Таня Кириленко
Палочки Кюизенера как новый подход к развитию логического мышления и познавательных способностей дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Палочки Кюизенера - новый подход к развитию логического мышления и познавательных способностей дошкольников.
Только то в человеке прочно и надежно,
что всосалось в природу его в первую пору жизни.
Я. А. Коменский
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Палочки Кюизенера как новый подход к развитию логического мышления и познавательных способностей дошкольников,» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Палочки Кюизенера
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Одна из наиболее важных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков.
На своевременном этапе обучения важно научить детей не только считать, решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение оперировать предметами, знаками и символами. Поэтому особая роль отводится инновационным дидактическим средствам.
Повсеместно широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется многими педагогами в работе с детьми, как в детских садах, так и в школах.
Основная специфика этого дидактического материала - простота, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают способам познания и обучения детей числу и счёту и легко вписываются в систему формирования математического мышления дошкольников как одна из современных технологий обучения.
Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для постепенного перехода от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, для развития логического мышления.
Определив важность и актуальность дидактического значения палочек Кюизенера поставила перед собой цель:
1. Формирование мыслительных способностей дошкольников в освоении нового материала для подготовки к школьному обучению;
2. Развитие логического мышления в процессе игр с нестандартными дидактическими средствами.
Поставила задачи:
1. Формировать представления о сенсорных понятиях: цвет, размер, форма, величина;
2. Формировать представление о составе числа из единиц и двух меньших;
Учить производить математические действия с цветными палочками : сложение, вычитание;
3. Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.
Решая некоторые задачи, нужно учитывать, что процесс овладения математическими знаниями в дошкольном возрасте имеет свои физиологические и психологические особенности :
– жизнь дошкольника - это игра, поэтому формирование знаний, умений и навыков следует использовать именно в этих видах деятельности. Известно, что приобретая знания в разных условиях делает их более прочными. Обучение наиболее продуктивно, если оно сочетается с игровой деятельностью. Играя, дети незаметно для себя учатся складывать числа, считать, сравнивать, анализировать, ориентироваться в пространстве, решать логические задачи;
- активизируется процесс мышления, нацеливающий на самостоятельный поиск решения поставленных задач;
- абстрактное мышление у дошкольников ещё не сформировано, поэтому важен наглядный рабочий материал. Разнообразие пособий, яркость красок увлекают детей, стимулируют активность и желание работать.
Основные приемы в работе с палочками Кюизенера по формированию элементарных математических представлений и логического мышления дошкольников.
Впервые с цветными палочками Кюизенера я познакомилась, прочитав статью Ильясовой Камилы, опубликованной в научном журнале «Молодой ученый» No 22.4, за 2015г. В данной статье она очень подробно раскрывает эффективность работы с палочками, которые дают возможность формировать у дошкольников в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения.
Этот многофункциональный материал, по ее мнению, сегодня решает многие задачи: сенсорные, познавательные, логические, количественные отношения, ориентирование в пространстве, формирование представлений о составе числа и многие другие. Заинтересовавшись данной технологией, мне захотелось тоже использовать в своей работе палочки, как дополнительный и нетрадиционный материал по формированию элементарных математических представлений.
После ознакомления с данной технологией, наш детский сад приобрел пособия и наборы с цветными палочками Кюизенера.
Пособие яркое, красочное, состоит из большого количества игровых заданий и упражнений. В комплект входят разноцветные пластмассовые брусочки палочки разной длины, 116 штук, 10 различных цветов. Наименьшая палочка имеет длину 10 мм, белого цвета, следующие палочки с последовательным увеличением по длине на 10 мм.
Белый кубик - число 1 - выступает в качестве условной мерки - единицы измерения. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и размером.
Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью», палочки 3, 6, 9 образуют «синюю семью», а 5 и 10 - «желтую». Подбор палочек в одно семейство происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по размеру. Например, в семейство красных входят числа кратные двум, семейство синих состоит из чисел кратных трём, числа кратные пяти образованы оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета - семейство белых - целое число. Оно выкладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено чёрным - чёрное семейство.
В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает. Палочки, как дидактическое средство, вполне соответствует специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления.
Игры существенно дополняют сказки: «Колобок», «Три медведя», «Дюймовочка», «Буратино» и другие. Они вводят ребёнка в необычный, волшебный мир, заставляют сопереживать героям и событиям.
Известно, что интеллект ребёнка лежит на кончиках его пальцев, а значит, чем богаче у ребёнка мелкая моторика рук, тем быстрее он начинает говорить, тем успешнее продвигается в своем развитии. Палочки Кюизенера позволяют упражнять кисти рук, направляют на активизацию тонких движений пальцев. Работать с цветными палочками я начала с детьми трёхлетнего возраста. Как известно, этот возраст отличается любознательностью и легко обучаемостью.
Мною был разработан план кружковой работы с палочками на три года. Разработан ряд игр и игровых упражнений, которые используются как на ОУД по ФЭМП, так и в свободной самостоятельной деятельности. Задания предлагаются в определённом порядке. Важно ни спешить, ни приступать к следующей задаче или игре, если ребёнок плохо усвоил материал.
Мой опыт работы показал, что, играя с палочками, дети с трехлетнего возраста учатся ориентироваться на плоскости, различать и правильно называть не только основные цвета, но и оттенки, правильно определять фигуры и их размеры, знакомятся с понятиями высокий - низкий, широкий - узкий, длинный - короткий, овладевают понятиями наложения и приложения. В каждом игровом упражнении идёт закрепление цветов и числовое обозначение палочек. Дети учатся оперировать числовым значением цветных палочек. На протяжении трех лет идёт развитие художественных способностей у детей - умение воплощать свой замысел в работе, выбирать средства, необходимые для этого. Легко и непринужденно дети знакомятся с образованием чисел в пределах 10, с составом числа из двух меньших чисел, формируют умение делить целое на равные части.
Организация образовательного процесса.
Методы и приемы: практические, игровые, моделирование, воссоздание, преобразование, конструирование.
Форма работы: групповая, индивидуальная самостоятельная работа воспитанников, фронтальная, самооценка и самоконтроль выполненной работы, создание проблемных ситуаций, дидактическая игра.
Структура деятельности.
1. Создание заинтересованности (сюрпризный или игровой момент);
2. Обследование объекта;
3. Построение объекта детьми;
4. Помощь (совет, уточнение, напоминание, поисковые вопросы)
5. Анализ;
6. Обыгрывание.
Дидактические игры и упражнения в работе с палочками Кюизенера.
1. Игровые упражнения, способствующие усвоению сенсорного восприятия - эталонов цвета и размера, развивающие представление о геометрических фигурах. Так, например, строя из палочек лестницы, дети располагают их на плоскости стола, как в двухмерном, так и в трёхмерном пространстве. В этом случае выделяются длина, ширина и высота лестницы. Осваивая цвет и размер, дети с удовольствием составляют коврики сначала одного цвета и размера, а затем задание усложняется: нужно составить коврик так, чтобы палочки были разного цвета, но размер определяется квадратом или прямоугольником. При всём этом развивается зрительный глазомер, ребёнок учится понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.
2. Упражнения, состоящие в группировке палочек по разным признакам :
- игровое упражнение «Длинные и короткие ленточки для кукол»;
- игра - конструирование «Заборы низкие и высокие»;
- игра - конструирование «Лесенка широкая и лесенка узкая».
3. Игры и упражнения, развивающие у детей количественные представления. Данные игры помогают освоить состав чисел из единиц детям среднего возраста и состав чисел из двух меньших детям старшего возраста. Дети учатся увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 на единицу, называть «соседей» данного числа, устанавливать логические связи и закономерности. Здесь же начинает формироваться навык самоконтроля и самооценки:
- игровое упражнение «Кто в домике живёт?»;
- игра - конструирование «Считаем ступеньки»;
- игровое упражнение «Покажи, как растут числа»;
- игровое упражнение «Сломанная лесенка».
4. Игры, способствующие измерению длины объектов палочками Кюизенера.
5. Игры и упражнения, которые учат детей старшего возраста пользоваться арифметическими знаками и составлять примеры на основе зрительно воспринимаемой информации:
- игровое упражнение «Палочки можно складывать»;
- игровое упражнение «Палочки можно вычитать».
6. Игры, которые помогут детям старшего возраста решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Здесь дети учатся понимать условие предложенной задачи и выполнять её самостоятельно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты работы явились основанием для следующих выводов:
1. Использование технологии Кюизенера позволяет решать важные задачи развития творческих способностей дошкольника - это развитие мысли, фантазии, логического мышления;
2. Устанавливает логические связи и закономерности на основе зрительно воспринимаемой информации, формирует у детей представление о сенсорном восприятии окружающего мира.
3. С помощью цветных палочек, дети ещё период до числового обучения не зная и не умея выражать своих действий в математических терминах, получают возможность производить
сложение и вычитание чисел, поняв смысл этих операций, «открывать» простые математические соотношения, например, закон неизменности суммы при перестановке слагаемых, наглядно представить состав
числа.
4. Игровая деятельность обеспечивает сочетание интересов детей и педагога. Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностями в деятельности. Педагог же, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, а именно, палочки Кюизенера, направляет работу в нужное русло. Цели детей и взрослого совпадают, что и определяет эффективность воспитательно – образовательного процесса. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации приобретаемых задач, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленными самими детьми в процессе деятельности.
Считаю работу с палочками Кюизенера актуальной, интересной и нужной для детей, поскольку математические и логические игры детства влияют на дальнейшую учёбу ребёнка в школе. Дети приобретают способность рассуждать, думать и побеждать, поверить в свои силы. Это и есть составляющая моей работы, главный результат которой – развитие способностей к дальнейшему образованию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Е. В. Михеева «Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста». Журнал «Детский сад: теория и практика» № 1, 2012
2. Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» М. : Издательство ГНОМ, 2013
3. К. К. Ильясова «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера». Научный журнал «Молодой ученой», № 22.4, 2015