективно, помогать друг другу.
Предварительная работа: беседы с детьми на темы «Россия - наша Родина», «Наша Малая Родина», «Казачество», разучивание пословиц и поговорок, стихотворений, разгадывание загадок, проведение дидактических игр и пальчиковой гимнастики, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: конверт с письмом, физкультурное оборудование -тоннель, иллюстрация с изображением куреня, разрезная картинка «Курень» (части по количеству детей, предметы быта казаков, мяч, картинки с изображением казаков, лоскуты по количеству детей, прищепки.
Организация и методика проведения образовательной деятельности
Этап деятельности Содержание совместной деятельности детей и педагога Образовательная область/виды детской деятельности Формы работы Образовательные и развивающие задачи Планируемый результат (целевые ориентиры)
Вводная часть
(мотивационный, подготовительный этап-создание проблемной ситуации) Воспитатель встречает детей в зале. Дети заходят, становятся перед воспитателем полукругом
Воспитатель:
Необычное утро сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать вас!
Для важных дел собралась детвора,
Поздороваться нам настала пора!
Мы подарим вам улыбку,
И вы станете добрей,
Мы подарим вам улыбку,
И день покажется светлей!
На гостей вы посмотрите,
Не стесняйтесь, улыбнитесь.
Ребята, посмотрите, в каком прекрасном зале мы с вами находимся. Это наш любимый детский сад. А вы знаете, как называется наш детский сад? (Ответы детей) Правильно, «Гармошка». И такой красивый детский сад находится в нашем городе. Как называется город, в котором мы с вами живем? (Ответы детей). Да, мы живем в городе Михайловске. Кто-то из вас здесь родился, а кто-то приехал с семьей издалека. Но сейчас город Михайловск мы называем своим родным городом.
Воспитатель привлекает внимание детей к окну.
Кто-то бросил мне в оконце, посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца, что щекочет мне лицо,
Может, это воробьишко, пролетая, обронил,
Или кот письмо, как мышку, на окошко заманил?
От кого пришло письмо, вам хочется узнать?
Воспитатель рассматривает конверт и сообщает, что письмо пришло от бабушки Маруси.
Воспитатель: Моя бабушка - казачка. А вы знаете, кто такие казаки? (Ответы детей) Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята, я живу недалеко от вашего родного города Михайловска. Вчера я полоскала в реке Кубань свое любимое лоскутное одеяло и течением воды его случайно унесло! Пожалуйста, помогите мне сделать новое одеяло».
Воспитатель: Ребята, вот так задача! Бабушка Маруся просит нас сделать ей лоскутное одеяло. А вы знаете, что это такое, как выглядит это одеяло? (Ответы детей) Такое одеяло давным-давно было у наших бабушек. Как же нам на него посмотреть? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие - в прошлое нашего края - в ставропольскую казачью станицу.
Воспитатель: Как же мы можем попасть в прошлое? (Ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю оказаться в прошлом с помощью волшебного тоннеля.
Игра-имитация «Тоннель» Речевое развитие (восприятие литературы и фольклора)
Социально-коммуникативное развитие (коммуникативный)
Познавательное развитие (решение проблемной ситуации)
Физическое развитие (игровой, двигательный)
Приветствие
Беседа
Художественное слово
Создание проблемной ситуации
Игра-имитация Способствовать развитию слухового внимания; развивать речевую активность при проведении беседы; активизировать словарь; воспитывать желание прийти на помощь;
способствовать развитию познавательно-исследовательского интереса для решения проблемной задачи; совершенствовать двигательную активность детей.
Дети эмоционально вовлекаются в действия. Взаимодействуют с взрослым и сверстниками
Основная часть
(содержательный, деятельностный этап) Воспитатель: Ребята, мы с вами прибыли в ставропольскую казачью станицу, где жила моя бабушка Маруся, когда была еще такой же маленькой, как вы. Посмотрите, это дом Маруси (демонстрация картинки). А как назывался дом казаков? (Ответы детей)
Воспитатель: Дом казаков назывался «курень». Особенностью куреня является расположение комнат: все помещения проходные, поэтому человек, перемещаясь внутри дома, ходит по кругу. Само слово «курень» в переводе означает «круг» или «кольцо».
Воспитатель: Давайте вместе с вами построим курень!
Дидактическая игра «Построй курень» (собрать разрезную картинку, на которой изображен курень).
Воспитатель: Хотите, посмотреть, как жили казаки? (Ответы детей)
Воспитатель: Проходите в курень.
Воспитатель: Посмотрите, как в горнице светло и уютно. Казачки очень любят порядок. Посмотрите на эти предметы, вы знаете, как они называются (Воспитатель показывает предметы по очереди.)
Дети: Да, это чугунок, горшочек, рушник и пр.
Воспитатель: Вы сейчас часто слышите эти слова? Используете их в своей речи? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Забытые слова».
Я буду называть казачье слово, а вы говорить, что оно обозначает.
