Получи документы

Конспект индивидуального коррекционного занятия по автоматизации звука [Л] «Путешествие Колобка»

Земфира Чепайкина
Конспект индивидуального коррекционного занятия по автоматизации звука [Л] «Путешествие Колобка»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формирование правильного произношения звука Л.

Задачи:

Коррекционно-образовательные :

- Автоматизировать поставленный ребенку звук на материале слов, словосочетаний, предложений, стихов и чистоговорок.

- Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа.

- Активизировать и пополнить активный и пассивный словарь с помощью таких слов, как: амбар, сусеки, завалинка, улей.

Коррекционно-развивающие :

- Развивать мимическую мускулатуру, общую и мелкую моторику, артикуляционный праксис.

Публикация «Конспект индивидуального коррекционного занятия по автоматизации звука [Л] „Путешествие Колобка“» размещена в разделах

- Развивать воображение, логическое мышление, память, посредством припоминания начала сказки «Колобок», решением проблемных ситуаций по ходу занятия.

Коррекционно-воспитательные :

- Воспитывать культуру общения, доброжелательное отношение, стремление придти на помощь сказочным героям.

Материал: макет к сказке «Колобок», мелкие игрушки, массажные зонды, карточки-пиктограммы, картинки-подсказки, предметные картинки со звуком Л, пособие «Спираль», звуковая улитка на звуки Л, Ль.

Ход занятия:

1. Оргмомент. Развитие мышления.

Л: Отгадай загадку:

На сметане мешён,

На окошке стужён,

Круглый бок, румяный бок

Покатился … (Колобок).

На макет выставляется Колобок.

2. Сообщение темы занятия. Звуковой анализ.

Л: Сегодня мы будем учиться правильно и четко произносить звук … А какой, ты узнаешь, если догадаешься, какой третий по счету звук слышится в слове колобок? (Звук Л). Правильно, мы сегодня будем произносить звук Л вместе с Колобком.

А хочешь, мы будем с тобой сочинять новую сказку про Колобка? (Да). А ты готов ему помочь справиться с трудностями, которые ждут его на пути? (Да).

3. Развитие памяти.

Л: Тогда давай вспомним начало сказки «Колобок».

Р: Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:

- Испеки мне, старая, колобок.

- Да из чего испечь-то? Муки нет.

- Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби - вот и наберётся.

Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на смета-не, скатала колобок, изжарила его в масле и на окошко студить поставила.

Надоело колобку лежать : он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку …

4. Артикуляционная гимнастика.

Выкатился колобок на дорожку и от радости хотел запеть свою любимую песенку, но не смог, язычок его не слушался. Колобок очень огорчился. Покажи, как он огорчился. А как мы можем помочь Колобку? (Мы можем научить его делать гимнастику для языч-ка).

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р.

5. Зондовый массаж языка.

Сделал Колобок гимнастику для язычка и запел: «Я Ко_обок, Ко_обок».

Ой, что-то не очень слушается язычок у Колобка. Какой звук он пропускает и не произносит? (Звук Л). Чем же еще мы можем ему помочь? (Мы можем сделать массаж для язычка). Давай покажем колобку, как это делается.

Универсальный комплекс массажа языка. Звучит аудиозапись - релаксационная про-грамма.

6. Автоматизация звука Л в стихах.

И, правда, помогли Колобку наши упражнения. Он так обрадовался! Покажи, как он обрадовался. Колобок покатился по дорожке и запел свою песенку. Какую песенку пел Колобок?

Р: Я Колобок, Колобок,

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел.

Л: По дорожке я качу,

Друга верного ищу.

7. Развитие мелкой моторики.

Выставляется игрушка пчёлка.

Катится Колобок, видит, сидит на травке … (Пчелка) Где слышится звук Л в слове пчелка? (В середине слова) А какая была пчёлка? - демонстрируется пиктограмма: грусть. (Она была очень грустная) Покажи, какая грустная была пчелка. Спроси у пчёлки, отчего она такая грустная?

Р: Пчёлка, от чего ты такая грустная?

- Я не могу найти дорогу к своему домику - ответила пчёлка.

А как называется домик у пчелки? (Улей). Давай вместе с Колобком поможем пчел-ке и укажем ей путь. (Игра «Спираль»)

Звучит музыка Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»

Обрадовалась пчелка, увидев свой улей, поблагодарила нас за помощь.

8. Точечный массаж руки.

Выставляется игрушка собака.

Покатился Колобок дальше и встретил кого? (Собаку) А звали её Лайка. Сколько слогов ты услышал в слове Лайка? (Два слога). А какая была Лайка? - демонстрируется пиктограмма: печаль. (Лайка была печальная) И правда, Лайка была очень печальная и плакала. Покажи, какая она была.

- Отчего ты плачешь, Лайка, - спросил Колобок.

- У меня болит лапка, - ответила Лайка.

Чья лапка болит? (Лайкина лапка)

Колобок решил полечить Лайкину лапку. Давай мы ему покажем, как это можно сделать.

(Точечный массаж руки). Звучит аудиозапись - релаксационная программа.

Вот и вылечил Колобок Лайкину лапку и покатился дальше.

9. Игровой самомассаж.

Выставляется игрушка лиса.

Катится Колобок, а навстречу ему … (Лиса) На какой по счету слог падает ударение в слове лиса? (На второй слог) А какая была Лиса? - демонстрируется пиктограмма: ра-дость. (Лиса была радостная) Лиса была такая веселая и бодрая. Покажи, какая была Ли-са. А теперь ты спроси, пожалуйста, у Лисоньки, отчего она такая весёлая?

Р: Отчего ты такая веселая, Лисонька?

- А это оттого, что я каждое утро делаю зарядку, хочешь, и тебя научу?

Давай и мы поучимся у Лисоньки.

Лиса

Утром Лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась.

Движения выполняются соответственно тексту.

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала —

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т. д.

А потом ладошкой

Пошлепала немножко.

Стала гладить ручки, ножки

И бока совсем немножко.

Ну, красавица-Лиса!

Красуясь, выполняет полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину.

До чего же хороша!

Колобку очень понравилась такая зарядка, а тебе? (Да) Спасибо тебе, Лисонька.

10. Звуковой анализ слов. Развитие фонематического восприятия.

Выставляется игрушка олень.

Катится Колобок дальше и повстречался ему … (Олень) Посмотри, какой он был за-думчивый. (Л. показывает мимикой задумчивость) А теперь ты изобрази задумчивого Оленя.

- О чем ты задумался, Олень? - спросил Колобок.

- В лесной школе мне дали очень трудное домашнее задание - выложить цепочку слов и расселить слова в домики. С таким заданием мне не справиться.

Колобок почесал затылок и решил, что в этой ситуации можешь помочь только ты. Поможешь Оленю решить эту задачу? (Да)

Ребёнок называет все слова, затем выкладывает цепочку и расселяет слова-картинки по подъездам. (Начало, середина и конец слова)

Цепочка слов со звуком Л : лук - колосс- стул - лыжник - котел - лопух - халва - алмаз - зал.

Олень очень благодарен тебе и говорит, большое спасибо.

11. Автоматизация звука Л в чистоговорках.

Колобок тоже был доволен, что мы смогли помочь Оленю.

Выставляется игрушка волк.

Дальше покатился Колобок по дорожке, вдруг из-за кустов выпрыгнул … (Волк) Сколько звуков ты услышал в слове волк? (Четыре звука). А какой был Волк? - демонст-рируется пиктограмма: злость. (Волк был злой) Покажи, какой страшный был волк.

- Колобок, Колобок, я тебя съем.

- А зачем? - спросил Колобок.

- Потому что я голодный и злой.

- Не ешь меня. Давай лучше чистоговорки вместе сочинять.

Давай вместе с Колобком и Волком будем сочинять чистоговорки.

В случае затруднения даются картинки - подсказки.

Ла - ла - ла - собирает мёд … пчела.

Ло - ло - ло - есть у белочки … дупло.

Лу - лу - лу - стол стоит … в углу.

Лы - лы - лы - мы вымыли … полы.

Лой - лой - лой - пилили мы … пилой.

Ел - ел - ел - на берёзу дятел … сел.

Ул - ул - ул - у нас сломался … стул.

Волку очень понравилось сочинять чистоговорки, он подобрел и не стал есть Колоб-ка.

12. Итог. Релаксация.

Выставляется озвученная игрушка мышонок.

Покатился Колобок по тропинке и нечаянно закатился в норку, где повстречал дру-гамышонка Лолика.

Я маленькая мышка,

Давай с тобой дружить.

Теперь с тобою вместе

Мы будем в норке жить.

И стали Колобок с мышонком Лоликом жить-поживать и добра наживать.

Понравилась тебе сказка? Мне тоже очень понравилось, как ты сегодня занимался. Много добрых дел сделал. Кому ты сегодня помогал? (Пчелке, собаке Лайке, Оленю, по-мог Колобку найти друга--мышонка Лолика).

Наверное, ты устал, давай немножко отдохнем.

Раз, два, три, четыре, пять!

Прикасаться поочередно подушечками пальцев друг к другу, начиная с большого.

Все умеем мы считать.

Сжимать и разжимать пальцы.

Отдыхать умеем тоже -

Покачать расслабленными руками.

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

Спрятать руки за спину, голова поднята, спокойное дыхание через нос.

И легко-легко подышим.

Ой, как пахнет здесь весной,

Но нам пора уже домой.

Занятие наше закончено, а вот тебе домашнее задание. (Л. дарит звуковую улитку). Это звуковая улитка, в ней живут слова со звуками Л, Ль. Правила игры ты уже знаешь, будешь играть в неё вместе с ребятами в группе.

Публикации по теме:

Автоматизация звука Ш во фразе и словосочетаниях Цель данного пособия - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Автоматизация звука в словах.

Логопедическая игра «Шнурочки правильного произношения»Логопедическая игра «Шнурочки правильного произношения» При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации звука затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального коррекционного занятия по автоматизации звука [Л] «Путешествие Колобка»
Опубликовано: 23 сентября 2014 в 21:41
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект индивидуального коррекционного занятия по автоматизации звука [Л] «Путешествие Колобка»» (включая файлы) размещена пользователем Земфира Чепайкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД