Анна Рогожникова
Конспект НОД «Путешествие по городам народных промыслов»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие по городам народных промыслов.
Цель: обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах
Задачи:
обобщить знания детей об особенностях народных промыслов;
воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства;
создавать условия для развития навыков взаимодействия через групповую работу.
Ход нод:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Садитесь на стульчики.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие по городам народных промыслов“» размещена в разделах
Сегодня я хотела бы предложить вам увлекательное путешествие в удивительный мир народных умельцев, в мир, где живут настоящие мастера своего дела.
Скажите, а кого можно назвать мастером, умельцем? (человека, который очень хорошо выполняет свою работу). Про такого человека говорят «Мастер своего дела, своей профессии».
Воспитатель: А какие профессии вы знаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Послушайте сказку. В давние времена жила-была в одной деревне девушка. Звали её Марья-искусница. Была она очень трудолюбивой и умелой – и пряла (Слайд, и вышивала, а посуду расписывала – залюбуешься! Узнал о ней Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу. Да не успел… Марья-искусница превратилась в Жар-птицу, и, улетая, стала ронять на землю свои красивые перышки. (Слайд Жар-птицы).
И вот куда упало перо, там и появились на земле русской мастера и умельцы. И вот сегодня я хочу вас пригласить в путешествие по мастерским народных умельцев, чтобы найти перья жар птицы, которые она потеряла.
Воспитатель: Готовы ли вы отправиться со мной в путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: Как вы думаете, на чем можно поехать? (предположения детей)
Воспитатель: А я вам предлагаю отправиться в путешествие на волшебной карусели. Вставайте вокруг меня. Возьмитесь ручками за ленту карусели. Игра «Карусель»
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом,
Тише, тише, не бегите, карусель остановите,
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра
Вот и первая остановка (село Гжель)
Мы попали в село Гжель. (Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Давным-давно жили там смелые да умелые, весёлые да красивые мастера. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё посуду разную. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется. Другой мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее.
Ребята, что вы видите на слайде? (посуда) слайд
В: Как называется посуда для хлеба, сахара, молока, соли?
Воспитатель: Скажите, из чего изготавливалась эта посуда? (слайд ГОНЧАР)
Р, как называется человек, который лепит из глины посуду? Изготовлю вам из глины:
Миску, крынку и горшок.
У меня отличный дар,
Ремесло мое….
Воспитатель: Что же делает гончар (Гончар – это мастер, который изготавливает глиняную или керамическую посуду.)
Воспитатель: Кто украшает посуду узорами?
Чем же эта роспись отличается от других росписей? Как вы её узнали? (белый и синий)
Воспитатель: Среди картинок на столе найдите изделия, расписанные росписью Гжель.
Воспитатель: Давайте попробуем собрать «чайные пары» гжельского промысла». На столе расположены карточки, изображающие различные чашки и блюдца гжельской росписи. Вам нужно найти одинаковые пары карточек.
Воспитатель: Молодцы ребята! А вот и первое перо жар птицы. (показываю ребятам)
Понравились вам изделия гжельских мастеров? (Да) Кто изготавливает посуду из глины? Кто расписывает готовые изделия?
А музыка нас снова зовет в путешествие
Мелодия русской народной песни. Игра «Карусель»
Вторая остановка. Городец.
(На экране г. Городец)
Воспитатель: Посмотрите на городецкие изделия.
Воспитатель: Городец – родина городецкой росписи. Посмотрите на изделия городецкой росписи, скажите, из чего изготавливались данные изделия?
Скажите, какие краски используют мастера?
Ответы детей. (Красный, ярко-желтый, синий, зеленый, розовый, голубой, черный и белый)
Какие элементы росписи рисуют мастера?
Дети: Много листьев и цветов
Воспитатель: А еще, что рисуют городецкие мастера, кроме цветов?
Дети: городскую птицу и коня
Воспитатель: Птицу рисуют в центре изделия, а края изображают другими элементами росписи.
Воспитатель: Мастерам приходилось много трудиться, чтобы получились такие красивые изделия. Я предлагаю и вам немного потрудиться, и выложить городецкий узор на доске.
Подходите к столу, будем выкладывать узор парами.
Молодцы, ребята. А вот и второе перо жар-птицы.
А нас снова зовет музыка, занимайте места в нашей волшебной карусели. Мелодия русской народной песни. Игра «Карусель»
Третья остановка. Хохлома. Слайд.
В: А куда же принесла нас волшебная карусель на этот раз! Послушайте загадку и отгадайте, о каком промысле идёт речь?
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелёчек, завиток.
Здесь хозяева три цвета:
Чёрный, красный, золотой.
Откуда товар такой?
Своё название он получил от крупного торгового села Хохлома, куда привозились для продажи изделия из ближайших сёл и деревень. Из какого сделаны эти изделия? Слайд
Какие изделия украшают хохломской росписью? (посуду)
В: Ребята, мастера какой профессии вытачивают из дерева эту необычную посуду? (Токарь) Слайд.
Эта профессия называется токарь. И в наши дни есть такая профессия, но направление её изменилось. Мастер в те времена работал с деревом, а сейчас – с металлом.
Хохломскую роспись называют золотой, почему, как вы думаете?
Дети: Потому что в ней много жёлтого цвета.
Воспитатель: А какие цвета используют мастера, кроме золотого, желтого? (красный, черный, зеленый.)
А какие элементы хохломской росписи вы знаете?
Дети: разные ягоды, завитки, листья, цветы.
Скажите, мастер какой профессии расписывает посуду?
Воспитатель: Ребята, скажите, а какую посуду можно использовать, как музыкальные инструменты?
Дети: Деревянные ложки.
Воспитатель: А со мной поиграете на ложках?
Дети: Да.
Игра на ложках.
А вот и третье перо жар птицы.
Пора нам дальше отправляться в путь.
Игра «Карусель»
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом,
Тише, тише, не бегите, карусель остановите,
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра
Четвертая остановка (на экране деревня Дымково) Слайд.
Воспитатель: Мы приехали в деревню Дымково из-под города Вятки.
Что изготавливают в этом селе?
Воспитатель: Из чего делают эти игрушки? Слайд.
Дети: из глины
Воспитатель: Игрушки лепили из глины, потом обжигали в печь, затем белили мелом и расписывали.
Воспитатель: А каким узором расписывали игрушки?
Дети: кружочки, клеточки, полоски
Воспитатель: Какие цвета используют мастера?
Дети: синий, красный, желтый, зеленый
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, трудно ли сделать такую интересную игрушку? (Конечно, для этого нужно хорошо уметь и лепить, и рисовать – быть мастером своего дела.)
Из разных материалов сделаны предметы прикладного искусства. Если оно из дерева, то оно (какое) … деревянное.
Если изделие из глины, то оно (какое) … глиняное.
Ребята, здесь представлены иллюстрации изделий разного промысла, вам нужно выбрать только украшенные дымковской росписью.
Дети выбирают иллюстрации и прикрепляют к мольберту
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам стать художниками, расписать изделия дымковскими узорами.
Одеваем фартуки. Сейчас разомнем наши пальчики:
Кисточку в руках катаю
Между пальчиков верчу
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Молодцы, справились с работой. Снимаем наши фартуки. А вот и четвертое перо жар-птицы! Вот и закончилось наше путешествие, отправляемся в детский сад.
Скажите, с мастерами каких профессий мы познакомились? Кто изготавливает посуду из глины?
Кто вытачивает посуду из дерева? Кто украшает изделия узорами?
А мы сегодня кем были? Эти профессии существуют в наше время?
Спасибо вам, ребята, за совместную интересную работу. Свистульки, которые вы сегодня расписывали, вы заберете домой.