Дидактическая игра с мячом «Забытые слова» (атаман - командир, рушник - полотенце, курень - дом, гутарят - говорят, батя – папа, любо – хорошо, уклад – порядок, ветхий – старый, грамота – письмо, дюже – очень, жменя - горсть, кочет – петух, муторно - грустно)
Воспитатель: Молодцы, вспомнили забытые слова. Я немного расскажу вам об укладе жизни казаков. В казачьей семье всегда почитают старших. И мы бережно храним фотографии наших предков. Вот они вывешены на самом видном месте. Здесь наши деды в военной форме, с оружием. Ведь воинская служба для казака - главное дело его жизни. А вы знаете пословицы о казачьей службе? (Казак сам не ест, а коня накормит. Конь казаку неизменный друг. Казак в беде не плачет. Казак за казака горой стоит)
Воспитатель: Молодцы. Мужчины много времени проводили в походах. Посмотрите, у меня есть предмет, который всегда был у казака в обиходе. Что это? (Нагайка) Для чего? (Ответы детей). На самом деле нагайка - очень серьезное оружие. Казак мог «подкосить» соперника, ударив нагайкой по ногам, по лицу, обезоружить, ловко ударив по руке. Маленькие казачата очень любили играть с нагайкой. Хотите поиграть?
Подвижная игра «Нагайка» (дети становятся в круг, воспитатель внутри круга вращает нагайку низко над полом, дети перепрыгивают, кто запнулся – выходит).
Воспитатель: Молодцы, настоящие казачата! Пока мужчины были в походах, ведение домашнего хозяйства целиком лежало на женщинах. Казачки очень любили рукодельничать. Посмотрите, какие рушники они вышивали. А одеяло на кровать шили из лоскутов, поэтому называли его лоскутным. (Воспитатель показывает лоскутное одеяло)
Воспитатель: моя бабушка Маруся полоскала в Кубани такое же одеяло и упустила его. Давайте сделаем для нее новое одеяло.
Проводится пальчиковая игра с прищепками «Соберем одеяло из лоскутов»
Воспитатель во время деятельности детей хвалит детей пословицами о труде (Поспешишь - людей насмешишь. Умелые руки не знают скуки).
Воспитатель: Какое красивое одеяло у нас получилось! Бабушка Маруся будет очень довольна!
Воспитатель: Ну что же, в гостях хорошо, а дома лучше. Вот и нам пора возвращаться домой. Давайте возьмем одеяло с собой.
Проводится игра-имитация «Тоннель» Речевое развитие (восприятие фольклора, построение речевого высказывания) Социально-коммуникативное развитие (коммуникативный) Познавательное развитие (познавательно-исследовательский)
Физическое развитие (игровой, двигательный)
Художественно-эстетическое развитие (продуктивная деятельность)
Демонстрация материала
Беседа
Дидактические игры
Подвижная игра
Продуктивная деятельность Игра-имитация
Формировать связную речь; совершенствовать грамматический строй речи; развивать фонематический слух, умение вслушиваться в слова, понимать их значение; формировать представление об укладе жизни казаков; способствовать развитию и сохранению познавательного интереса на протяжении всего действия; способствовать сохранению физического и психического здоровья детей на основе двигательной активности при проведении подвижной игры;
развивать мелкую моторику рук при проведении пальчиковой игры;
развивать воображение, творческие способности детей и интерес детей к продуктивной деятельности;
развивать умение работать коллективно, помогать друг другу. Дети эмоционально вовлекаются в действия с предметами. Любознательны, задают вопросы.
Строят речевое высказывание.
Проявляют интерес к участию в совместных играх
Воспринимают здоровый образ жизни как ценность; укрепляют здоровье
Заключительная часть (рефлексивный этап) – открытый конец Воспитатель: Вот мы и вернулись в наш детский сад (Дети садятся на стулья)
Воспитатель: Ребята, где же мы с вами побывали? (Ответы детей)
Воспитатель: Что мы там делали? (Ответы детей)
Воспитатель: А из чего сделано одеяло? (Ответы детей)
Воспитатель: Как называется одеяло, сделанное из лоскутков? (Ответы детей)
Воспитатель:
Хорошо, чтоб в наши дни
Традиции мы с вами берегли,
Жили здесь когда-то наши предки – казаки.
В чудном крае, где живем мы,
У Кубань-реки!
Воспитатель: Ребята, мы выполнили просьбу бабушки Маруси? Она будет довольна? Я предлагаю вам вернуться в группу, дошить наше оделяло, упаковать его в посылку и отправить бабушке Марусе в подарок. Вы согласны? (Дети прощаются и уходят) Речевое развитие (построение речевого высказывания)
Социально-коммуникативное развитие (коммуникативный)
Беседа Совершенствовать грамматический строй речи при составлении полных ответов на вопрос
Дети эмоционально вовлекаются в действия. Взаимодействуют с взрослым и сверстниками