Ирина Пугачева
Подвижная игра как средство развития ловкости в старшем дошкольном возрасте
Аннотация: в статье раскрыто значение подвижных игр для развития ловкости в старшем дошкольном возрасте, доказывается необходимость развития ловкости у детей.
Ключевые слова: подвижная игра, развитие ловкости
Публикация «Подвижная игра как средство развития ловкости в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
В настоящее время, Российская Федерация нуждается в устойчивом повышении благосостояния российских граждан и укрепления позиций России в мировом сообществе. Переход к инновационной модели связан с формированием нового механизма социального развития, основанного на развитии человеческого потенциала России. Основным приоритетом социальной и экономической политики является распространение стандартов здорового образа жизни. Спорт является не только социальным, но и политическим фактором в современном мире. Состояние здоровья населения, является доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, о чем свидетельствует Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, и утверждение правительства РФ об утверждении стратегии развития физической культуры и спорта.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – это «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». По мнению академика РАМН, профессора Ю. Лисицына: «только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, высокой умственной и физической работоспособностью будет стремиться осуществлять любые свои замыслы, невзирая на профессиональные и бытовые трудности, он осуществит намеченное и достигнет поставленных целей.»
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина, о чем свидетельствует Федерального закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», а также ФГОС ДО.
По мнению многих ученый, таких как: Л. П. Матвеев, Н. А. Лях, Н. А. Бернштейн, В. М. Зациорский, именно достижение успеха в жизни, где необходимо быстро управлять своими действиями, приспосабливаться к быстрому решению двигательных задач, в нестабильных, а в быстро меняющихся условиях можно только с хорошо развитой ловкостью. А старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития ловкости, так как именно в этот период совершенствуются функциональные возможности организма ребенка и происходит интенсивное развитие всех органов и систем на основе созревания нервно-мышечного аппарата.
Ловкость - это комплексное психофизическое качество, которое связано с процессом управления движениями, позволяющим рационально использовать имеющийся двигательный опыт в неожиданно изменяющихся условиях. Данное качество является ведущим психофизическим качеством в формировании гармонично развитой личности, а развитие ловкости требует от педагоги систематической педагогической работы над всеми компонентами, такими как: осознанность выполнения физических упражнений, быстроту освоения нового; координацию движения; быстроты реакции на сигнал.
По мнению многих исследователей, таких как Е. Н. Вавилова., А. В. Волкова, Н. А. Ноткиной, А. В. Кенеман, Д. В. Хахлаевой, П. Ф. Лесгафта, В. М. Зациорского, Н. В. Зимкина, А. Н. Крестовникова, А. Д. Новикова, Н. Г. Озолина, В. С. Фарфеля и других всем вышеперечисленным требованиям наилучшим образом отвечают физические упражнения и, в частности, подвижные игры.
Подвижная игра – активная и сознательная деятельность ребёнка, которая характеризуется своевременным и точным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребёнка на сигнал, а развитие находчивости, способности не потеряться при непредвиденном усложнении и тут же найти приём для его преодоления, является главной предпосылкой для воспитания ловкости.
Многие психологи, такие как, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, М. И. Лисиной и другие утверждают, что важным фактором, оказывающим влияние на эффективность движений, является цель деятельности. В подвижных играх, стимулом совершенствования движений выступает стремление ребёнка как можно лучше выполнить игровую задачу и достичь успеха. Он заинтересован в результате, а показатели повышаются в соответствии с ростом жизненной значимости решаемых им задач.
Он действует в соответствии с игровыми условиями, проявляя ловкость и тем самым, совершенствуя движения, это позволяет не растеряться в дальнейшем при изменения самой задачи или обстановки, а суметь сразу приспособиться к ней, т. е. проявить ловкость, изловчиться.
В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств детской личности.
Развитие ловкости происходит под влияние обучения, в процессе формирования и совершенствования двигательных навыков, постановки задач в педагогическом процессе напрямую зависит от требованиями программ, в соответствии которой, воспитатели строят свою работу. Анализ примерных образовательных программ свидетельствует о недостаточном внедрении в практику работы детских садов методов и приемов, направленных на воспитание этого качества. Задача воспитание ловкости, не поставлена, однако предполагается проведение отдельных упражнений и игр, косвенно влияющих на её развитие. Рекомендаций к целенаправленному применению подвижных игр для развития ловкости отсутствуют.
Рекомендаций относительно подбора и методик проведения подвижных игр, направленных на воспитание ловкости у детей дошкольного возраста на сегодняшний день недостаточно, о чем свидетельствует работы Е. Н. Вавиловой и Н. А. Ноткиной.
Мы выявили следующую проблему: недостаточное содержательное обеспечение развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста. Данная проблема позволила нам сформулировать цель исследования: изучение теоретических основ развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр, разработка и апробация серии подвижных игр, способствующих развитию ловкости в старшем дошкольном возрасте.
Объект: развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: подвижная игра как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие ловкости, а также формирование личности ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в подвижных играх. Изменяющая ситуация в игре, необычность, новизна, необходимость быстрого и точного реагирования и принятия оптимального решения побуждает детей к проявлению находчивости, сознательному применению двигательных умений и навыков. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребёнка.
Список литературы
1. Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пособие. - 2-е изд. испр. и доп. - М. : Педагогическое общество России, 2001 - 407 с.
2. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателей дет сада. – М. : Физкультура спорт 2001. – 96 с.
3. Электронный ресурс: Бернштейн Н. А. О ловкости и её развитии. – М. : Физкультура и спорт - https://www.pseudology.org/health/BershteinLovkost.pdf
4. Электронный ресурс: Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т II. Развитие произвольных движений - https://www.twirpx.com/file/1412472/