Мария Суворова
Конспект занятия «Путешествие по «Реке времени» Н. А. Короткова «История ложки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Цель: создать условия для развития любознательности, активности, познавательных интересов в процессе знакомства с историей появления ложки.
Задачи:
Обучающие:
1. формировать представления детей об истории возникновения ложки, её
разновидностях, качествах и свойствах;
2. Формировать у детей представление о системе сенсорных эталонов материалов и длительности времени;
3. Совершенствовать аналитическое восприятие, стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по „Реке времени“ Н, А, Короткова „История ложки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Ложка. История ложки
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
1. Развивать мыслительные процессы: внимание, память, мышление, восприятие;
2. Развивать мелкую и крупную моторику;
3. Развивать связную речь, обогащать словарь детей словами: ложкари, старина, сувенир, береста.
4. Развивать способность к экспериментированию;
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
2. Воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность;
3. Воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
4. Воспитывать умение договариваться, учитывать интересы других.
Ход занятия:
Педагог заносит варенье без ложки. Предлагает угоститься.
Воспитатель: - Я сегодня хочу вас угостить вареньем. Угощайтесь, мои дорогие! (ложек нет). Создание проблемной ситуации.
Воспитатель: - Я совсем забыла приготовить ложки! А как можно поесть без ложки? (обсуждение с детьми культуры приема пищи).
Воспитатель: - Оказывается, ложка очень важный предмет и без него невозможно обойтись.
Не лопата, не совок.
Что захватит, то в роток.
Кашу, суп или окрошку.
Вы узнали? Это (ложка).
Воспитатель: - Ребята, а какие бывают ложки? Хотите больше узнать о ложках? Вы знаете, что история ложек начинается с древних времен. Хотите узнать, как это было? Я вам предлагаю еще раз совершить волшебное путешествие по реке времени. Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит всегда вперед и никогда не возвращается, также, как и время. Чтобы нам и в этот раз не заблудиться во времени, давайте мы обозначим наши остановки. И поможет нам в этом «Река времени».
Первая остановка называется «Древность».
- Чтобы перенестись нам в давние времена я хочу предложить вам положить руки на мои волшебные часы.
Проговаривание слов:
Тик – так, тик – так,
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведем,
В древность все мы попадаем.
Воспитатель: - Как вы думаете, из чего была сделана самая первая ложка? Предлагаю вам сесть на стульчики и посмотреть на экран.
- Сначала люди ели руками (2 слайд).
Воспитатель: - Но однажды человек выронил горячий кусок мяса, который упал на острую палочку. Человек поднял кусок мяса за палочку и понял, что с палочки есть удобнее. С тех пор люди стали пользоваться палочками. (3 слайд). Но палочкой суп не поешь.
- Первую ложку человек вытесал из камня. Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой? Почему?
Дети: - Она была не ровная, тяжелая, не прочная, вовремя еды она обжигала рот (4 слайд).
Воспитатель: - Люди, жившие у южных морей (древние греки, когда не было ложек использовали ракушки, которыми удобно было «загребать» пищу. А удобно ли есть с ракушки?
Дети: - Не удобно, острые края, ломается и т. д.
Воспитатель: - А представляете, что вы кушаете горячий суп. Удобно вам? Позднее к ракушкам приделывали ручки. Но, такие ложки были достаточно хрупкие, края острые, не ровные. (5 слайд).
Воспитатель: - Время шло, люди начали придумывать другие ложки. Из чего были еще ложки? Ложки из рыбьих костей, из костей животных их рогов, из коры деревьев (6 слайд).
Следующая остановка: «Старина».
Воспитатель: - Ребята, давайте возьмемся за часы и переместимся в страну, произносим:
Тик – так, тик – так,
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведем,
В старину мы попадаем.
Воспитатель: - Как вы думаете, какими ложками ели раньше на Руси? (ответы детей).
Воспитатель: - На Руси ложку изготавливали довольно рано из бересты. Простые русские люди ели щи и кашу деревянными ложками. Их вырезали из липы, березы, дуба. Ложка получалась легкая, красивая, удобная и не нагревалась от горячей пищи. Первые деревянные ложки были очень простые, без украшений (7 слайд).
Воспитатель: - Кушали люди так: (8 слайд). Ставили на стол одну на всех миску или чугун с кашей, щами. Тарелок не было, а если глиняные у кого – то и были, то их ставили только на праздники, стоили они очень дорого. Каждому давали кусок хлеба и ложку. Самый первый опускал ложку в чугун дед, а если кто-то осмеливался деда опередить, то тому ложкой по лбу, а то могли и из-за стола выгнать, голодным оставить! Отсюда пошла и поговорка: «Вперед батьки в пекло не лезь!». Кто сколько ложек успеет съесть, тот тем и сыт будет. А если в щах – мясо, то его можно брать только спросив разрешения. У людей на Руси ложка всегда была при них, ее носили за поясом или в особых футлярах. В гости без собственной ложки не ходили, хозяин никогда не давал гостю ложку, а ждал, когда тот свою достанет. Даже царь Петр l, когда обедал в гостях, слуге приказывал с собой брать царскую ложку. Ел Петр l, как простые люди, деревянной ложкой, правда была она украшена слоновой костью, он не кичился своей знатностью.
Воспитатель: - А делали ложки на Руси с выдумкой. Они были вырезные, расписные, каждый край ложки отличался своей задумкой, не похожей на другие.
Вятские ложки отличались тем, что черпачок был удлиненный и плоский, в виде яйца, ручка загнута вниз с резьбой.
Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники (9 слайд).
Мастера ложечники изготовляли и расписывали разними узорами ложки. Так же их дарят как подарок – сувенир (10 слайд).
Воспитатель: - А как еще использовали ложки на Руси?
В России ложку используют еще как музыкальный инструмент (11 слайд).
Воспитатель: - Давайте послушаем ансамбль ложкарей. Кто хочет, может подвигаться под музыку (звучит аудиозапись, дети танцуют с ложками).
А короли пользовались ложками из серебра и золота (12 слайд).
Воспитатель: - Пора перемещаться дальше, ребята давайте возьмемся за часы. Следующая остановка «Наше время».
Тик – так, тик – так,
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведем,
И домой мы попадаем.
Воспитатель: - А какими ложками мы пользуемся в наше время? Давайте вспомним (13 слайд).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько разных ложек (14 слайд).
История ложек очень интересна и поэтому в пермском крае находится Музей ложек.
Воспитатель: - Ребята, а сейчас я вам предлагаю подойти к столу и рассмотреть, сколько разных ложек. Возьмите их в руки, потрогайте, рассмотрите. Чем они отличаются? (дети называют характеристики). Можно проверить, какая тяжелее?
Проводим опыт с водой (емкость с водой стоит на столе, дети по очереди берут ложку и опускают в воду. Делают вывод, какая ложка тяжелее и из чего она сделана).
Воспитатель: - На столе очень много картинок, все они могут найти свое место на «Реке времени». Давайте мы их все вместе дружно разместим.
Педагог предлагает объединиться в 3 группы:
- Ребята, предлагаю вам взять по одной фишке, на которых написаны цифры (дети берут по фишке).
А теперь, послушайте меня внимательно: у кого фишки с цифрой 1, подойдите к столу с цифрой 1; у кого фишки с цифрой 2, подойдите к столу с цифрой 2; у кого фишки с цифрой 3, подойдите к столу с цифрой 3.
Воспитатель: - задание для первой группы: вам нужно отобрать картинки, относящиеся к древности, назовите их.
Дети: - Это ложки из камня, ракушек, глины, рыбьих костей, из костей животных и их рогов, из коры деревьев.
Для второй группы: отобрать картинки, относящиеся к старине, назовите их.
Дети: - Это ложки из бересты, дерева, серебра и золота.
Воспитатель: - Для третьей группы: отобрать картинки, относящиеся к нашему времени, назовите их.
Дети: - Это алюминиевые ложки, из нержавеющей стали, пластмассовые.
Воспитатель: - Прикладываем картинки на ту остановку времени, где они возникли.
- Предлагаю проверить, все ли картинки вы правильно приклеили.
Воспитатель: - Посмотрим на результат нашей работы. Все согласны с расположением картинок? Если все согласны, то давайте приклеим картинки в древность, старину и наше время.
Рассматривание и анализ «Река времени».
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, у нас получилась пека времени?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Что делали вы? (спросить каждую группу). Вы довольны своей работой? Были затруднения? Что бы вы еще хотели узнать? А еще как можно использовать ложку? (ответы детей).
Воспитатель: - У меня есть предложение, сделать всем вместе театр на ложках. У нас есть пластмассовые ложки и набор цветных маркеров. Давайте превратим их в веселый театр. А варенье мы попробуем в полдник на десерт.