Наталья Басина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие со Снеговиком»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип занятия: интегрированное
Вид занятия: познавательно - исследовательское
Форма проведения: фронтальное
Тема: «Путешествие со снеговиком»
Цель:
Обобщить знания детей о зиме, о жизни диких животных, птицах их повадках, особенностях, в зимний период. Развитие представлений о следах на снегу диких животных и птиц.
Продолжать формировать знания детей о профессии лесника.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Путешествие со Снеговиком“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Снеговик. Материалы про снеговиков
- Темочки
Формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью. Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы. Активизировать интерес в опытно – экспериментальной деятельности с солью, льдом и красками.
Задачи:
Познавательное развитие :
Способствовать формированию представлений о зиме, об изменениях в природе зимой, о зимующих диких животных и птицах их особенностях и различии следов на снегу, закрепить знания о профессии лесник, о северном полюсе и его обитателях, о явлении северное сияние.
Речевое развитие:
Способствовать формированию умения правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными.
Побуждать детей, отвечать на вопросы полным предложением.
Художественно-эстетическое развитие:
Воспитывать интерес к художественному слову, видеть красоту окружающего мира, бережное отношение к природе.
Социально-коммуникативное развитие:
Содействовать развитию интереса к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
Физическое развитие: Развивать двигательные навыки детей.
Словарная работа: Вьюга, метель, пушистая, белым бело, запорошило, гололёд, ветреная, лесник, северный полюс, Арктика, северное сеяние.
Предварительная работа: чтение произведений о зиме (С. Есенин «Поет зима - аукает.», И. Суриков «Зима», Я. Аким «Первый снег»; русские народные сказки «Зимовье зверей», «Снегурочка»); знакомство с пословицами, народными приметами о зиме; рассматривание репродукций картин (И. И. Суриков «Зима», И. Левитан «Зимой в лесу», И. И. Шишкин «Зима»); рассматривание картинок и иллюстраций на тему дикие животные и птицы зимой; наблюдение неживой и живой природы во время прогулок; беседы о зиме, о сезонных изменениях в зимний период, о диких животных и птицах зимой об их особенностях; дидактические игры «Цепочка слов», «Что лишнее», «Доскажи словечко». Просмотр презентаций: «Дикие животные Ставропольского края зимой», «Дикие животные в зимнем лесу», «Профессия лесник», «Птицы зимующие и перелётные». Проведение акции «Покормим птиц зимой».
Материал и оборудование: Презентация к НОД «Путешествие со снеговиком»; мяч для игры, два мольберта и картинки птиц на магнитах «Зимующие» и «Перелётные», пеньки со следами диких животных, бутафорские снежные шапки; лёд, соль, акварель, кисточки, стаканчики с водой, салфетки; ёлка, игрушки (красные и синие) для рефлексии.
Ход НОД
1. Вхождение в тему. Создание проблемной ситуации
Слайд (Заставка)
- Здравствуйте мои друзья! Здравствуйте гости!
Давайте, подарим друг другу хорошее настроение и доброе утро. Вот доброе утро у нас в ладошках, подуйте на него, выпустим его! Такие тёплые стали наши ладошки и ваше настроение тоже стало теплым и хорошим.
Слайд 1 (Зима)
- Ребята, посмотрите, какая красота вокруг! Все белым-бело! Отгадайте-ка загадку и узнаете, о чем мы с вами будем говорить?
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
II. Основная часть
- Ребята, как вы думаете, зима – это красивое время года?
- Какие приметы зимы вы знаете? (стало холодно, появились сосульки, лужи покрылись льдом, идёт снег, дни стали короче, а ночь дольше).
- А сейчас я вам предлагаю поиграть. Я буду рассказывать о зиме, а вы внимательно слушайте, а потом ответите, да или нет?
1. Дидактическая игра с мячом «Да или нет»
- Зимой бывают снегопады?
- Зимой люди купаться на речке? (нет) Почему?
- Зимой можно ходить в шортах и футболках по улице? (нет) Почему?
- Зимой катаются на санках?
- Зимой надевают тёплую одежду? Почему?
- Зимой играют в снежки?
Ребята, а теперь присядьте на стулья.
(Звучит музыка, на слайде появляется снеговик)
Слайд 2 (Снеговик)
Я весёлый Снеговик!
К стуже, к холоду привык.
Любопытный, озорной.
Меня слепили дети во время прогулки, и ушли обедать. Я решил отправиться путешествовать увидел детский и зашёл к вам в группу. Мне бы хотелось с вами, подружится, а вам со мной?
Слайд 3 (Снеговик растаял)
- Посмотрите, что произошло со снеговиком? (ответы детей)
- Почему?
В группе Снеговик оставаться больше не может, а давайте, и мы отправится в путешествие вместе со Снеговиком.
- Ребята, посмотрите, снегом всё вокруг замело и пешком нам не пройти, а на чём можно, отправится в путешествие зимой? (ответы детей)
- А Снеговик приглашает нас прокатиться на лыжах! Поехали!
Мы на лыжах весело идем,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Слайд 4 (Зимний лес)
- Мы приехали в лес.
Слайд 5 (следы на снегу)
- Посмотрите, что это? (следы)
- А кого эти следы? (диких животных и птиц)
- Снеговик хорошо разбирается в следах животных и птиц, он нам поможет узнать, кто оставил эти следы.
Воспитатель предлагает детям сесть и отдохнуть, обращает внимание детей на пеньки покрытые шапками снега.
2. Дидактическое упражнение «Чей след?»
- Посмотрите ребята, это подсказки – пеньки нашего Снеговика! (вызванный ребёнок поднимает с пенька снежную шапку и называет, чей след)
- Чьи это следы? (ответ, зайца)
Слайд 6 (Заяц)
- А вот и заяц. Ребята, как вы думаете, легко ли зайцу зимой в лесу?
- Чем питаются зайцы в зимнем лесу?
- Какая шубка была летом, а какая зимой?
- А для чего заяц меняет цвет шубки?
- А теперь посмотрим что на этом пеньке (вызванный ребёнок поднимает снежную шапку и называет, чей след).
Чьи это следы? Да это следы медведя, здесь его берлога.
Слайд 7 (медведь в берлоге)
- Что зимой делает медведь? Правильно спит.
- Чем медведь питается зимой во время спячки?
- Когда просыпается медведь?
- А вот ёще пенёк. А здесь, чьи следы? Правильно, лисы.
Слайд 8 (Лиса)
- Ребята, а лисица делает запасы на зиму?
- А чем она питается?
- А как говорят про лису, какая она?
Слайд 9 (Следы птицы)
Посмотрите, а эти следы, кому принадлежат? (да птице)
Чтоб узнать какой птицы отгадайте загадку:
Я зимой люблю кормушки,
Как на ёлочках игрушки,
Если поклевать хочу,
От одной к другой лечу.
Желтогрудая я птичка,
И зовут меня… (Синичка)
Слайд 10 (Синичка)
- Ребята, а почему синичка сейчас здесь с нами? (потому что она зимующая)
- А вы знаете, какие птицы зимуют вместе с нами, а какие улетают на юг?
- Снеговик решил с вами поиграть и проверить ваши знания.
3. Дидактическая игра «Кто лишний?»
На двух мольбертах картинки птиц зимующих и улетевших в теплые края. Один ребёнок оставляет зимующих птиц, а другой ребёнок улетевших в тёплые края.
Вы правильно выбрали всех птиц и Снеговик очень рад. В лесу холодно зимой и Снеговик предлагает нам отдохнуть и согреться.
4. Физкультминутка «Снеговик»
Слайд 11 (Снеговик с музыкой)
Слайд 12 (Снеговик без музыки)
Дети проходят на свои места
5. Беседа «Профессия лесник»
- Дети, а животных и птицах нужно заботиться и помогать зимой? (ответы детей)
- Конечно, без помощи людей животным и птицам в лесу очень трудно прожить.
- А для того чтоб узнать кто помогает в лесу животным и птицам отгадайте загадку.
Он природу охраняет,
Браконьеров прогоняет,
А зимою у кормушек
В гости ждёт лесных зверюшек. (Лесник)
Слайд 13 (Лесник)
Правильно, ребята - это лесник. Лесник - хозяин леса. Он заботится о лесе, о его обитателях.
- Ребята, а вы знаете, чем лесник занимается в лесу?
- очищают лес от мусора и сухих, поломанных деревьев.
- берегут от пожаров
- подкармливают и лечат зверей и птиц
- охраняют обитателей леса от злых людей – браконьеров.
- спасают зверюшек во время пожаров и наводнений
- высаживают новые саженцы на пожарищах и вырубках.
Слайд 14 (Работа лесника)
- Дети как называется профессия самого главного человека в лесу? (лесник)
- Снеговик, нам пора дальше отправляться.
Мы на лыжах весело идем,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Слайд 15 (Северный полюс)
- Куда мы приехали? (ответы детей)
- Северный полюс - это ледяная пустыня. Белый цвет, это цвет снега, холода, льда.
Океан покрыт льдом. На Севере холодно в течение всего года, там не бывает лета. Северный полюс – самое холодное место на Земле. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму, длится полярная ночь.
Слайд 16 (Северное сияние)
- Посмотрите, что это? (северное сеяние)
- Ребята и животные севера пришли посмотреть на северное сияние.
Слайд 17 (Вылетающие картинки животных)
- Кто это? (белая медведица с медвежонком)
- А это кто? (Пингвин с пингвиненком)
- А это? (Северный олень с оленёнком)
Слайд 18 (Северное сияние)
Ребята, Снеговик с нами дальше не поедет. Он решил остаться и наблюдать за северным сиянием. Давайте скажем ему спасибо за путешествие и попрощаемся.
Нам пора возвращаться в группу.
Мы на лыжах весело идем,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вот мы и вернулись
- Ребята, а вы хотите, чтоб северное сияние появилось и у нас в группе.
6. Практическая часть. Опытно – экспериментальная деятельность «Взаимодействие соли и льда»
Подойдите к столам.
Перед вами льдинки, на них нужно посыпать соль для того чтобы получились впадины и проталинки. А теперь окуните кисточки в краску и нанесите на поверхность льда, краски берите разных ярких цветов.
Слайд 19 (Группа и северное сияние)
- Посмотрите, теперь и у нас в группе северное сияние.
Ребята, а как краска проникла в середину льда? (ответы детей, правильно, потому что соль воздействует на лед так, что он начинает разрушаться и таять очень быстро.
Дети проходят на свои места.
III. Рефлексия
- Скоро новый год, а ёлочка в нашей группе ёще не украшена, давайте её нарядим. Если вам понравилось наше путешествие то вы возьмите красные шары, а если нет, то синие.
- Я очень рада, что вам всем понравилось путешествие.
- Ребята, о каком времени года мы с вами сегодня говорили?
- Чем вам нравится зима?
- Кто приходил к нам в гости?
- Где мы побывали?
- А кто зимой заботиться о птицах и животных в лесу?
- Мы побывали на северном полюсе, что мы там видели?
Вы сегодня были внимательными, умелыми, дружными. Молодцы ребята!
А теперь давайте нарядим ёлку и закончим наше занятие.