Юлия Савченкова
Конспект занятия «Путешествие по миру литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
I.Вводная часть.
1. Орг. момент. Настрой детей на занятие.
2. Вступительная беседа.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет полет на ковре-самолете, три остановки - в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся. (Звучит музыка "В гостях у сказки").
II.Основная часть.
Остановка «Сказочное королевство сказок»
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по миру литературы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Воспитатель: Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей. В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.)
Воспитатель: Какие бывают сказки? (Сказки делят на русские народные и авторские).
Воспитатель: Что такое авторская сказка? (Это сказка, у которой есть автор).
Воспитатель: Какие авторские сказки вы знаете? («Цветик-семицветик», «Муха-цокотуха», «Федорино горе» и т. д.).
Воспитатель: Почему сказка называется русская, да еще и народная? (Автор – народ).
Воспитатель: Ребята, перед нами дерево с загадками. Давайте отгадаем загадки.
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт,
И в дороге слёзы льёт.
(«Федорино горе»)
Покупала самовар,
А спасал её комар.
(«Муха-Цокотуха»)
И зайчиха, и волчица –
Все бегут к нему лечиться.
(«Доктор Айболит»)
Хрю-хрю-хрю – каких три братца
Больше волка не боятся,
Потому что зверь тот хищный
Не разрушит дом кирпичный?
(«Три поросёнка»)
Возле леса, на опушке,
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(«Три медведя»)
Тянет и дед её, тянет и внучка,
Бабка, и кошка, и мышка, и Жучка.
Пусть этот овощ и держится крепко,
С грядки все вместе мы вытянем (Репку)
Ровно семь лепестков,
Нет пестрее цветков.
Оторвёшь лепесток –
Полетит он на восток,
И на север, и на юг,
И вернётся к нам он в круг.
Ты желанье загадай,
Исполненья ожидай.
Что же это за цветок?
Лютик? Ландыш? Огонёк?
(Цветик-семицветик)
Кот, петух, баран, свинья.
В лес отправились друзья,
Там и поселились.
Жили дружно, веселились.
Не боялись никого,
Даже волка самого.
(«Зимовье зверей»)
Способ есть, но он не прост –
Рыбку я ловлю на хвост.
В проруби её полно…
Всё, пора домой – темно.
Ой, видать улов богат!
Хвост не вытащу назад!
(«Лисичка-сестричка и волк»)
Воспитатель: Спасибо, ребята, молодцы.
Воспитатель: Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве)
Воспитатель: Какими заканчиваются? (Стали жить-поживать; вот и сказке конец, а кто слушал — молодец; стали жить долго и счастливо; и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало)
Дидактическая игра «Из какой сказки эти предметы»
Воспитатель: Хочу проверить, хорошо ли вы знаете сказки. Я буду показывать предметы из сказок. А вы должны назвать сказку, в которой присутствует этот предмет.
Воспитатель: Из какой сказки мочалка? («Мойдодыр», цветок? («Цветик-семицветик», самовар? ("Муха-Цокотуха", солома? ("Три поросёнка", брёвна? ("Зимовье зверей", репа? («Репка»).
Конкурс «Волшебный сундучок»
Дети вытаскивают из сундучка задания. Отвечают на вопросы, кому принадлежат эти слова или как называется сказка.
Битый небитого везёт,
Битый небитого везёт.
(Лиса)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток
(Женя)
Мы станем брёвна носить, столбы тесать, щепу драть, а ты будешь глину месить, кирпичи делать.
(Бык и баран. «Зимовье зверей»)
Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут…
(«Репка»)
А сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Закончите начатую мной фразу и назовите произведение Корнея Чуковского.
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом … клякса. («Мойдодыр»)
Пошла муха на базар
И купила … самовар. («Муха – Цокотуха»)
И снова медведь:
- О, спасите моржа!
Вчера проглотил
он морского … ежа. («Телефон»)
Загляни-ка ты в кадушку
И увидишь там — … лягушку. («Федорино горе»)
Море пламенем горит,
Выбежал из моря … кит. («Путаница»)
Стыдно старому реветь
Ты не заяц, а … медведь. («Краденое солнце»)
Но как черная железная нога
Побежала, поскакала …кочерга. («Федорино горе»)
Тут и мыло подскочило,
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как … оса. («Мойдодыр»)
И пришла к Айболиту лиса:
- Ой, меня укусила …оса. («Айболит»)
Молодцы!
Игра «Сказочный персонаж»
• Человек, оказывающий зверям и птицам медицинскую помощь – это. Айболит.
• Безжалостный пират и людоед, промышлявший на территории Африки, обожающий есть маленьких детей — это. Бармалей.
• Говорящий умывальник, умывальников начальник и мочалок командир — это … Мойдодыр.
• Смельчак, одолевший Паука в стихотворении «Муха-Цокотуха» — …Комар.
• Бабушка, от которой сбежала посуда – это… Федора.
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, устали, давайте отдохнём.
Физминутка Железновой.
Остановка «Край рассказов»
Воспитатель: Чем отличается рассказ от сказки?
(Ответы детей. В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.)
Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»
«Два товарища», «Филиппок», «Котёнок»- Лев Толстой, «Волшебное слово» В. Осеева, «Золотой луг» - М. Пришвин, «Музыкант» - Виталий Бианки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто это? ( Портреты писателей: Лев Толстой, Виталий Васильевич Бианки, Валентина Осеева, Михаил Пришвин.)
Остановка «Мир стихов»
Воспитатель: Чем отличаются стихи от рассказов? Как записывают стихи? (В столбик. Вот так. (Показ стихов в книге).
Воспитатель: А рассказы записывают. (В строчку. Вот так. (Показ прозы в книге).
Воспитатель: А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.
Муха, муха - Цокотуха
Позолоченное брюхо.
Воспитатель: В этих стихах созвучны последние слова Цокотуха
и брюхо. А какие слова созвучны в следующих строчках?
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
(Ответы детей).
Воспитатель: Пошла и нашла. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? ( Ответы детей: Из стихотворения «Муха - Цокотуха».)
Воспитатель: А кто автор этого стихотворения? ( Ответы детей: Корней Иванович Чуковский.)
Воспитатель: Устали? Давайте отдохнем.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы плечами тик-тик,
Мы глазами миг-миг (2 раза).
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру на знание стихов А. Л. Барто.
Игра «Угадай-ка».
- Мы отправляемся дальше! Я буду задавать вам вопросы, а вы должны правильно на них ответить.
- Кого бросила хозяйка? (Зайку).
- Кому оторвали лапу? (Мишке).
- Что уронила Таня в реку? (Мячик).
- Кто шёл по доске, вздыхая? (Бычок).
- Во что барабанит барабанщик? (В барабан).
- Кому причешут шёрстку гладко? (Лошадке).
Звучат стихи А. Л. Барто в исполнении детей.
Воспитатель: Молодцы, спасибо. Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось наше путешествие?
Ответы детей.
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель задаёт вопросы детям.
1. Что мы сегодня делали на занятии, чем занимались?
2. Вам понравилось наше путешествие?
3. Куда мы путешествовали?
4. Какие сказки мы вспомнили?
5. Что больше всего понравилось?
6. О чём бы ты рассказал своим друзьям?
7. В какие игры мы играли?
8. Что для вас было самым интересным?
Рефлексия «Светофор». Дети сигналят цветными карточками.
Зелёный – понравилось, поучительно.
Жёлтый – не всё понравилось.
Красный – не понравилось, скучно.