Стещенкова
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в город Красивой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Тополёк»
Конспект
Организованной образовательной деятельности по
развитию речи в подготовительной группе «Ягодка»
«Путешествие в город Красивой речи».
Подготовила : воспитатель
Стещенкова С. И.
г. Белая Калитва
2024г.
Публикация «Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе „Путешествие в город Красивой речи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в город Красивой речи»
Стещенкова Светлана Ивановна
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в город Красивой речи»
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.
Задачи:
Образовательные задачи:
Развивать связную, диалогическую и монологическую речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы, закрепить и обобщить знание детей об антонимах, упражнять в делении слова на слоги, в составлении рассказа с помощью мнемотаблицы пополнить активный словарный запас. Развивающие задачи : развивать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма.
Воспитательные задачи: способствовать воспитанию доброты и желанию помогать тем, кто нуждается в помощи, создавать положительный эмоциональный фон.
Словарная работа: фантазия.
Материалы и оборудование: запись мелодии «Волшебной музыки», конверт (письмо) ГАЛЧОНОК, сундук, солнышко, лучики отдельно 6 шт, презентация «Грод Красивой Речи», корзина с фруктами.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети входят, встают в круг.
Воспитатель:
Какое у вас сегодня настроение?
Дети: хорошее, радостное, веселое…
Дети берутся за руки и выполняют действия под приветствие:
Воспитатель:
Мы с тобой подружимся,
А потом покружимся,
Снова за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель:
Молодцы! Вы дружные ребята?
Дети: Да!
Воспитатель:
Хорошо, а сейчас мы с вами сядем на стульчики и поговорим
Ребята, а знаете ли вы, что с людьми, которые много знают очень интересно общаться и их очень интересно слушать, потому-то у них красивая речь.
- Ребята, на каком языке мы с вами разговариваем? (Мы разговариваем на русском языке)
- Как вы думаете, как можно назвать русскую речь? (русская речь красивая, выразительная)
Воспитатель: Да, правда, а еще в русском языке много необычных слов и выражений.
Воспитатель: Далеко, далеко на земле, есть прекрасный город, где все друг другу улыбаются, говорят комплименты, приветствуют вежливыми словами, разговаривают негромко и ласково и город этот называется «Город Красивой речи». Попав в эту город, люди немного меняются.
- Хотите узнать как? (дети - да).
Попадая в город Красивой речи, люди чудесным образом становятся лучше. Злые становятся наоборот добрыми, грустные — радостными, некрасивые – красивыми, голодные-сытыми, драчливые-дружными, неряшливые-аккуратными, невоспитанные-воспитанными (дети помогают, говорят антонимы). Многие хотели бы попасть в этот волшебный город. А вы хотите?
Дети: -Да!
Воспитатель: Но, ребята, город стал заколдованным после того, как его жители разучились правильно и красиво говорить. И чтобы его расколдовать, нужно показать, грамотность и красоту нашей речи.
Ребята, поможем городу и его жителям?
Да: Да!
Воспитатель: Тогда в путь. Так как город необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.
-А что такое фантазия? – ответы детей (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем – то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле, но наши фантазии не приносят вред другим.).
Воспитатель: — Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила красивой речи :
Все вместе:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
Основная часть
- Итак, отправляемся в город Грамотной и Красивой речи. А полетим мы с вами на воздушном шаре (слайд №2). Вот он какой, посмотрите на экран. - Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома, заводы, леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха.
Открываем глазки и повторяем за мной:
-У-У-У – я лечу
- О-О-О – далеко
- Ши-Ши-Ши – выше крыши
- Шо-Шо-Шо - хорошо
Воспитатель: — Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок». (Слайд №3 Ворота с замком.)
Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)
И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)
- Замок мы открыли, молодцы!
(Слайд №4 открытые ворота)
Воспитатель:-Ой, ребята, а здесь ГАЛЧОНОК письмо принес! Читаем : «Дорогие, любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали наш город : Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко. Помогите нам расколдовать нам наш город!»
-Нужно помочь жителям этого города. Поможем? Да.
- Тогда, отгадайте загадку:
Среди поля голубого
яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит,
землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Догадались это… Солнце.
На доске нарисованное солнышко без лучиков.
Воспитатель:-Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков. Ребята, посмотрите, без солнышка с его тёплыми лучами, в разноцветном городе Красивой речи стало тускло и безобразно! Солнышко совсем загрустило! (Воспитатель указывает на предметную доску, на которой помещено изображение грустного солнышка без лучиков)
-Злые волшебники и его заколдовали, а лучики спрятали в волшебном сундуке. Давайте мы его с вами поищем. Поможет нам загадка из письма:
Загадка:- Здесь у нас зеленый луг
Много здесь цветов вокруг.
Дети: уголок природы.
Дети находят сундук.
-Чтобы расколдовать солнышко нужно выполнить задания.
Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках, и, выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку.
Воспитатель: Ребята, поможем расколдовать город? – Да!
1. Задание. «Назови ласково» Воспитатель, кидая мяч ребенку называет слово, а он называет его ласково. Примерные слова.
«Назови ласково»
Цель: Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,
лужа — лужица, дерево — деревце,
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,
туча — тучка, лес — лесок,
сад — садик, птица — птичка.
Лиса хитрая - лисичка хитренькая
Заяц белый - зайчик беленький
Сапоги чистые - сапожки чистенькие
Ветка короткая - веточка коротенькая
Шишка длинная - шишечка длинненькая
Туча черная – тучка черненькая
Лист желтый-листик желтенький.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Прикрепляем лучик к солнышку.
2. Задание: Пройдите через заколдованный лес.
Воспитатель: Ребята, а в какое время года в лесу вы узнаете, если отгадаете загадку.
Пришла девица красная
И листья обсыпает.
А как она зовется,
Кто, дети, угадает?
Дети: Осень.
Воспитатель: Давайте вспомним, какие месяцы осени мы знаем? (называют месяцы).
Воспитатель: А какие признаки осени вы знаете?
Дети: На улице стало холодно, люди тепло одеваются.
- Часто идут холодные, моросящие дожди.
- Дни становятся короче, а ночи длиннее.
- На деревьях желтеют, краснеют листья и опадают.
- Птицы собираются стаями и улетают на юг.
- На полях и огородах убирают урожай. Готовят запасы на зиму.
- Дикие звери готовятся к зиме.
Пройти этот лес нужно сыграв в игру «Дополни предложения».
Нам надо рассказать, что мы знаем о лесе?
Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев, какие, назовите их? (ель, сосна, осина, клен, береза, дуб). Ребята, сосна какое дерево? (хвойное). Лес, в котором растут одни хвойные деревья - как называется? (Хвойный). Лес, в котором растут лиственные деревья – как называется? (Лиственный). Молодцы! Также в лесу живут различные дикие животные, назовите их? (полный ответ). – В лесу живут волк, заяц, лось, косуля, медведь, лиса. Птицы живут? Какие? – Дятел, сорока, сова, кукушка. Что еще растет в лесу? (Ягоды, грибы, кустарники).
Все верно
Воспитатель: Молодцы!
(Дети встают на физкультминутку). Ребята, покажите какие высокие деревья в лесу (дети поднимают руки вверх и тянутся на носочках). Деревья высокие. Вдруг подул ветер, закачались наши деревья (наклоны вправо, влево).
Покажите, как ходит лиса? Заяц? И т. д.
- Молодцы! Мы выполнили задание.
Прикрепляем лучик к солнышку.
ЗАДАНИЕ № 3
Осень– сказочно красивое время года! И у меня сегодня такое чудесное настроение, а у вас? (дети – хорошее, прекрасное, чудесное).
Воспитатель: а вот и 3 задание Читает :Давайте поиграем с осенними словами.
Встаньте в круг. Я буду давать вам осеннюю веточку и называть слово, а вы берете веточку и повторяете это же слово, но ставьте перед ним слова «осенний, осенняя, осеннее» :
месяц - осенний месяц,
погода - осенняя погода,
настроение - осеннее настроение,
ночь – осенняя ночь,
небо - осеннее небо,
листва - осенняя листва,
дождь – осенний дождь,
одежда – осенняя одежда,
дерево - осеннее дерево,
день - осенний день,
небо – осеннее небо,
ветер – осенний ветер.
Дыхательная гимнастика. Покажем, как ветерок дул на листочки?
(Дети делают вдох, на выдохе произнося звук –у-у-у-, а листья шуршали вдох, на выдохе произносят звук ш-ш-ш)
Воспитатель: - Молодцы! Прикрепляем лучик к солнышку.
Задание№ 4 .«Назови признаки» — В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов.
- Матрешка из дерева…деревянная
- Сумка из кожи…кожаная
- Если ручка сделана из пластмассы, то…пластмассовая
-Мальчик с широкими плечами-…широкоплечий
-Дом из кирпича…кирпичный
-Блюдце из фарфора…фарфоровое.
-Пиджак из шерсти…
-Куртка из кожи….
-Шуба из меха. …
Прикрепить лучик.
Задание № 5
Воспитатель: Молодцы. На этом у нас задания за кончились, предлагаю вам поиграть в игру «Хлопушки»
(Ребёнок учится прохлопывать слова, разделяя их на слоги
по количеству гласных звуков, голосом выделяя ударный слог.)
Гру – ша, сли – ва, ли – мон, пер – сик, аб – ри – кос.
А – пель – син, ман – да – рин, яб – ло – ко.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы,
Прикрепляем лучик к солнышку.
Задание № 6 «Составь рассказ»
Воспитатель: Скажите, а для чего нам нужна речь? Из чего состоит наша речь? (ответ детей).
-Правильно, наша речь состоит из предложений.
Воспитатель помещает перед детьми опорные картинки (МНЕМОТАБЛИЦУ). Ребенок должен придумать по каждой из них предложение. В результате должен получиться связный текст - Рассказ.
- Как назовем рассказ?
Дети: - Осень!
Ребята вы выполнили все задания.
-Ребята, вот и засияло солнышко в этом замечательном городе. Какое оно? .
- Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. От его света мир становится прекрасней. Протяните ладони к солнышку, погрейте их. А теперь теплыми ладошками дотроньтесь до вашего лица. Давайте погладим его.
Массаж лица:
- Личико солнце согрело, потеплело, потеплело.
Дети выполняют поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей.
- Наши ручки потянулись, наши губки улыбнулись.
Медленно тянут руки вверх, улыбаются.
- Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все.
Итог: Город Красивой речи расколдован. Молодцы ребята!
Воспитатель: Жители города говорят вам «Спасибо» и передают вкусный привет (корзинка с фруктами).
-А нам пора отправляться домой. Закрываем глаза и представляем себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.
-Вот и прибыли мы в детский сад.
Воспитатель: Скажите, какими вы стали после этого путешествия? Стали добрее? Сильнее? Увереннее?
Дети: Мы стали добрыми, радостными, дружными, аккуратными, воспитанными.
Воспитатель: А как, вы себя чувствовали в сказочной стране?
- А что больше всего понравилось? Какое задание больше всего?
- Что было особенно трудно?
Дети: (ответы).
Воспитатель: Занятие закончено, Молодцы!