Елена Николаевна Михайлова
Консультация «Обучение обратному счету детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение обратному счету детей старшего дошкольного возраста.
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в младших классах средней школы. Формированием счетной деятельностью детей дошкольного возраста занимались такие педагоги как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Ф. Фребель, М. Монтесори, Л. В. Глаголева, Е. И. Тихеева, Ф. И. Блехер, А. М. Леушина. Чешский мыслитель-гуманист и педагог Я. А. Коменский в руководстве по воспитанию детей до школы «материнская школа» в программу по арифметике и основам геометрии включил усвоение счета в пределах первых двух десятков (4-6 лет, различение чисел, определение большего и меньшего из них, сравнение предметов по выбору, геометрических фигур, изучение мер измерения. И. Г. Песталоцци – швейцарский педагог-демократ и основоположник теории начального обучения, указывал на недостатки существующих методов обучения, в основе которых лежит зубрежка, и рекомендовал учить детей счету конкретных предметов, пониманию действий над числами, умению определять время. Русский педагог – демократ К. Д. Ушинский предлагал обучать детей счету отдельных предметов и групп действиям сложения и вычитания, формировать понимание десятка, как единицы счета. Великий русский мыслитель Л. Н. Толстой в 1872 г. издал «Азбуку», одной из частей которой является «Счет». Он предлагал обучать детей счету вперед и назад в пределах сотни, изучать нумерацию, основываясь на детский практический опыт, приобретенный в игре. Счет – одно из ведущих понятий в математике. Люди научились считать в глубокой древности. Начало развития счета ученые находят уже у первобытных народов. С возникновением цивилизации потребность в счете и в умении производить арифметические действия резко увеличилась. Дошкольная педагогика тоже не обошла своим вниманием обучение счету. В детском саду дошкольники знакомятся со счетом. Математические задачи и упражнения со счетом учат детей думать, логически мыслить, расширяют их представления об окружающем мире. Обучение счету в детском саду является необходимым компонентом в подготовке к школе. Преждевременное обучение счетной деятельности неизбежно приводит к тому, что представление о числе и счете приобретает формальный характер. Поэтому обучение счету начинается не сразу. Ему предшествует подготовительная работа: многочисленные и разнообразные упражнения с множествами предметов, в которых дети, применяя приемы приложения и наложения, сравнивают совокупности, устанавливают отношения «больше», «меньше», «равно», не пользуясь при этом числом и счетом. Дети шестого года жизни все еще имеют наглядно-образное мышление, но при особой системе воспитания и обучения у них начинает закладываться вербальное мышление. Память и внимание начинают приобретать волевую направленность. Речь - описательность, рассудительность, умение связно излагать свои мысли. Дети этого возраста ищут активного общения, как со сверстниками, так и взрослыми, они инициативные деятели, «естествоиспытатели», помощники в любых делах и начинаниях взрослого. Им свойственно стремление выполнить задание и получить за него положительную оценку. Таким образом, дети старшей группы уже приступили ко второму этапу в обучении счету, который начался еще в средней группе, его основа для старших дошкольников - активное использование приема пересчета в сравнении множеств. Проводится он с опорой на определение числа как характеристики класса эквивалентных множеств, то есть их общего свойства, независимо от характера входящих в них объектов. Программа старшей группы направлена на расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, 3 дальнейшее развитие деятельности счета. Детей учат считать в пределах 10, продолжают знакомить с цифрами первого десятка. На основе действий с множествами и измерения с помощью условной меры продолжается формирование представлений о числах до десяти. Обучение счету начинается с практических действий с множествами, дробления их на элементы, сравнения смежных множеств. Счетная деятельность условно может быть поделена на отдельные этапы, а именно процесс счета и итог, в связи с чем выделяется соотнесенный и итоговый счет. Процессом счета, т. е. соотнесенным счетом (называнием чисел) дети овладевают быстрее. Итог счета усваивается значительно труднее. Построение модели натурального ряда чисел, возможно, после того, как дети освоятся с процессом установления взаимно однозначного соответствия между множеством предметов, его числовой характеристикой и цифровым обозначением этой количественной характеристики. По мере усвоения все большего числа цифр и счетной деятельности, вводится счет в прямом порядке и обратное название цифр, вначале с опорой на цифровое обозначение, затем на слух. Следует заметить, что умение называть числа в обратном порядке, как считают многое педагоги-методисты, является базовым для обучения ребенка процессу отсчитывания, поэтому необходимо формировать такое умение, но формулировать задание следует в виде: «Назови числа в обратном порядке». (А не «посчитай»). Таким же образом формулируются задания: «Назови числа от 9 до 5» и т. п. Закрепить знания детей о порядке следования чисел позволяют упражнения в увеличении и уменьшении числа на 1. Воспитатель ставит 1 предмет (флажок, матрешку, спрашивает: «Какое число получится, если я добавлю 1 предмет? Почему?». В интересной форме закрепить знания прямой и обратной последовательности чисел позволяют упражнения с лесенкой. Дети шагают по ступенькам лесенки то вверх, то вниз, считая либо количество ступенек, которые они уже прошли, либо то число ступенек, которое им еще осталось пройти, т. е. ведут счет то в прямом, то в обратном 4 порядке. Для упражнения детей в прямом и обратном счете используют числовую лесенку. Упражнения с числовой лесенкой позволяют закрепить знания о связях и отношениях не только между смежными числами, но и между остальными числами в ряду. Проводят ряд упражнений с числовыми фигурами. Например, вдоль доски в ряд педагог расставляет числовые фигуры с количеством кружков от 1 до 10; 2 фигуры он помещает не на свои места, детям предлагает определить, какие фигуры «заблудились». Ряд числовых фигур может быть выстроен как в прямом, так и в обратном порядке. Надо следить за тем, чтобы дети обязательно называли оба сравниваемых числа. Это важное условие осознания того, что каждое число (кроме 1) больше одного, но меньше другого, смежного с ним, т. е. понимания относительности значения каждого числа. Постепенно дети усваивают, что выражение «до» требует назвать число меньше данного, а выражение «после» - больше данного. В старшей группе идет постепенное усложнение задач и дальнейшее развитие счетной деятельности. Дети учатся считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, количественными и порядковыми числительными, группами по 2-3 предмета, называя общее количество предметов. В старшей группе можно варьировать размещение пересчитываемых предметов. Дети должны научиться считать предметы, размещенные по кругу, в виде числовой фигуры. Важно при этом обратить внимание на то, с какого предмета они начинают считать, чтобы не посчитать дважды один и тот же предмет и не пропустить не одного. Многократные упражнения подводят детей к выводу о том, что начинать счет можно с любого предмета, главное не пропустить ни одного. В старшей группе усложняется характер заданий на счет с участием слухового анализатора. Если в средней группе дети считали только звуки, то в 5 старшей группе можно соединять счет звуков и последовательный отсчет предметов, сравнивать звуки и предметы по количеству. Детям старшего дошкольного возраста доступны сложные задания, которые состоят из нескольких конкретных задач. Игры «Кто знает пусть дальше считает», «Назови предыдущее число» У детей формируются представления о последовательности размещения чисел в натуральном ряду, понимание взаимно-обратных отношений между числами в пределах 10. Воспитатель предлагает детям числовую лесенку - сколько ступенек на числовой лесенке? - какое число наименьшее? - какое число наибольшее? - какое число стоит после? Понимание детьми отношений между смежными числами натурального ряда позволяет научить их считать от любого числа в прямом и обратном порядке. Наряду со счетом отдельных предметов вводится обучение счету группами, т. е. обучение на основе смены основания. Таким образом, усвоение счетной деятельности и процесс ее развития целого ряда понятий совершается не само собой, а в результате организованного взрослым обучения. В каждой возрастной группе детского сада обозначены задачи по развитию у детей элементарных математических представлений, в частности по развитию счетной деятельности, в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском сад