Анастасия Уланова
Опыт работы на тему «Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
" Детский сад № 156"
Автор: воспитатель Уланова Анастасия Валентиновна
Тема: «Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста»
«Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста".
Публикация «Опыт работы на тему „Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста“» размещена в разделах
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов: цвет (4 цвета, форма (круг, квадрат, треугольник, величина (большой, средний, маленький).
Сенсорное воспитание направлено на развитие:
Зрительного
Слухового
Тактильного и других видов ощущений и восприятий
Сенсомоторное развитие является важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе, именно период в раннем дошкольном возрасте наиболее благоприятен для совершенствования представлений об окружающем мире.
Значение сенсомоторного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, влияет на расширение словарного запаса ребенка, одним словом влияет на развитие всех психических познавательных процессов детей.
Целью данной работы является : создание условий для формирования сенсорных способностей детей раннего возраста.
Задачами в работе по данному направлению являются:
формирование у детей систем сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов.
Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической познавательной деятельности.
Создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметной мире.
Игры на определение величины и на определение цвета: составление разноцветных башенок, сборно-разборные игрушки, вкладыши (пирамидки и т. д., народные, (матрёшки).
Также есть игры которые сделаны своими руками:
«Цветные палочки»-просунуть палочку в отверстие такого же цвета как и палочка.
Цель: развивать мелкую моторику, речь, тактильные ощущения, мышление, фантазию, сенсорную память, умения различать цвета.
«Разноцветный петушок»- прикрутить крышку по цвету.
Цель: развивать мелкую моторику, речь, тактильные ощущения, мышление, фантазию, сенсорную память, умения различать цвета.
«Закрой окошечко»- закрыть окошечко по цвету и форме.
Цель: развивать мелкую моторику, речь, тактильные ощущения, мышление, фантазию, сенсорную память,умения различать цвета.
«Подбери колеса машине»- подбери колеса к машине по цвету
Цель: развивать мелкую моторику, речь, тактильные ощущения, мышление, фантазию, сенсорную память, умения различать цвета.
Игры на определение формы : игрушки, состоящие из геометрических фигур – вкладышей, предназначенные для вкладывания и накладывания. Собери пирамидки, вкладыши и накладывания от большего к меньшему и наоборот
Цель: развивать мелкую моторику, речь, тактильные ощущения, мышление, фантазию, сенсорную память, умения различать по форме, цвету.
И на слуховое восприятие: шумовые игрушки.
Также сделано своими руками:
«Подбери окошечко»
«Поставь стаканчик по форме и цвету»
Также своими руками сделано дополнительно барабаны с палочками, маракасы.
Игры для развития мелкой моторики рук:
Также сделано своими руками игры:
игры «прищепки», «игрушки предназначенные для нанизывания на шнурок».
Тактильные игры:«Найди на ощупь», «игрушки с разной фактуройс различными наполнителями», «Наряди елочку», «Книга сказок- на липучках прикрепи персонажей».
Индивидуально- дифферинцированный подход: Задания на усложнение
Подбери красной матрешке зеленый фартук (платок, цветочки) и т. д.
Игрушки и пособия систематически обновляются, это повышает к ним интерес и позволяет более разнообразно их использовать.
Формирование сенсорных эталонов в разных видах деятельности.
Физическое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Также своими руками сделано «Машина», «Пианино»
Пособие своими руками
«Новогодняя елочка»
Цель:развитие творческого воображения и логического мышления, формирование сенсорных эталонов, развитие речи детей раннего возраста, развитие мелкой моторики рук.
Пособия своими руками участвующие в районных конкурсах по раннему возрасту.
1. «Красавица матрешка» в котором заняли 2 место.
Цель:развитие творческого воображения и логического мышления, формирование сенсорных эталонов, элементарных математических представлений, развитие речи детей раннего возраста.
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику, речь, тактильные ощущения, воображение, мышление, фантазию, сенсорную память, усидчивость.
2. Закреплять представления об основных цветах, природных явлениях (солнышко, дождик).
3. Развивать умение детей определять контрастные по размеру предметы и обозначать их в речи (большая- маленькая матрешка).
4. Развивать умение различать количество предметов (одна-много матрешек).
Варианты игры:
«Одень матрешку в желтый (зеленый, красный, синий) наряд
Подбери матрешки фартук такого же цвета, как платок.
«Найди бантик для платка такого же цвета»
«Сравни матрешку по «размеру»
«Какого цвета матрешки»
«Сколько матрешек» (Одна-много)
«Подбери цветы такого же цвета, как ее наряд»
«Какой сегодня день» (солнечный или дождливый)
2. «Чудеса перевоплощения» - РОСТОВАЯ КУКЛА Забавушка, в котором заняли 1 место.
Цель:развитие творческого воображения и логического мышления, формирование сенсорных эталонов, элементарных представлений о сезонных изменениях по временам года., развитие речи детей раннего возраста.
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику, речь, тактильные ощущения, воображение, мышление, фантазию, сенсорную память, усидчивость.
2. Закреплять представления об основных цветах, природных явлениях (солнышко, дождик).
Варианты игры:
«Ее можно использовать как сюрпризный момент, а на платье крепятся элементы сезонных изменений по временам года».
«Одень куклу «осень, весна, зима, лето» (желтый, красный, синий, зеленый) наряд
«Какой сегодня день» (солнечный или дождливый)
3. «Расти здоровым, малыш» - Солнышко лучистое в котором заняли 2 место.
Цель:развитие творческого воображения и логического мышления, формирование сенсорных эталонов, развитие речи детей раннего возраста, развитие мелкой моторики рук, тактильные ощущения, усидчивость.
1. Анкета для родителей «Роль сенсорной культуры в жизни ребенка».
2. Консультация для родителей (буклеты)«Формирование сенсорных эталонов детей раннего возраста», информационные материалы для родителей
3. Применение ИКТ- технологий (игра «Собери пирамидку» и др.)
4. Индивидуальная работа в сенсорной комнате и консультативная помощь педагога-психолога семьям воспитанников
Направление работы строится в следующих направлениях:
Работа с детьми (через занятия, игровую и творческую деятельность,
Работа с родителями (консультации, совместные игры, проведение праздников Изготовление игр и игровых пособий взрослых совместно с детьми в домашних условия, Участие в совместных выставках
Работа с педагогами и специалистами (показ и обсуждение открытых занятий, выступление на педагогическом совете, изготовление нестандартного игрового оборудования)
В соответствии с современными требованиями ФГОС ДО в младшей группе создана насыщенная РППС, которая обеспечивает :
• максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы с учетом возрастного этапа, охраны жизни и здоровья детей и их развития.
В группе раннего возраста и в группах для детей младшего дошкольного возраста педагогами создана богатая развивающая предметно-пространственная среда для сенсомоторного развития.
Вывод:
Развиваясь в специально созданной развивающей среде, дети формируют сенсорные навыки, накапливают жизненный опыт, учатся упорядочивать и сопоставлять предметы и явления, получают опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретают знания. Это даёт возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
ПЕРСПЕТИВЫ:
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды нестандартным инновационным игровым оборудованием
Создание картотеки игр
Трансляция опыта в районных мероприятиях, сетевом сообществе