Иванова
Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности
Автор публикации: Паршакова Лариса Вячеславовна воспитатель «Ухтинского дома ребенка специализированного»
Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач детского сада. Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Публикация «Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Развитие связной речи требует применения вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у детей развёрнутого смыслового высказывания. Одним из таких средств являются театрализованные игры.
Именно через игру ребенок вступает в мир социальных отношений, в игре активно развивается речь ребенка.
Игра - это полноценная и содержательная для детей деятельность, это творческий процесс, в котором раскрываются все качества, заложенные природой в ребенка. И только через игру можно найти подход к детям застенчивым и замкнутым, так как именно в игре ребенок сам стремится научиться тому, что его интересует, накапливая знания, развивая мышление, воображение и речь.
Нам известно, что театр близок и понятен детям. Он, как и игра, дает ребенку представление о мире, в котором он живет, формирует опыт социальных навыков поведения, дает возможность показать себя в воображаемой ситуации.
Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Творческий характер театральных игр открывает для дошкольника каждый раз что-то новое, интересное, помогает обнаружить в себе ранее неизведанное, возможность стать сильным, смелым, прикладывая необходимые усилия на преодоление трудностей.
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи,
формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоения выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, утверждают понятия «добро» и «зло», осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения - события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры.
Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Участвуя в театрализованных играх, ребенок вживается в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, театрализованная игра является самым любимым и наглядным видом творчества.
Дети словесно могут передавать свои впечатления, переживания, то есть монологическая речь становится четкой и выразительной. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых.
Театрализованная деятельность имеет определенные особенности в пределах каждого возрастного периода. Это связано с уровнем развития речи, игровой деятельности, театральных действий, восприятия литературных произведений.
Работа над театрализованной деятельностью начинается с младших групп, воспитатель побуждает детей к общению. У младших дошкольников совершенствуется понимание речи (понимание словесной инструкции, указаний взрослого, несложного сюжета литературного произведения). Речь в этот период развития является не только средством общения, но и источником получения знаний посредством словесных объяснений взрослого. Ребенок много действует, поэтому его речь обогащается глаголами, появляются местоимения, наречия, предлоги (употребление этих частей речи характерно для связного высказывания). Появляются первые предложения времени (когда., причины (потому что.).
Дети учатся произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, развивают речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного). Для данного возраста театрализованные игры - это пальчиковые игры, где пальчик может стать зайчиком, мишкой и любым персонажем знакомой сказки. Кукла это игрушка, с которой малыш умеет отделять игру от реальности, чтобы создать свой собственный мир. По воле ребенка кукла ведет себя так, как это нужно ее хозяину. Если ребенок не может правильно повторить предложение или слово, то кукла, надетая им на пальчик, будет повторять вместе с взрослым. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи. При помощи куклы - перчатка, можно и попеть, и рассказать интересные истории, и поиграть в разные игры. Перчаточная кукла помогает вызывать положительные эмоции и ослаблять нервное напряжение у ребенка. Кукла, выступающая в роли собеседника, концентрирует все внимание на себе и помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям. Диалогическая речь младших дошкольников спонтанна, основана на простых предложениях даже тогда, когда от них ждут полного развернутого высказывания, структура речи еще несовершенна. Дети постепенно подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по сюжетным картинкам, по игрушке. В этот период работы по развитию речи хорошо включать инсценировку сказок. Начинать кукольные инсценировки удобнее с диалогов, что дается детям легко и весело. Они овладевают разнообразием языковых средств эмоциональной и развернутой связной речью.
В средних группах продолжается работа по интонационной выразительности речи, закрепляются умения в сочетании движения и речи : игры на пальцах, игровые упражнения, ролевой театр. Закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение, мини-сценка, инсценировка стихотворения). Закрепляются умения выразительно произносить предложенную фразу. С помощью театрализованных игр развиваем мелкую моторику в сочетании с речью: мини-сценка.
В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности: инсценировка, мини – сценка, театрализованные игры. Продолжается развитие монологической и диалогической речи : постановка спектакля, инсценировка, спектакль по сказке, кукольный театр. В старшем возрасте значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей, дети привлекаются к режиссерской работе, развиваются навыки без конфликтного общения.
Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи, активизации словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи и совершенствования звуковой стороны и социально - эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:
-единства социально-эмоционального и когнитивного (познавательного) развития;
-насыщении этой деятельности интересным и эмоционально
-значимым для детей содержанием;
-постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
-наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
-совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня. В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом.
У дошкольников старших и подготовительных групп на более высоком уровне проявляется умение формулировать вопросы, давать конкретные ответы, грамотно обосновывая их, поддерживать диалог с собеседником. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарища. Они уже дают более развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления. На этом уровне речевого развития с детьми, возможно, разыгрывать сценки, которые передают различные эмоции. Так, можно выразить настроение словами, интонацией, мимикой, взглядом.
Именно в этом возрасте активно развивается монологическая речь детей. Дети могут дать грамотный ответ, формулируя в голове правильную постановку высказывания, используя в изложении распространенные и сложные предложения. Главным в речевом развитии ребенка является постоянно совершенствующая, и изменяющаяся с возрастом способность использовать речь как средство общения. Постепенно отдельные высказывания, просьбы, вопросы или ответы сводятся к диалогической речи. Также со временем у ребенка развивается способность описывать, объяснять, пересказывать все то, что он осознает по возрасту. Так развивается связная речь.
Знакомство с художественной литературой, занятия по развитию речи, по подготовке к грамоте, организованные игры (словесные, сюжетно - дидактические, ролевые, театрализованные, творческие задания - все это дает положительную динамику в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
Формирование связной речи начинается очень рано. Постепенно происходит формирование способностей ребенка переходить от простых форм связной речи к более сложным ее формам. Монологическая связная речь формируется сначала в диалоговой речи, как основной форме речевого общения, а впоследствии становится также основой связной речи. Развивая связную речь, ребенок постепенно овладевает родным языком, словарным запасом, фонематическим слухом и навыками произношения звуков, грамматическим строем, правилами синтаксиса и смысловой речью.
Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка.