Земфира Чепайкина
Конспект индивидуального коррекционного занятия по автоматизации звука [Л] «Путешествие Колобка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование правильного произношения звука Л.
Задачи:
Коррекционно-образовательные :
- Автоматизировать поставленный ребенку звук на материале слов, словосочетаний, предложений, стихов и чистоговорок.
- Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа.
- Активизировать и пополнить активный и пассивный словарь с помощью таких слов, как: амбар, сусеки, завалинка, улей.
Коррекционно-развивающие :
- Развивать мимическую мускулатуру, общую и мелкую моторику, артикуляционный праксис.
Публикация «Конспект индивидуального коррекционного занятия по автоматизации звука [Л] „Путешествие Колобка“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
- Развивать воображение, логическое мышление, память, посредством припоминания начала сказки «Колобок», решением проблемных ситуаций по ходу занятия.
Коррекционно-воспитательные :
- Воспитывать культуру общения, доброжелательное отношение, стремление придти на помощь сказочным героям.
Материал: макет к сказке «Колобок», мелкие игрушки, массажные зонды, карточки-пиктограммы, картинки-подсказки, предметные картинки со звуком Л, пособие «Спираль», звуковая улитка на звуки Л, Ль.
Ход занятия:
1. Оргмомент. Развитие мышления.
Л: Отгадай загадку:
На сметане мешён,
На окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок
Покатился … (Колобок).
На макет выставляется Колобок.
2. Сообщение темы занятия. Звуковой анализ.
Л: Сегодня мы будем учиться правильно и четко произносить звук … А какой, ты узнаешь, если догадаешься, какой третий по счету звук слышится в слове колобок? (Звук Л). Правильно, мы сегодня будем произносить звук Л вместе с Колобком.
А хочешь, мы будем с тобой сочинять новую сказку про Колобка? (Да). А ты готов ему помочь справиться с трудностями, которые ждут его на пути? (Да).
3. Развитие памяти.
Л: Тогда давай вспомним начало сказки «Колобок».
Р: Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:
- Испеки мне, старая, колобок.
- Да из чего испечь-то? Муки нет.
- Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби - вот и наберётся.
Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на смета-не, скатала колобок, изжарила его в масле и на окошко студить поставила.
Надоело колобку лежать : он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку …
4. Артикуляционная гимнастика.
Выкатился колобок на дорожку и от радости хотел запеть свою любимую песенку, но не смог, язычок его не слушался. Колобок очень огорчился. Покажи, как он огорчился. А как мы можем помочь Колобку? (Мы можем научить его делать гимнастику для языч-ка).
Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р.
5. Зондовый массаж языка.
Сделал Колобок гимнастику для язычка и запел: «Я Ко_обок, Ко_обок».
Ой, что-то не очень слушается язычок у Колобка. Какой звук он пропускает и не произносит? (Звук Л). Чем же еще мы можем ему помочь? (Мы можем сделать массаж для язычка). Давай покажем колобку, как это делается.
Универсальный комплекс массажа языка. Звучит аудиозапись - релаксационная про-грамма.
6. Автоматизация звука Л в стихах.
И, правда, помогли Колобку наши упражнения. Он так обрадовался! Покажи, как он обрадовался. Колобок покатился по дорожке и запел свою песенку. Какую песенку пел Колобок?
Р: Я Колобок, Колобок,
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел.
Л: По дорожке я качу,
Друга верного ищу.
7. Развитие мелкой моторики.
Выставляется игрушка пчёлка.
Катится Колобок, видит, сидит на травке … (Пчелка) Где слышится звук Л в слове пчелка? (В середине слова) А какая была пчёлка? - демонстрируется пиктограмма: грусть. (Она была очень грустная) Покажи, какая грустная была пчелка. Спроси у пчёлки, отчего она такая грустная?
Р: Пчёлка, от чего ты такая грустная?
- Я не могу найти дорогу к своему домику - ответила пчёлка.
А как называется домик у пчелки? (Улей). Давай вместе с Колобком поможем пчел-ке и укажем ей путь. (Игра «Спираль»)
Звучит музыка Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»
Обрадовалась пчелка, увидев свой улей, поблагодарила нас за помощь.
8. Точечный массаж руки.
Выставляется игрушка собака.
Покатился Колобок дальше и встретил кого? (Собаку) А звали её Лайка. Сколько слогов ты услышал в слове Лайка? (Два слога). А какая была Лайка? - демонстрируется пиктограмма: печаль. (Лайка была печальная) И правда, Лайка была очень печальная и плакала. Покажи, какая она была.
- Отчего ты плачешь, Лайка, - спросил Колобок.
- У меня болит лапка, - ответила Лайка.
Чья лапка болит? (Лайкина лапка)
Колобок решил полечить Лайкину лапку. Давай мы ему покажем, как это можно сделать.
(Точечный массаж руки). Звучит аудиозапись - релаксационная программа.
Вот и вылечил Колобок Лайкину лапку и покатился дальше.
9. Игровой самомассаж.
Выставляется игрушка лиса.
Катится Колобок, а навстречу ему … (Лиса) На какой по счету слог падает ударение в слове лиса? (На второй слог) А какая была Лиса? - демонстрируется пиктограмма: ра-дость. (Лиса была радостная) Лиса была такая веселая и бодрая. Покажи, какая была Ли-са. А теперь ты спроси, пожалуйста, у Лисоньки, отчего она такая весёлая?
Р: Отчего ты такая веселая, Лисонька?
- А это оттого, что я каждое утро делаю зарядку, хочешь, и тебя научу?
Давай и мы поучимся у Лисоньки.
Лиса
Утром Лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
Движения выполняются соответственно тексту.
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала —
Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота!
Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т. д.
А потом ладошкой
Пошлепала немножко.
Стала гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко.
Ну, красавица-Лиса!
Красуясь, выполняет полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину.
До чего же хороша!
Колобку очень понравилась такая зарядка, а тебе? (Да) Спасибо тебе, Лисонька.
10. Звуковой анализ слов. Развитие фонематического восприятия.
Выставляется игрушка олень.
Катится Колобок дальше и повстречался ему … (Олень) Посмотри, какой он был за-думчивый. (Л. показывает мимикой задумчивость) А теперь ты изобрази задумчивого Оленя.
- О чем ты задумался, Олень? - спросил Колобок.
- В лесной школе мне дали очень трудное домашнее задание - выложить цепочку слов и расселить слова в домики. С таким заданием мне не справиться.
Колобок почесал затылок и решил, что в этой ситуации можешь помочь только ты. Поможешь Оленю решить эту задачу? (Да)
Ребёнок называет все слова, затем выкладывает цепочку и расселяет слова-картинки по подъездам. (Начало, середина и конец слова)
Цепочка слов со звуком Л : лук - колосс- стул - лыжник - котел - лопух - халва - алмаз - зал.
Олень очень благодарен тебе и говорит, большое спасибо.
11. Автоматизация звука Л в чистоговорках.
Колобок тоже был доволен, что мы смогли помочь Оленю.
Выставляется игрушка волк.
Дальше покатился Колобок по дорожке, вдруг из-за кустов выпрыгнул … (Волк) Сколько звуков ты услышал в слове волк? (Четыре звука). А какой был Волк? - демонст-рируется пиктограмма: злость. (Волк был злой) Покажи, какой страшный был волк.
- Колобок, Колобок, я тебя съем.
- А зачем? - спросил Колобок.
- Потому что я голодный и злой.
- Не ешь меня. Давай лучше чистоговорки вместе сочинять.
Давай вместе с Колобком и Волком будем сочинять чистоговорки.
В случае затруднения даются картинки - подсказки.
Ла - ла - ла - собирает мёд … пчела.
Ло - ло - ло - есть у белочки … дупло.
Лу - лу - лу - стол стоит … в углу.
Лы - лы - лы - мы вымыли … полы.
Лой - лой - лой - пилили мы … пилой.
Ел - ел - ел - на берёзу дятел … сел.
Ул - ул - ул - у нас сломался … стул.
Волку очень понравилось сочинять чистоговорки, он подобрел и не стал есть Колоб-ка.
12. Итог. Релаксация.
Выставляется озвученная игрушка мышонок.
Покатился Колобок по тропинке и нечаянно закатился в норку, где повстречал дру-гамышонка Лолика.
Я маленькая мышка,
Давай с тобой дружить.
Теперь с тобою вместе
Мы будем в норке жить.
И стали Колобок с мышонком Лоликом жить-поживать и добра наживать.
Понравилась тебе сказка? Мне тоже очень понравилось, как ты сегодня занимался. Много добрых дел сделал. Кому ты сегодня помогал? (Пчелке, собаке Лайке, Оленю, по-мог Колобку найти друга--мышонка Лолика).
Наверное, ты устал, давай немножко отдохнем.
Раз, два, три, четыре, пять!
Прикасаться поочередно подушечками пальцев друг к другу, начиная с большого.
Все умеем мы считать.
Сжимать и разжимать пальцы.
Отдыхать умеем тоже -
Покачать расслабленными руками.
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
Спрятать руки за спину, голова поднята, спокойное дыхание через нос.
И легко-легко подышим.
Ой, как пахнет здесь весной,
Но нам пора уже домой.
Занятие наше закончено, а вот тебе домашнее задание. (Л. дарит звуковую улитку). Это звуковая улитка, в ней живут слова со звуками Л, Ль. Правила игры ты уже знаешь, будешь играть в неё вместе с ребятами в группе.