МААМ-картинки

Конспект занятия «Путешествие по «Реке времени» Н. А. Короткова «История ложки»

Мария Суворова
Конспект занятия «Путешествие по «Реке времени» Н. А. Короткова «История ложки»

Конспект занятия

Цель: создать условия для развития любознательности, активности, познавательных интересов в процессе знакомства с историей появления ложки.

Задачи:

Обучающие:

1. формировать представления детей об истории возникновения ложки, её

разновидностях, качествах и свойствах;

2. Формировать у детей представление о системе сенсорных эталонов материалов и длительности времени;

3. Совершенствовать аналитическое восприятие, стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.

Развивающие:

Публикация «Конспект занятия „Путешествие по „Реке времени“ Н, А, Короткова „История ложки“» размещена в разделах

1. Развивать мыслительные процессы: внимание, память, мышление, восприятие;

2. Развивать мелкую и крупную моторику;

3. Развивать связную речь, обогащать словарь детей словами: ложкари, старина, сувенир, береста.

4. Развивать способность к экспериментированию;

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

2. Воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность;

3. Воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

4. Воспитывать умение договариваться, учитывать интересы других.

Ход занятия:

Педагог заносит варенье без ложки. Предлагает угоститься.

Воспитатель: - Я сегодня хочу вас угостить вареньем. Угощайтесь, мои дорогие! (ложек нет). Создание проблемной ситуации.

Воспитатель: - Я совсем забыла приготовить ложки! А как можно поесть без ложки? (обсуждение с детьми культуры приема пищи).

Воспитатель: - Оказывается, ложка очень важный предмет и без него невозможно обойтись.

Не лопата, не совок.

Что захватит, то в роток.

Кашу, суп или окрошку.

Вы узнали? Это (ложка).

Воспитатель: - Ребята, а какие бывают ложки? Хотите больше узнать о ложках? Вы знаете, что история ложек начинается с древних времен. Хотите узнать, как это было? Я вам предлагаю еще раз совершить волшебное путешествие по реке времени. Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит всегда вперед и никогда не возвращается, также, как и время. Чтобы нам и в этот раз не заблудиться во времени, давайте мы обозначим наши остановки. И поможет нам в этом «Река времени».

Первая остановка называется «Древность».

- Чтобы перенестись нам в давние времена я хочу предложить вам положить руки на мои волшебные часы.

Проговаривание слов:

Тик – так, тик – так,

Время отмеряет шаг.

Стрелки мы переведем,

В древность все мы попадаем.

Воспитатель: - Как вы думаете, из чего была сделана самая первая ложка? Предлагаю вам сесть на стульчики и посмотреть на экран.

- Сначала люди ели руками (2 слайд).

Воспитатель: - Но однажды человек выронил горячий кусок мяса, который упал на острую палочку. Человек поднял кусок мяса за палочку и понял, что с палочки есть удобнее. С тех пор люди стали пользоваться палочками. (3 слайд). Но палочкой суп не поешь.

- Первую ложку человек вытесал из камня. Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой? Почему?

Дети: - Она была не ровная, тяжелая, не прочная, вовремя еды она обжигала рот (4 слайд).

Воспитатель: - Люди, жившие у южных морей (древние греки, когда не было ложек использовали ракушки, которыми удобно было «загребать» пищу. А удобно ли есть с ракушки?

Дети: - Не удобно, острые края, ломается и т. д.

Воспитатель: - А представляете, что вы кушаете горячий суп. Удобно вам? Позднее к ракушкам приделывали ручки. Но, такие ложки были достаточно хрупкие, края острые, не ровные. (5 слайд).

Воспитатель: - Время шло, люди начали придумывать другие ложки. Из чего были еще ложки? Ложки из рыбьих костей, из костей животных их рогов, из коры деревьев (6 слайд).

Следующая остановка: «Старина».

Воспитатель: - Ребята, давайте возьмемся за часы и переместимся в страну, произносим:

Тик – так, тик – так,

Время отмеряет шаг.

Стрелки мы переведем,

В старину мы попадаем.

Воспитатель: - Как вы думаете, какими ложками ели раньше на Руси? (ответы детей).

Воспитатель: - На Руси ложку изготавливали довольно рано из бересты. Простые русские люди ели щи и кашу деревянными ложками. Их вырезали из липы, березы, дуба. Ложка получалась легкая, красивая, удобная и не нагревалась от горячей пищи. Первые деревянные ложки были очень простые, без украшений (7 слайд).

Воспитатель: - Кушали люди так: (8 слайд). Ставили на стол одну на всех миску или чугун с кашей, щами. Тарелок не было, а если глиняные у кого – то и были, то их ставили только на праздники, стоили они очень дорого. Каждому давали кусок хлеба и ложку. Самый первый опускал ложку в чугун дед, а если кто-то осмеливался деда опередить, то тому ложкой по лбу, а то могли и из-за стола выгнать, голодным оставить! Отсюда пошла и поговорка: «Вперед батьки в пекло не лезь!». Кто сколько ложек успеет съесть, тот тем и сыт будет. А если в щах – мясо, то его можно брать только спросив разрешения. У людей на Руси ложка всегда была при них, ее носили за поясом или в особых футлярах. В гости без собственной ложки не ходили, хозяин никогда не давал гостю ложку, а ждал, когда тот свою достанет. Даже царь Петр l, когда обедал в гостях, слуге приказывал с собой брать царскую ложку. Ел Петр l, как простые люди, деревянной ложкой, правда была она украшена слоновой костью, он не кичился своей знатностью.

