МААМ-картинки

Палочки Кюизенера как новый подход к развитию логического мышления и познавательных способностей дошкольников.

Таня Кириленко
Палочки Кюизенера как новый подход к развитию логического мышления и познавательных способностей дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы

Палочки Кюизенера - новый подход к развитию логического мышления и познавательных способностей дошкольников.

Только то в человеке прочно и надежно,

что всосалось в природу его в первую пору жизни.

Я. А. Коменский

ВВЕДЕНИЕ

Публикация «Палочки Кюизенера как новый подход к развитию логического мышления и познавательных способностей дошкольников,» размещена в разделах

Одна из наиболее важных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков.

На своевременном этапе обучения важно научить детей не только считать, решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение оперировать предметами, знаками и символами. Поэтому особая роль отводится инновационным дидактическим средствам.

Повсеместно широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется многими педагогами в работе с детьми, как в детских садах, так и в школах.

Основная специфика этого дидактического материала - простота, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают способам познания и обучения детей числу и счёту и легко вписываются в систему формирования математического мышления дошкольников как одна из современных технологий обучения.

Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для постепенного перехода от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, для развития логического мышления.

Определив важность и актуальность дидактического значения палочек Кюизенера поставила перед собой цель:

1. Формирование мыслительных способностей дошкольников в освоении нового материала для подготовки к школьному обучению;

2. Развитие логического мышления в процессе игр с нестандартными дидактическими средствами.

Поставила задачи:

1. Формировать представления о сенсорных понятиях: цвет, размер, форма, величина;

2. Формировать представление о составе числа из единиц и двух меньших;

Учить производить математические действия с цветными палочками : сложение, вычитание;

3. Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.

Решая некоторые задачи, нужно учитывать, что процесс овладения математическими знаниями в дошкольном возрасте имеет свои физиологические и психологические особенности :

– жизнь дошкольника - это игра, поэтому формирование знаний, умений и навыков следует использовать именно в этих видах деятельности. Известно, что приобретая знания в разных условиях делает их более прочными. Обучение наиболее продуктивно, если оно сочетается с игровой деятельностью. Играя, дети незаметно для себя учатся складывать числа, считать, сравнивать, анализировать, ориентироваться в пространстве, решать логические задачи;

- активизируется процесс мышления, нацеливающий на самостоятельный поиск решения поставленных задач;

- абстрактное мышление у дошкольников ещё не сформировано, поэтому важен наглядный рабочий материал. Разнообразие пособий, яркость красок увлекают детей, стимулируют активность и желание работать.

Основные приемы в работе с палочками Кюизенера по формированию элементарных математических представлений и логического мышления дошкольников.

Впервые с цветными палочками Кюизенера я познакомилась, прочитав статью Ильясовой Камилы, опубликованной в научном журнале «Молодой ученый» No 22.4, за 2015г. В данной статье она очень подробно раскрывает эффективность работы с палочками, которые дают возможность формировать у дошкольников в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения.

Этот многофункциональный материал, по ее мнению, сегодня решает многие задачи: сенсорные, познавательные, логические, количественные отношения, ориентирование в пространстве, формирование представлений о составе числа и многие другие. Заинтересовавшись данной технологией, мне захотелось тоже использовать в своей работе палочки, как дополнительный и нетрадиционный материал по формированию элементарных математических представлений.

После ознакомления с данной технологией, наш детский сад приобрел пособия и наборы с цветными палочками Кюизенера.

Пособие яркое, красочное, состоит из большого количества игровых заданий и упражнений. В комплект входят разноцветные пластмассовые брусочки палочки разной длины, 116 штук, 10 различных цветов. Наименьшая палочка имеет длину 10 мм, белого цвета, следующие палочки с последовательным увеличением по длине на 10 мм.

Белый кубик - число 1 - выступает в качестве условной мерки - единицы измерения. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и размером.

Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью», палочки 3, 6, 9 образуют «синюю семью», а 5 и 10 - «желтую». Подбор палочек в одно семейство происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по размеру. Например, в семейство красных входят числа кратные двум, семейство синих состоит из чисел кратных трём, числа кратные пяти образованы оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета - семейство белых - целое число. Оно выкладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено чёрным - чёрное семейство.

В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает. Палочки, как дидактическое средство, вполне соответствует специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления.

Игры существенно дополняют сказки: «Колобок», «Три медведя», «Дюймовочка», «Буратино» и другие. Они вводят ребёнка в необычный, волшебный мир, заставляют сопереживать героям и событиям.

Известно, что интеллект ребёнка лежит на кончиках его пальцев, а значит, чем богаче у ребёнка мелкая моторика рук, тем быстрее он начинает говорить, тем успешнее продвигается в своем развитии. Палочки Кюизенера позволяют упражнять кисти рук, направляют на активизацию тонких движений пальцев. Работать с цветными палочками я начала с детьми трёхлетнего возраста. Как известно, этот возраст отличается любознательностью и легко обучаемостью.

Мною был разработан план кружковой работы с палочками на три года. Разработан ряд игр и игровых упражнений, которые используются как на ОУД по ФЭМП, так и в свободной самостоятельной деятельности. Задания предлагаются в определённом порядке. Важно ни спешить, ни приступать к следующей задаче или игре, если ребёнок плохо усвоил материал.

Мой опыт работы показал, что, играя с палочками, дети с трехлетнего возраста учатся ориентироваться на плоскости, различать и правильно называть не только основные цвета, но и оттенки, правильно определять фигуры и их размеры, знакомятся с понятиями высокий - низкий, широкий - узкий, длинный - короткий, овладевают понятиями наложения и приложения. В каждом игровом упражнении идёт закрепление цветов и числовое обозначение палочек. Дети учатся оперировать числовым значением цветных палочек. На протяжении трех лет идёт развитие художественных способностей у детей - умение воплощать свой замысел в работе, выбирать средства, необходимые для этого. Легко и непринужденно дети знакомятся с образованием чисел в пределах 10, с составом числа из двух меньших чисел, формируют умение делить целое на равные части.

Организация образовательного процесса.

Методы и приемы: практические, игровые, моделирование, воссоздание, преобразование, конструирование.

Форма работы: групповая, индивидуальная самостоятельная работа воспитанников, фронтальная, самооценка и самоконтроль выполненной работы, создание проблемных ситуаций, дидактическая игра.

Структура деятельности.

1. Создание заинтересованности (сюрпризный или игровой момент);

2. Обследование объекта;

3. Построение объекта детьми;

4. Помощь (совет, уточнение, напоминание, поисковые вопросы)

5. Анализ;

6. Обыгрывание.

Дидактические игры и упражнения в работе с палочками Кюизенера.

1. Игровые упражнения, способствующие усвоению сенсорного восприятия - эталонов цвета и размера, развивающие представление о геометрических фигурах. Так, например, строя из палочек лестницы, дети располагают их на плоскости стола, как в двухмерном, так и в трёхмерном пространстве. В этом случае выделяются длина, ширина и высота лестницы. Осваивая цвет и размер, дети с удовольствием составляют коврики сначала одного цвета и размера, а затем задание усложняется: нужно составить коврик так, чтобы палочки были разного цвета, но размер определяется квадратом или прямоугольником. При всём этом развивается зрительный глазомер, ребёнок учится понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.

2. Упражнения, состоящие в группировке палочек по разным признакам :

- игровое упражнение «Длинные и короткие ленточки для кукол»;

- игра - конструирование «Заборы низкие и высокие»;

- игра - конструирование «Лесенка широкая и лесенка узкая».

3. Игры и упражнения, развивающие у детей количественные представления. Данные игры помогают освоить состав чисел из единиц детям среднего возраста и состав чисел из двух меньших детям старшего возраста. Дети учатся увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 на единицу, называть «соседей» данного числа, устанавливать логические связи и закономерности. Здесь же начинает формироваться навык самоконтроля и самооценки:

- игровое упражнение «Кто в домике живёт?»;

- игра - конструирование «Считаем ступеньки»;

- игровое упражнение «Покажи, как растут числа»;

- игровое упражнение «Сломанная лесенка».

4. Игры, способствующие измерению длины объектов палочками Кюизенера.

5. Игры и упражнения, которые учат детей старшего возраста пользоваться арифметическими знаками и составлять примеры на основе зрительно воспринимаемой информации:

- игровое упражнение «Палочки можно складывать»;

- игровое упражнение «Палочки можно вычитать».

6. Игры, которые помогут детям старшего возраста решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Здесь дети учатся понимать условие предложенной задачи и выполнять её самостоятельно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты работы явились основанием для следующих выводов:

1. Использование технологии Кюизенера позволяет решать важные задачи развития творческих способностей дошкольника - это развитие мысли, фантазии, логического мышления;

2. Устанавливает логические связи и закономерности на основе зрительно воспринимаемой информации, формирует у детей представление о сенсорном восприятии окружающего мира.

3. С помощью цветных палочек, дети ещё период до числового обучения не зная и не умея выражать своих действий в математических терминах, получают возможность производить

сложение и вычитание чисел, поняв смысл этих операций, «открывать» простые математические соотношения, например, закон неизменности суммы при перестановке слагаемых, наглядно представить состав

числа.

4. Игровая деятельность обеспечивает сочетание интересов детей и педагога. Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностями в деятельности. Педагог же, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, а именно, палочки Кюизенера, направляет работу в нужное русло. Цели детей и взрослого совпадают, что и определяет эффективность воспитательно – образовательного процесса. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации приобретаемых задач, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленными самими детьми в процессе деятельности.

Считаю работу с палочками Кюизенера актуальной, интересной и нужной для детей, поскольку математические и логические игры детства влияют на дальнейшую учёбу ребёнка в школе. Дети приобретают способность рассуждать, думать и побеждать, поверить в свои силы. Это и есть составляющая моей работы, главный результат которой – развитие способностей к дальнейшему образованию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Е. В. Михеева «Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста». Журнал «Детский сад: теория и практика» № 1, 2012

2. Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера М. : Издательство ГНОМ, 2013

3. К. К. Ильясова «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера». Научный журнал «Молодой ученой», № 22.4, 2015

Публикации по теме:

«Формирование развития логического мышления у дошкольников как подготовка детей к школе» «Быть готовым к школе -не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Л. А.

Развитие логического мышления у старших дошкольников Развитие логического мышления у старших дошкольников" ]Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольный период развития формируются.

Цветные счётные палочки «Палочки Кюизенера»Цветные счётные палочки «Палочки Кюизенера» Бельгийский математик Х. Кюизенер разработал универсальную технологию, палочки Кюизенера. Данный дидактический материал особенный и универсальный,.

Дидактическая игра «Волшебные палочки». Развитие мелкой моторики, воображения, логического мышления, цветовосприятияДидактическая игра «Волшебные палочки». Развитие мелкой моторики, воображения, логического мышления, цветовосприятия Вместе с детьми мы создали интересную игру, которая называется "Волшебные палочки". Цель игры: развитие мелкой моторики, развитие воображения,.

Использование судоку в развитии логического мышления дошкольников Один из основных залогов успешного обучения детей - это использование в работе с детьми дошкольного возраста занимательного наглядного материала.

Мастер-класс для педагогов «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей» Мастер-класс Тема: «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Презентация «Развитие логического мышления через дидактические игры: палочки Кюизенера и блоки Дьенеша» Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком.

Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр Взаимозависимость математического развития и формирования логических приемов умственных действий- одна из основных методических проблем.

Развитие логического мышления у старших дошкольников Консультация для родителей Развиваем логическое мышление у детей Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей.

Мастер-класс для воспитателей «Волшебный мир математики. Палочки Кюизенера как средство интеллектуального развития детей»Мастер-класс для воспитателей «Волшебный мир математики. Палочки Кюизенера как средство интеллектуального развития детей» Цель мастер - класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта работы использования цветных палочек Кюизенера,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Палочки Кюизенера как новый подход к развитию логического мышления и познавательных способностей дошкольников.
Опубликовано: 9 марта 2018 в 17:47
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Палочки Кюизенера как новый подход к развитию логического мышления и познавательных способностей дошкольников.» (включая файлы) размещена пользователем Таня Кириленко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД