Валентина Булдакова
ТРИЗ как средство развития творческого мышления младших дошкольников. Метод ММЧ
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование Маленькими Человечками как средство развития творческого мышления младших дошкольников
Булдакова В. Г. воспитатель 1 кв. категории
МКДОУ № 2 д/с «Колокольчик»
2017г.
Подписи к слайдам
1
. Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию материал, который, на первый взгляд, может показаться сложным. Но если разобраться, это очень увлекательно, интересно, результативно. Как для детей, так и для педагога.
2
Публикация «ТРИЗ как средство развития творческого мышления младших дошкольников, Метод ММЧ» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени –
дошкольному образованию. Но проблема не в поиске одарённых, гениальных детей, а в целенаправленном формировании творческих способностей, нового мышления у всех детей, посещающих детский сад.
3
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.
4
Чтобы правильно организовать совместную деятельность с дошкольниками, педагоги должен знать различные методы и приёмы, применяемые в ТРИЗ, (эти методы были привнесены в ТРИЗ).
Остановимся кратко на основных:
1. Мозговой штурм
2. Метод аналогий :
3. Морфологический анализ
4. Метод фокальных объектов
5. Игры - «Хорошо – плохо
6. Метод «Системный анализ»
7. Метод ММЧ
(моделирование маленькими человечками)
5
. Данный метод направлен на то, что бы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Он помогает сформировать у детей диалектические представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы. А также развивает мышление детей, стимулирует любознательность и творчество.
Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по- разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении).
6
Есть множество вариаций использования ММЧ: карточки с нарисованными маленькими человечками, кубики, МЧ из пластика и картона, наконец,
7
«живые» человечки, в роли которых выступают дети.
8
Все существующее вокруг нас - и камни, и дерево, и лужа, и игрушки, и мы с вами состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть только в электронный микроскоп. Этих частиц столько много, что соединяясь между собой, они и превращаются, например в камень. Частицы эти очень разные и они по- разному дружат между собой.
Одни частицы, давайте назовем их маленькими человечками, - очень дружны, они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не разъединить
Этих человечков называют- крепкие, твердые, и именно они. живут в камнях, дереве, горах. И чтобы их разъединить, нужно приложить усилие. Видите, как они крепко держатся - их дружбу не разрушишь!
9
В жидком веществе человечки стоят рядом, слегка касаясь друг друга. Эта связь непрочная: их можно легко отделить друг от друга (отлить воду из стакана и т. д.) Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны, стоят просто рядом и только прикасаются локтями
Такие человечки живут в жидких веществах, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в стакан с чаем и размешать сахар!
10
. Ну, а третьи человечки - вообще хулиганы! Они двигаются как хотят и совсем не держатся за руки! Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко пройти! Они живут в таких веществах, как воздух, дым, туман. Человечки газообразных веществ постоянно в движении. Помимо основного названия – «бегущие», дети характеризуют их как «летящие» или «летающие».
11
На примере дидактических игр, упражнений, экспериментов мы увидим как данный метод преподносится детям.
Итак,. Задание - эксперимент " Где какие маленькие человечки живут? "
А. Детям предлагается по очереди попробовать проткнуть деревянной палочкой предметы. В результате опыта дети выясняют, что это сделать невозможно! Значит во всех этих веществах живут дружные человечки! Эти вещества - твердые!
Б. Детям предлагается по очереди проткнуть деревянной палочкой воду в стаканчике, молоко в стаканчике. В результате опыта дети выясняют, что палочка достаточно легко проходит через воду и молоко. Значит здесь живут не очень дружные человечки! Но все- таки они рядом, иначе бы мы не увидели не воду, не молоко! Во всех этих веществах живут жидкие человечки и такие вещества называются - жидкими.
В, а как же нам найти третьих человечков? Где нам взять, например, дым или воздух? (ответы детей, возможно, они скажут, что воздух вокруг нас) Возьмите шарик. Он пустой? А сейчас надуйте его) -, это мы с вами поймали воздух! Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой - проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки!
12
На этом слайде дети делают сравнительный анализ свойств разных предметов : песок, снег, вода, фасоль для выяснения какие человечки где живут
13
Подвижная игра " Игры маленьких человечков"
Дети выступают в роли маленьких человечков и показывают, в каком веществе какие человечки живут. Воспитатель говорит: камень - дети берутся за руки, сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями, воздух - дети отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д.
14
Дидактическое упражнение " Узнай вещество"
Воспитатель показывает детям модели различных маленьких человечков - задача детей - узнать о каком веществе идет речь.
15,16,17,18,
19
Можно придумать своих человечков.
. Дидактическое упражнение " " Покажи бутылку лимонада"
Бутылка сделана из чего? (из пластмассы) Пластмасса - твердое вещество, поэтому часть возьмутся за за руки и изобразят бутылку. А лимонад - какое вещество? (жидкое). Другие дети будут изображать лимонад- встанут рядом друг с другом, касаясь локтями. А что еще есть в лимонаде, это особенно видно, когда мы открываем бутылку? (пузырьки) Да, в лимонад для шипучести добавляют углекислый газ., кто - то будет показывать пузырьки.
20
Подобная организация опытов способствует не только получению новых знаний, но и развитию любознательности, сообразительности, логического мышления. Возможность высказать свои суждения, отстоять личную точку зрения, произвести поиск истины, даже допуская ошибку. Все это формирует активную личность, способную к самостоятельному добыванию знаний, конструированию способов умственной деятельности.
С помощью метода ММЧ мы рассмотрели условия перехода вещества (на примере воды) из одного агрегатного состояния в другое. Вместе с детьми мы проводили опыты, рассуждали, выдвигали гипотезы, находили ответы.
Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ (ММЧ) являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас.
21
Спасибо за внимание!