Воспитатель: - А делали ложки на Руси с выдумкой. Они были вырезные, расписные, каждый край ложки отличался своей задумкой, не похожей на другие.

Вятские ложки отличались тем, что черпачок был удлиненный и плоский, в виде яйца, ручка загнута вниз с резьбой.

Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники (9 слайд).

Мастера ложечники изготовляли и расписывали разними узорами ложки. Так же их дарят как подарок – сувенир (10 слайд).

Воспитатель: - А как еще использовали ложки на Руси?

В России ложку используют еще как музыкальный инструмент (11 слайд).

Воспитатель: - Давайте послушаем ансамбль ложкарей. Кто хочет, может подвигаться под музыку (звучит аудиозапись, дети танцуют с ложками).

А короли пользовались ложками из серебра и золота (12 слайд).

Воспитатель: - Пора перемещаться дальше, ребята давайте возьмемся за часы. Следующая остановка «Наше время».

Тик – так, тик – так,

Время отмеряет шаг.

Стрелки мы переведем,

И домой мы попадаем.

Воспитатель: - А какими ложками мы пользуемся в наше время? Давайте вспомним (13 слайд).

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько разных ложек (14 слайд).

История ложек очень интересна и поэтому в пермском крае находится Музей ложек.

Воспитатель: - Ребята, а сейчас я вам предлагаю подойти к столу и рассмотреть, сколько разных ложек. Возьмите их в руки, потрогайте, рассмотрите. Чем они отличаются? (дети называют характеристики). Можно проверить, какая тяжелее?

Проводим опыт с водой (емкость с водой стоит на столе, дети по очереди берут ложку и опускают в воду. Делают вывод, какая ложка тяжелее и из чего она сделана).

Воспитатель: - На столе очень много картинок, все они могут найти свое место на «Реке времени». Давайте мы их все вместе дружно разместим.

Педагог предлагает объединиться в 3 группы:

- Ребята, предлагаю вам взять по одной фишке, на которых написаны цифры (дети берут по фишке).

А теперь, послушайте меня внимательно: у кого фишки с цифрой 1, подойдите к столу с цифрой 1; у кого фишки с цифрой 2, подойдите к столу с цифрой 2; у кого фишки с цифрой 3, подойдите к столу с цифрой 3.

Воспитатель: - задание для первой группы: вам нужно отобрать картинки, относящиеся к древности, назовите их.

Дети: - Это ложки из камня, ракушек, глины, рыбьих костей, из костей животных и их рогов, из коры деревьев.

Для второй группы: отобрать картинки, относящиеся к старине, назовите их.

Дети: - Это ложки из бересты, дерева, серебра и золота.

Воспитатель: - Для третьей группы: отобрать картинки, относящиеся к нашему времени, назовите их.

Дети: - Это алюминиевые ложки, из нержавеющей стали, пластмассовые.

Воспитатель: - Прикладываем картинки на ту остановку времени, где они возникли.

- Предлагаю проверить, все ли картинки вы правильно приклеили.

Воспитатель: - Посмотрим на результат нашей работы. Все согласны с расположением картинок? Если все согласны, то давайте приклеим картинки в древность, старину и наше время.

Рассматривание и анализ «Река времени».

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, у нас получилась пека времени?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Что делали вы? (спросить каждую группу). Вы довольны своей работой? Были затруднения? Что бы вы еще хотели узнать? А еще как можно использовать ложку? (ответы детей).

Воспитатель: - У меня есть предложение, сделать всем вместе театр на ложках. У нас есть пластмассовые ложки и набор цветных маркеров. Давайте превратим их в веселый театр. А варенье мы попробуем в полдник на десерт.

Публикации по теме:

«Водное путешествие по Москве-реке». Фотоотчёт«Водное путешествие по Москве-реке». Фотоотчёт В прошлое воскресенье мы побывали в невероятно увлекательном путешествии по набережным Москвы. Кремлёвская набережная – самая знаменитая,.

Конспект занятия по аппликации в средней группе «Лодки плывут по реке» Аппликация в средней группе : «Лодки плывут по реке» Воспитатель : Лагуткина Надежда Владимировна МАДОУ д/с №4 п. Добринка Липецкой области.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое ложки» (старшая группа) Цель: Познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком. Дать детям понятие о том, что человек создает предметы.

Конспект НОД «Путешествие по стране Времени» (подготовительная группа)Конспект НОД «Путешествие по стране Времени» (подготовительная группа) ОО «Познавательное развитие». Цель: - развитие у детей познавательной активности в процессе ФЭМП через использование игровых приемов. Задачи:.

Конспект ОД по познавательному развитию «Путешествие в страну Времени»Конспект ОД по познавательному развитию «Путешествие в страну Времени» Конспект ОД по познавательному развитию «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВРЕМЕНИ» Цель: - закрепить и расширить знания детей о различных видах часов,.

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по реке Ангаре. Экскурсия в зоопарк»Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по реке Ангаре. Экскурсия в зоопарк» Цель: совершенствовать умение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Задачи: Развитие интереса к игре. Закрепление представлений.

Конспект занятия по экологии «Экскурсия к водоёму» (реке)Конспект занятия по экологии «Экскурсия к водоёму» (реке) Конспект занятия по экологии «Экскурсия к водоёму» (реке) Задачи. 1. Продолжать учить детей замечать те изменения, которые происходят на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие по «Реке времени» Н. А. Короткова «История ложки»
Опубликовано: 10 января 2024 в 13:24
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД